Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
19.10.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАБЫТАЯ ФОРМА ПАРТНЕРСТВА©

Франчайзинг в Беларуси пока не получил широкого распространения. О потенциальных возможностях и первых шагах этого эффективного инструмента ведения бизнеса говорили участники тематического круглого стола, организованного 11 октября т.г. в Минске Советом по развитию предпринимательства при Президенте РБ.

Франчайзинг в Беларуси пока не получил широкого распространения. О потенциальных возможностях и первых шагах этого эффективного инструмента ведения бизнеса говорили участники тематического круглого стола, организованного 11 октября т.г. в Минске Советом по развитию предпринимательства при Президенте РБ.

Хотя нормативная база франчайзинга в Беларуси (глава 53 ГК) была сформирована еще в 2004 г., особого интереса у отечественного бизнеса она не получила. Открывая мероприятие, заместитель председателя Совета Мечислав Витковский признал, что немногим более 100 лицензионных договоров, зарегистрированных в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС), не демонстрируют активного развития белорусского франчайзинга. А ведь данная форма взаимодействия компаний могла бы послужить целям Директивы № 4 — прежде всего укрепить частный малый и средний бизнес в стране. Схемы франчайзинга позволяют добиться минимальных коммерческих рисков и максимальной прибыли. В выигрыше и крупные компании, представляющие готовую бизнес-модель (франчайзеры), и мелкие фирмы, реализующие ее на местных рынках (франчайзи).

Тем временем схемы франчайзинга получают все большее распространение в мире, и на них уже приходится до 60% глобального товарооборота. К примеру, в Германии существует порядка тысячи франчайзеров, которые работают с 67 тыс. франчайзи. На каждого в среднем приходится около 70 лицензированных партнеров, а у некоторых их количество и вовсе измеряется сотнями. По оценкам Германского франчайзингового союза (ГФС), в 2011 г. оборот в этой сфере достиг 60,4 млрд. EUR, увеличившись за 10 лет в 2,7 раза.

По словам члена ГФС Рольфа Герхарда Кирста, работу франчайзингового сектора удалось поставить на высокий профессиональный уровень. Налажено профильное обучение менеджеров, а также сертификация франчайзеров. Последняя дает возможность многочисленным представителям малого и среднего бизнеса — потенциальным франчайзи — быть уверенными в порядочности и надежности франчайзера. Любопытно, что при сертификации бизнес-модели независимым институтом проверяются не только продукт, стратегия и менеджмент франчайзера, но и удовлетворенность его франчайзи. Если более половины из них отрицательно оценят своего партнера, действующую лицензию ему не продлевают. Впрочем, за 30 лет выдачи лицензий такое в Германии случилось только однажды, отметил Р-Г.Кирст. Предприниматели в основном довольны, ведь подобное сотрудничество позволяет им не только успешно конкурировать на внутреннем рынке, но и осуществлять экспансию на внешние.

Любопытно, что на услуги, вместе с гостиничным бизнесом и общепитом, приходится 56% франчайзингового сектора Германии, несколько меньше доля торговли (32%), а ремесла (промышленности) — лишь 12%. Подобная «сфера интересов» франчайзинга способствует формированию постиндустриальной экономики, помогает сбалансировать внешнюю торговлю и платежный баланс страны. Не менее важно и то, что в бизнес вовлекается огромное множество начинающих предпринимателей, растет самозанятость, развиваются регионы.

По мнению Р-Г.Кирста, сегодня белорусским предпринимателям доступны многие действующие в Европе франшизы, в т.ч. хлебопекарная Back Werk, по продвижению косметики Attirance, организации фаст-фуда Crepe affaire, в сфере переводов Language associates и многие другие.

При этом не стоит бояться впускать на свой рынок иностранные франшизы, которые на начальном этапе могут способствовать росту импорта. Местный бизнес быстро учится на зарубежных продуктах и очень скоро начинает генерировать свои национальные, заметил исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. В качестве примера он привел Турцию, которая 10 лет назад массово впустила к себе иностранные франшизы, однако вскоре им на смену начали приходить национальные предложения, доля которых на рынке франчайзинга этой страны достигла 80%.

Российский эксперт недоумевает, почему в Беларуси не проявляют должного интереса к возможностям франчайзинга. С одной стороны, местные предприниматели, не имеющие достаточно средств для раскрутки новой продукции и брендов, могли бы в рамках франшизы освоить выпуск и продвижение уже зарекомендовавших себя мировых марок. С другой — крупным белорусским экспортерам проще было бы реализовывать продукцию и услуги на внешних рынках путем заключения франчайзинговых договоров с местными фирмами, чем тратить огромные средства на создание собственной товаропроводящей сети. А еще франчайзинг стал мощнейшим инструментом бизнес-образования в мире, т.к. иностранные компании, как правило, бесплатно оказывают образовательную поддержку своим франчайзи в других странах.

По словам Ю.Михайличенко, в России это уже поняли, и сейчас данный сектор там растет не менее чем на 30% в год. После нескольких лет активной просветительской работы «каждая домохозяйка знает, что такое франчайзинг». Государство также несколько сместило акценты в деле поддержки предпринимательства — тем, кто хочет обзавестись франшизой, оно предлагает безвозвратный грант в размере до 10 тыс. USD. А те, кто проработал на рынке хотя бы год, могут рассчитывать на субсидию до 100 тыс. USD.

Так что же не дает развиваться франчайзингу в нашей стране? Судя по выступлениям на круглом столе, мешает не специфика отечественного законодательства, вроде требований регистрировать лицензионные (франчайзинговые) договоры и их изменения в НЦИС, и не требований к оформлению товарных знаков. По крайней мере, директор по франчайзингу компании Reisswolf Кристоф Даниель Смасны не заметил каких-то специфических законодательных или иных препятствий в нашей стране. Его компания, специализирующаяся на хранении и уничтожении документов, в 2011 г. стала первым немецким франчайзером в Беларуси, продав франшизу на ведение данного бизнеса белорусской частной фирме.

О том, что франшизы могут помочь и белорусским экспортерам, свидетельствует опыт СП ЗАО «Милавица».

По словам гендиректора «Милавицы» Дмитрия Дичковского, в 2007 г. стало понятно, что предприятие не может эффективно управлять собственной розницей в России и Украине в силу ряда причин, в т.ч. из-за отсутствия локальной экспертизы торговых объектов, сложностей с финансовым мониторингом магазинов, текучестью кадров и т.д. Все эти вопросы могли решить только местные предприниматели, а не «кураторы» из Минска, и потому было принято решение перевести иностранных партнеров на схему франчайзинга. На тот момент у «Милавицы» уже было около 100 магазинов в России и Украине, и некоторые из них с настороженностью отнеслись к предложению белорусского производителя. Пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить преимущества новой схемы. Примерно треть партнеров, которые предпочитали работать оптом, отсеялись, однако остальные получили мощный стимул для развития. Каждому новому магазину «Милавица» предложила небольшой грант и товарный кредит на сумму трехмесячного оборота без взимания поушального взноса и платы за марку. Была внедрена общая стандартизация бизнес-процессов и унифицированы правила мерчендайзинга, одновременно франчайзи получили возможность привлекать партнеров второго уровня и управлять ими самостоятельно.

В результате за 5 лет количество магазинов под брендом «Милавица» в России увеличилось до 326 (по состоянию на октябрь т.г.), в Украине — до 76, а всего в странах СНГ и ЕС — до 466. Но и это далеко не предел возможностей, убежден Д.Дичковский. Сейчас компания ставит цель довести свою розничную сеть до тысячи объектов.

В чем же причина неразвитости франчайзинга в нашей стране? В банальном незнании преимуществ такой схемы работы и общей пассивности частного сектора в Беларуси? Или в недостатках законодательства, не определившего бухгалтерские и налоговые нюансы таких операций? Между тем франчайзинг мог бы, вероятно, помочь исправить ситуацию с товаропроводящими сетями белорусских предприятий за рубежом, которую критиковал на недавнем заседании Совмина премьер-министр М.Мясникович. Но это уже совсем другая история.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by