$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

Выбор места и партнера

02.10.2007

Представляем рейтинг лизинговых компаний Беларуси с участием 12 ведущих участников рынка лизинга.

В настоящий момент белорусский рынок лизинга переживает стадию бурного роста. Лизинг широко используется в качестве альтернативы кредиту, за счет лизинговых инструментов многие банки расширяют спектр своих услуг.

В 2006 г. на рынке лизинговых услуг отмечался всплеск активности компаний, которые пережили кризис 2005 г., когда из-за сокращения финансирования лизинговых операций рядом банков многие компании, не имеющие значительных ресурсов, были вынуждены уйти с рынка. Сейчас растет спрос на лизинг, расширяется линейка предоставляемых услуг, появляется все больше универсальных компаний, предоставляющих в лизинг самые разнообразные виды объектов. Так, в 2005 г. емкость рынка лизинга составляла 252 млрд. Br, а в 2006 г. — уже 610 млрд. В первой половине 2007 г. емкость рынка лизинга составила 364 млрд. Br, что говорит об устойчивой тенденции роста рынка лизинга.

Изменяется и структура спроса. Если в 2004 г. основным видом объектов лизинга была сельхозтехника, то в I половине 2007 г. 33% составил лизинг недвижимости, 18% — дорожно-строительной техники, 15% — производственного оборудования.

Такая ситуация, безусловно, выгодна потребителю, поскольку позволяет обновлять основные средства, используя льготы, предоставляемые законодателем (лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции), а значит, вести бизнес более эффективно.

Некоторые участники рынка лизинга специализируются в двух-трех сегментах рынка, предоставляя полный комплекс услуг в избранной области. Такую стратегию выбрали «Парекс Лизинг» и группа «Вестлизинг», сократившие в 2007 г. по сравнению с прошлым годом количество объектов лизинга. Ряд компаний пошли по пути универсализации своей работы, предоставляя самый широкий выбор объектов лизинга. В этом случае компания диверсифицирует свои рынки, не ограничиваясь одной отраслью деятельности, и предоставляет более широкий спектр лизинговых услуг. Этот вариант предпочли «Агролизинг», значительно увеличивший в 2007 г. свою долю рынка, «Промагролизинг» — старейшая лизинговая компания Беларуси и «Райффайзен-лизинг».

Стоит отметить и растущий спрос на услуги лизинга. Так, с 2004 по 2006 год наблюдалось ежегодное двукратное увеличение числа договоров — с 1088 до 5225.

Оценивая растущий уровень интереса потенциальных потребителей к лизингу, весной 2007 г. одна из ведущих консалтинговых компаний страны «ИПМ-Консалт» обратилась к Белорусскому союзу лизингодателей с инициативой проведения рейтинга лизинговых компаний. На предложение участвовать в рейтинге откликнулись 12 ведущих участников рынка.

Ориентируясь на российский и международный опыт, специалисты «ИПМ-Консалт» пришли к выводу, что появление такого рейтинга будет наглядной демонстрацией уровня развития лизинговых компаний и рынка лизинга в целом. Кроме того, рейтинг является дополнительным средством ориентации потребителя при выборе компании. Ведь учитывая объективность и реальность оценок по ряду показателей, потенциальный лизиногополучатель сможет выбирать партнера исходя из его квалификации и значимости на рынке. А уверенность в надежности партнера будет подкрепляться мнением независимых экспертов.

Показатели рейтинга характеризуют состояние и перспективные тенденции роста компании, играя роль индикаторов при принятии решений, установлении и поддержании деловых отношений. Текущий уровень и динамика изменений создают портрет каждого из участников рейтинга, а значит, могут служить сигналами для принятия решения о сотрудничестве.

Специалисты «ИПМ-Консалт» разработали систему показателей, которые включают следующие основные аспекты деятельности компании на рынке:

объем нового бизнеса определяется как разница между объемом закупок объектов лизинга за период и объемом полученного аванса лизингополучателя, отражает эффективность и устойчивость работы лизинговой компании на рынке;

текущий портфель компании указывает на объем задолженности лизингополучателей перед компанией и характеризует объем бизнеса следующих периодов;

соотношение общего числа клиентов за год и числа заключенных лизинговых договоров. Этот показатель является весьма значимым при оценке перспектив развития компании на рынке. Он отражает индекс количества договоров, приходящихся на одного клиента. Оценивая данный индекс, можно определить степень охвата рынка той или иной компанией, а значит, эффективность ее работы;

объем полученных лизинговых платежей оценивает деятельность компании в прошлых периодах.

Каждому из показателей была присвоена оценка в баллах, а итоговый рейтинг складывается из суммы баллов по каждому из них. Анализ каждой из приведенных позиций позволяет дать относительную оценку положения компании на рынке.

«ИПМ-Консалт» намерен в будущем составлять такой рейтинг ежегодно. Тогда лизинговые компании смогут успешнее взаимодействовать со своими зарубежными и белорусскими партнерами, а потребители будут более четко ориентироваться в рыночной ситуации.

Татьяна ДОЛГИХ,
маркетолог
 
* Рейтинг лизинговых компаний опубликован в печатной версии "Экономической газеты".

Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях