Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
24.01.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Взносы на социальное страхование могут платить участники международных проектов

С 1 января 2017 г. изменен порядок участия граждан, работающих по программам и проектам международной технической помощи Европейского союза, в отношениях по государственному соцстрахованию.

Указ Президента от 23.12.2016 № 480 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 480) опубликован 27 декабря 2016 г.

Подпунктом 1.2 п. 1 Указа № 480 вносятся изменения в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение № 40).

1. Выделена новая категория плательщиков страховых взносов в ФСЗН – граждане (включая иностранных граждан и лиц без гражданства), участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза (далее – программы и проекты МТП ЕС). Такие лица признаются плательщиками обязательных страховых взносов, если работают в РБ или являются индивидуальными предпринимателями.

Отметим, что граждане, участвующие в реализации проектов МТП ЕС, ранее также не были исключены из числа плательщиков обязательных страховых взносов. Они могли быть отнесены к категории «работающих граждан» согласно ст. 1 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138-XIII).

Вместе с тем для деятельности по проектам МТП ЕС на основании Рамочного соглашения между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских Сообществ (заключено в Минске 18.12.2008) установлен специфический правовой режим.

Рамочное соглашение имело приоритет перед законами о государственном социальном страховании, прежде всего, потому, что являлось международным договором. Исходя из ч. 2 ст. 3 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон № 3563-XII) если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены законодательством РБ о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

В силу абз. 1 ст. 3 и п. 3.5 ст. 3 Рамочного соглашения предусматривалось, что действующие за счет предоставленной Европейским союзом международной технической помощи организации и их сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам освобождаются от всех обязательных платежей, взимаемых на территории РБ, включая выплаты на социальное обеспечение. Взносы на государственное социальное страхование являются, с одной стороны, обязательными платежами, а с другой – относятся к выплатам на социальное обеспечение, которое включает государственное социальное страхование.

Следовательно, все выплаты по программам и проектам МТП ЕС, производимые персоналу за работу по трудовым и гражданско-правовым договорам в рамках таких программ и проектов, от начисления и уплаты обязательных страховых взносов были освобождены. При этом в силу долгосрочности и масштабности подобных проектов для многих граждан работа по ним стала основным или единственным источником заработка.

Соответственно, возникла следующая ситуация: Рамочное соглашение освобождало работодателей и работников по программам и проектам МТП ЕС от уплаты обязательных страховых взносов. Данная льгота, безусловно, имела положительное значение для реализации таких программ и проектов. Одновременно отсутствовал механизм добровольного участия граждан, задействованных в реализации программ и проектов МТП ЕС, в отношениях по государственному соцстрахованию. Это мешало созданию условий для их социальной защищенности, ведь в силу ч. 1 ст. 8 Закона № 3563-XII возможность получения соответствующих страховых выплат в случае беременности, пенсии, болезни обусловлена именно уплатой обязательных страховых взносов.

На разрешение данной ситуации направлены также другие изменения, внесенные Указом № 480.

2. В соответствии с изменениями, внесенными в абз. 9 п. 11 Положения № 40, граждане, участвующие в реализации программ и проектов МТП ЕС, самостоятельно уплачивают страховые взносы в ФСЗН при изъявлении ими желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

Это значит, что взносы в ФСЗН будут платить те граждане, работающие по проектам МТП ЕС, которые сами изъявят желание участвовать в отношениях по государственному социальному страхованию.

Уплата взносов будет производиться ими самостоятельно. Постановка таких граждан на учет в органах ФСЗН в качестве плательщиков будет осуществляться со дня подачи ими заявления в органы ФСЗН по месту жительства (ч. 2 п. 2 Положения № 40).

Взносы на пенсионное и (или) социальное страхование будут подлежать уплате с даты постановки на учет в органах ФСЗН ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (ч. 1 п. 8 Положения № 40).

В Положении № 40 не определен размер подлежащих уплате отчислений для граждан, участвующих в реализации программ и проектов МТП ЕС.

Вместе с тем размеры взносов определяются Законом № 138-XIII применительно к каждой категории плательщиков, названных в этом законодательном акте. Но упоминание о гражданах, участвующих в реализации программ и проектов МТП ЕС, здесь пока отсутствует.

Исходя из абз. 9 п. 11 Положения № 40 в редакции Указа № 480 граждан, участвующих в реализации программ и проектов МТП ЕС, для целей исчисления и уплаты взносов теперь следует относить к «физическим лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы». Хотя соответствующие изменения в ст. 2 Закона № 138-XIII пока не внесены, Указ № 480 имеет большую юридическую силу, чем закон. Следовательно, установленный Положением № 40 порядок может применяться и до внесения изменений в Закон № 138-XIII. В рассматриваемом случае для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, объектом для их начисления является определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. При этом согласно ст. 3 Закона № 138-XIII размер взносов на пенсионное страхование составит 29%, на социальное страхование – 6% от самостоятельно определяемого дохода.

Таким образом, порядок участия граждан, работающих по проектам МТП ЕС, в отношениях по государственному социальному страхованию теперь урегулирован более конкретно, что должно не только способствовать оптимизации сложившейся практики применения Рамочного соглашения, но и улучшить условия для обеспечения законных интересов указанной категории лиц.

Изменения, внесенные Указом № 480, вступили в силу с 1.01.2017 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений