Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цифровизация налогообложения или зачем отменили УСН с НДС

Ирина Юрковская

Упразднение с 1 января 2022 г. возможности применять упрощенную систему налогообложения (УСН) с уплатой НДС до сих пор вызывает споры, непонимание и протест представителей малого бизнеса. Некоторыми из них предпринимаются активные попытки вернуть норму в НК-2022.

Редакция «ЭГ» не смогла остаться в стороне и провела свой анализ ситуации.

Шеф, все пропало!

Для непосвященной в нормотворческую деятельность публики откроем небольшой секрет – работа по изменениям в Налоговый кодекс каждый год начинается уже в январе, сразу после вступления в силу новой редакции НК. Из предложений, которые по определенным и не очень причинам не попали в новую редакцию, формируется единый пул.

В мае-июне, как правило, собираются предложения от общественности – бизнес-союзы, ассоциации, аудиторские компании, банки, крупные системообразующие организации и другие professional community.

В июне 2022 г. в редакцию «ЭГ» обратился директор производственной организации, назовем ее «Марин», которая является официальным дистрибьютором швейцарской компании, мирового лидера в области производства средств защиты растений. Выпускаемые препараты предназначены для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками не только на полях сельскохозяйственных предприятий и организаций, но и в личном подсобном хозяйстве, на дачном участке, на газоне и в цветниках в городе.

Компания «Марин» плодотворно в течение многих лет производила необходимые для сельского хозяйства препараты, законопослушно перечисляла в бюджет налоговые и неналоговые сборы и платежи, посильным трудом участвовала в формировании ВВП. Условия и критерии налогового законодательства позволяли компании прибыльно существовать на упрощенной системе налогообложения с уплатой НДС.

Однако 3 января был подписан НК-2022, в котором не оказалось такой опции, как «УСН с НДС».

Компания «Марин», как и многие другие малые производственные организации, оказались в группе рискующих потерять крупных покупателей: поскольку организация на УСН без уплаты НДС не является плательщиком НДС, то при приобретении продукции у такой компании у покупателя не образуется «входной» НДС, за счет которого можно уменьшить общую сумму данного налога для уплаты в бюджет.

Накопленные суммы НДС у организации, работающей на УСН с уплатой НДС, НК предложил относить на увеличение стоимости выпускаемой продукции, в связи с чем приобретать продукцию у такой организации одномоментно стало невыгодно. Подобные налоговые риски организации-покупатели явно не закладывали, когда подписывали договоры купли-продажи.

Кроме того, ставка налога при УСН увеличилась с 3 до 6% от валовой выручки. При этом налоговой базой для исчисления налога является сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, т.е. понесенные организацией расходы не уменьшают налоговую базу. 

В качестве одного из вариантов решения минимизации рисков НК-2022 предложил организациям на УСН с уплатой НДС перейти на общую систему налогообложения (ОСН).

Жертвуй малым во имя спасения большего

Огромное уважение всегда вызывают прогрессивные борцы за свой бизнес, за отстаивание интересов во благо себе и не только себе.

Директор компании «Марин» оказался ярким представителем тех владельцев бизнеса, которые упорно, смело, независимо и последовательно идут к своей цели. В данном случае – отменить изменения в НК-2022 и вернуть применение УСН с уплатой НДС, при этом предоставив возможность бизнесу исходя из своей производственной ситуации самостоятельно выбирать УСН с уплатой НДС или УСН без уплаты НДС.

Диапазон направленных за короткое время обращений впечатляет: Департамент по предпринимательству Минэкономики, Минфин, МНС, прямая телефонная линия с замминистра финансов, Администрация Президента.

Понимая сильную озабоченность ситуации, в которой оказалась компания «Марин» и ее «коллеги по несчастью» – малые производственные организации, редакция «ЭГ» обратилась за помощью к бизнес-сообществу, чтобы разобраться, что произошло, почему, зачем и с какой целью отменили возможность применять УСН с уплатой НДС.

Может, это было не совсем правильное решение? Учитывая ситуацию с пандемией и санкционным давлением, сейчас самая главная задача – вытянуть экономику из кризиса или хотя бы не дать ввалиться в коллапс. И следует бороться за каждый малый бизнес, который смог устоять в этих условиях, готов работать, производить продукцию и приносить блага себе и обществу.

Можно ли изменить норму НК и вернуть прежнее положение НК-2021, позволяющее малым производственным организациям применять УСН с НДС, – этот и многие другие волнующие вопросы стали предметом встречи и профессиональной беседы с Жанной Тарасевич, директором Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского.

Она пояснила, что ежегодные предстоящие изменения налоговых норм в рабочем порядке обсуждаются на Консультативном Совете по налоговой политике при Министерстве финансов, в состав которого входят представители Минфина, МНС, Минэкономики, ассоциации предприятий промышленности «Бел­АПП», Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, ГТК, бизнес-союзов, Ассоциации налогоплательщиков и другие представители общественных объединений, коммерческих структур и государственных органов.

К обсуждению изменений норм по УСН возвращались несколько раз, искали возможные компромиссы. В целом по системе налогообложения велись жаркие дебаты, рассматривались различные варианты – от увеличения ставок НДС на несколько процентных пунктов до изменения методологии расчетов налогов.

По информации МНС, доля плательщиков, применяющих УСН без уплаты НДС, за 2020 год составила 92,2% всех субъектов, работающих по УСН. Необходимо было принимать стратегически грамотное решение, а для этого требовалось чем-то пожертвовать. Поэтому при принятии окончательного решения по отмене УСН с уплатой НДС осознанно шли на этот шаг, понимая, что пострадают чуть более 7% плательщиков.

Кроме того, отмена НДС предотвращает возможность недобросовестного налогового планирования, рассчитанного на применение ставки налога при УСН в размере 3% вместо 5% и одновременную не­уплату НДС для субъектов, имеющих право на льготы по НДС.

И что еще важно – отмена НДС способствует сближению порядка применения УСН в нашей стране с аналогичным режимом в РФ, что соответствует одной из задач по сближению, гармонизации и унификации налогового законодательства Беларуси и России как стран, входящих в состав Союзного государства.

Цифровизация налогообложения Союзного государства

16 июня 2022 г. на сессии «Союзное государство: экономическая интеграция – новые задачи» в рамках Петербургского международного экономического форума была озвучена информация о том, что Федеральная налоговая служба РФ и Министерство по налогам и сборам РБ готовят интегрированную систему администрирования косвенных налогов.

По информации, опубликованной на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (nalog.gov.ru), будет создан бесшовный незаметный сервис для корректного и правильного начисления и контроля за уплатой НДС в обеих странах.

Соответствующий договор между странами по налогам должен начать действовать с 2023 года, заявил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко: «Согласован пакет союзных программ, союзная программа по гармонизации налогов. Мы определились, что сосредоточимся сначала на косвенных налогах. Сближение фискальных систем государств создаст условия для упрощения работы бизнеса, помогут изменения и перевести документы в цифру».

Глава ФНС России Даниил Егоров напомнил, что в конце марта была запущена система прослеживаемости товаров. При ее разработке особое внимание уделялось именно незаметности налогового администрирования: «Если мы своему бизнесу мешаем нашими процедурами, мы каждой этой процедурой по чуть-чуть отъедаем от своего суверенитета. Мы чуть-чуть менее конкурентоспособны, чуть-чуть менее удобны, чем где-либо еще можно было бы начать бизнес. Поэтому мы с коллегами из налоговой службы Беларуси очень серьезно подходили к формированию процедур таким образом, чтобы, прежде всего, решить вопрос незаметно. Это значит, мы не дергаем, не спрашиваем и позволяем компаниям и предпринимателям заниматься своим делом, а мы, имея доступ к данным, наблюдаем за тем, что налоговая конкуренция соблюдается как между предпринимателями внутри России, так и между предпринимателями на территории Беларуси».

Автоматизированная система налогообложения. Российский эксперимент

С 1 июля 2022 г. в качестве эксперимента в четырех регионах России (Москва, Московская обл., Калужская обл. и Татарстан) вводится еще один режим налогообложения, доступный для ИП и компаний, – автоматизированная упрощенная система налогообложения (или АУСН), который продлится до конца 2027 г.

Как пишет известное российское интернет-издание, специализирующееся на бухгалтерской, юридической и налоговой тематике, « Клерк.ру», декларируемые цели внедрения нового режима – меньше отчетности, автоматический расчет налогов и снижение налоговой нагрузки.

Какие преимущества предоставляет АУСН:

  • освобождение от сдачи налоговой отчетности в налоговую инспекцию;

  • нулевые взносы на страхование для сотрудников и ИП (уплачиваются только взносы на травматизм, но они фиксированные – 2040 росс. руб. в год);

  • освобождение от некоторых видов налогов (на прибыль, на имущество, НДС и НДФЛ), но с рядом исключений;

  • самое главное – полностью автоматизированный расчет: налоговая сама собирает данные о доходах и расходах с ККТ, уполномоченного банка или через личный кабинет налогоплательщика и по ним рассчитывает сумму налога;

  • не нужно вести налоговый учет и КУДиР.

Заключение

Цифровизация налогообложения, к которой идет Союзное государство, – не страшный монстр, которым пугают белорусский бизнес и бухгалтеров, а принципиально новая система налогового учета и отчетности. Бизнес должен заниматься бизнесом, а не тратить временные и энергетические ресурсы на расчет налогов.

Запускаемый в России налоговый эксперимент уже к концу 2022 г. покажет первые результаты, которые мы сможем проанализировать и с достаточной долей уверенности понять, верное ли было решение исключить из национального НК-2022 режим УСН с НДС, и спокойнее принять последующие изменения в НК, имея перед глазами опыт российских коллег.

Но уже сейчас можно однозначно сказать, что цифровизация налогообложения – отличная идея и мы как минимум должны попробовать принять ее и начать работать.

При этом для поддержания малого бизнеса необходимо внести в национальный НК-2022 изменения, в соответствии с которыми юридические лица – субъекты малого предпринимательства уплачивают налог при УСН по ставке 6%, но им предоставляется право самостоятельно принимать решение с уплатой НДС или без НДС.

 

***

Редакция «ЭГ» будет следить за развитием ситуации и рассказывать на страницах издания, куда мы движемся с цифровизацией налогообложения, чего хотим достичь и какие результаты уже получены.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений