Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
17.08.2021 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №62 (2459) от 17.08.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вытянет ли промышленность белорусскую экономику

Коллаж: neg.by

Первое полугодие 2021 г. стало «звездным часом» белорусской промышленности, благодаря которой экономика выросла вопреки отрицательным прогнозам. Казалось бы, ставка правительства на развитие экспортоориентированной промышленности наконец-то дала результаты. Однако следующий вопрос – хватит ли нам «запала», чтобы сохранить высокие темпы роста на среднесрочном горизонте.

 

Вместо попутного ветра – палки в колеса

Напомним, что Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 гг. (далее – Программа) предполагает последовательное наращивание темпа роста ВВП с 1,8% в 2021 г. до 6% в 2025 г. С учетом того, что доля промышленности в ВВП страны долгое время остается неизменной (примерно 25%), это означает, что в ближайшие 5 лет отрасль должна обеспечивать не меньшие темпы роста, чем динамика ВВП в целом, а то и превосходить ее, чтобы и дальше сохранять репутацию экономического драйвера.

При этом следует учитывать, что рост объема промышленного производства в 1-ом полугодии 2021 г. во многом вызван эффектом низкой базы и восстановлением объемов переработки нефти и продажи калийных удобрений. В статье «ЕАБР: возможности роста исчерпаны», «ЭГ» № 61 за 13.08.2021, мы приводили мнение экспертов Евразийского Банка Развития, которые считают, что уже во 2-ом полугодии рост промышленного производства замедлится.

Дело в том, что высокие темпы, набранные промышленностью в 1-ом полугодии, являются результатом благоприятной конъюнктуры, которой мы сумели воспользоваться, придав экономике дополнительный импульс. А вот во 2-ом полугодии ситуация складывается иная – избыточный спрос удовлетворен, дальнейшая деловая активность сдерживается низкими темпами вакцинации и распространением новых штаммов коронавируса. Немаловажным фактором становится введение санкций, которые из-за отложенного механизма еще не в полной мере отразились на результатах белорусского экспорта, однако получили дополнительную динамику за счет введения новых мер и присоединения к экономическому давлению новых стран – Великобритании и Канады. И здесь высокая промышленная концентрация ключевых отраслей – горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, химической – играет против страны. Достаточно создать действенные барьеры для реализации продукции 5–6 предприятий, чтобы нанести ощутимый ущерб экономике в целом. Это подводит к простому выводу: без нормализации торговых отношений со всеми странами реализация экспортного потенциала белорусской промышленности в ближайшие годы будет затруднена.

Новый инвестиционный цикл в условиях нехватки средств

Дальнейшее развитие промышленности сдерживает ее высокая капиталоемкость при ограниченных источниках финансирования капитальных затрат. По планам правительства к 2025 г. промышленность должна трансформироваться в конкурентоспособный комплекс, реагирующий на мировую конъюнктуру и удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Это означает, что, как и прежде, фокус будет направлен, прежде всего, на обновление основных средств.

Отметим, что, по данным статистики, за последние 5 лет объем инвестиций в основные средства составил 85% совокупной прибыли предприятий от реализации продукции. При этом коэффициент обновления основных средств не превышает 6,8% в год.

Это означает, что промышленности понадобится 14,7 лет, чтобы произвести полное переоснащение производственных мощностей и прочих основных средств. Не стоит забывать, что главным источником для финансирования капитальных затрат являются банковские кредиты и средства государственной и квазигосударственной поддержки. Однако в отличие от предыдущих лет, кредитная активность банков заметно снизилась, ставки по кредитам начали расти, а выделение средств из бюджета сдерживается дефицитом. Следовательно, привлекать средства для финансирования капитальных вложений завтра будет сложнее, чем вчера.

Что важнее – технологичность или рентабельность?

Любопытно, что, несмотря на непрерывное обновление основных средств, уровень технологичности белорусской промышленности остается невысоким. Если в 2010 г. доля высокотехнологичного производства составляла 3,5% от всего промпроизводства страны, то к 2020 г. она выросла до 5,6%. Однако, как ни странно, вместе с долей высокотехнологичного производства растет и доля низкотехнологичного: в 2010 г. низкотехнологичной продукции производилось 33,9%, а в 2020 г. – уже 40,5%. Рост низкотехнологичного и высокотехнологичного производств происходит за счет снижения удельного веса производства среднетехнологичного.

Это можно объяснить тем, что выпуск продукции на основе низких или высоких технологий выгоднее (по разным причинам), чем среднетехнологичное производство. Например, рентабельность продаж в производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий (низкотехнологичное производство) в прошлом году составила 9,7%. Рентабельность продаж в сфере производства изделий из дерева и бумаги (также низкотехнологичное производство) – 12,9%, а рентабельность в производстве фармацевтики (высокотехнологичное производство) и того выше – 24,4%. Такой доходности среднетехнологичное производство не дает. В прошлом году рентабельность продаж в производстве транспортных средств и оборудования составила 7,1%, аналогичный показатель и в металлургическом производстве. К сожалению, ни технологичность, ни рентабельность не являются конечными критериями для отбора приоритетных направлений промышленности. Мы стараемся сохранить все действующие предприятия без оглядки на эффективность их работы, что приводит к распылению сил и ресурсов.

Помогут ли консультанты и независимые директора

Отдельно стоит отметить попытки использования новейших управленческих практик.

Так, 4 августа 2021 г. премьер-министр Роман Головченко рассказал о привлечении крупной консалтинговой компании для разработки стратегии развития ОАО «Белшины». Еще ранее ОАО «МАЗ» стало первой крупной компанией, которая ввела в состав Набсовета независимого директора.

Это, безусловно, шаги в верном направлении, однако вряд ли их достаточно, чтобы добиться реальных изменений с учетом того, что все равно «узким горлышком» любых управленческих решений на предприятиях является наблюдательный совет, контролируемый, как правило, представителями государства. Часто это порождает ситуации, когда решения могут приниматься исходя не столько из экономической целесообразности, сколько из соображений иного порядка. Отсюда мы получаем присоединение к промышленным предприятиям непрофильных сельскохозяйственных активов, повышение зарплат в отрыве от производительности труда и другие аналогичные практики административно-командной модели управления. Пока такие методы не будут окончательно изжиты, о переходе к «промышленной революции 4.0» не может быть и речи.

Какие отрасли станут драйверами роста в этой пятилетке

В 2021–2025 гг. главной целью правительства согласно Программе являются экономический рост (на 20% за 5 лет) и рост доходов населения (также на 20%). Ставка делается на модернизацию крупных предприя­тий (в первую очередь экспорто­ориентированных), вывод их на полные производственные мощности, инновации и эффективный сбыт продукции. Как мы писали выше, все эти планы не лишены недостатков.

Прорывной точкой роста должен стать электротранспорт, что позволит задействовать в экономике недавно открытую БелАЭС. Планируется создать новые производства грузового и пассажирского электротранспорта и его компонентов, коммунальных машин с электроприводом. В планах также расширение выпуска зарядной инфраструктуры. Объявлено, что новым трендом промышленности станет ее экологичность. Помимо электротранспорта правительство делает ставку на биотехнологии, фармацевтику, робототехнику, приборостроение, производство композитных материалов.

***

Постепенное снижение господдержки предприятий, ориентация на инвестиции в основной капитал и в инновации, а также привлечение международных консалтинговых компаний к созданию антикризисных планов для проблемных предприятий дают позитивную надежду на рост белорусской промышленности в горизонте следующих пяти лет. Важно справиться с внешними международными ограничениями и избежать внутренних катаклизмов в процессе модернизации и созидания. Придадут ли новые направления производства дополнительную динамику белорусской промышленности или возьмут верх инерционность и другие традиционные «болячки» отрасли – покажет время.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений