Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ВЭД
05.07.2005 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Всех дилеров - в сеть Интернет

Интернет, "верой и правдой служащий" зарубежным производителям, может и должен стать таким же помощником в повседневной работе и для белорусских экспортеров. Прежде всего как средство эффективного общения со своей товаропроводящей сетью (ТПС) за рубежом...
Интернет, "верой и правдой служащий" зарубежным производителям, может и должен стать таким же помощником в повседневной работе и для белорусских экспортеров. Прежде всего как средство эффективного общения со своей товаропроводящей сетью (ТПС) за рубежом. Но для этого надо повышать свою компьютерную грамотность, не бояться осваивать новые технологии и инструменты торговли.

Чтобы оставаться конкурентоспособным и добиваться новых побед в условиях современной мировой экономики, корпорациям необходимы средства, позволяющие передавать данные надежно и быстро по своим крупным, разветвленным дилерским сетям. Для этих целей существует ряд технологических решений, внедрение которых позволяет оптимизировать отношения со своей сбытовой сетью, повысить эффективность реализации продукции, значительно сократить расходы, увеличить гибкость планирования производства, сократить сроки исполнения заявок и т.д. Их внедрение на предприятиях республики к тому же поможет создать комплексную систему учета общего количества объектов ТПС белорусских субъектов хозяйствования за рубежом, действующих без участия белорусского капитала (пока статистика учитывает только объекты ТПС, созданные за рубежом с участием белорусского капитала), т. к. обязательным условием легальной работы дилера станет требование регистрации в системе, без которой дилерское соглашение с ним не подписывается.

В целом механизм работы электронной системы дилерской сети предприятия позволяет зарубежным дилерам:

постоянно, круглосуточно и без выходных иметь доступ к хранящимся у производителя в электронном виде каталогам, ценам, информации о наличии и остатках продукции на складе, сроках поставки и других условиях;

работать с электронной системой документооборота, обслуживающей процессы заказов, продаж и поставок, в т.ч. формировать в автоматизированном режиме заказы на предлагаемый производителем товар и немедленно в электронной форме вводить их в систему управления заказами, работающую у производителя; получать в такой же форме подтверждения о принятии своих заказов, счета, предупреждения об отгрузке, накладные и прочие документы;

в любое время в он-лайновом режиме получать информацию о своем кредитном статусе и кредитной истории, включая информацию о поступлении платежей, списании сумм и пр.;

по запросу в любой момент в он-лайновом режиме получать информацию о состоянии исполнения своих заказов;

получать электронные сообщения, автоматически формируемые системой управления заказами производителя, об определенных событиях, связанных с оформлением и исполнением заказов.

Изготовителям продукции система позволяет:

создавать и корректировать в электронном виде документы, постоянно доступные для всей дилерской сети через Интернет (каталог продукции, прайс-листы, не зарезервированные складские остатки, доступные дилерам для продажи);

работать с электронной системой документооборота, в том числе получать заказы от дилеров и автоматически передавать их в учетную систему производителя, опять-таки, автоматически подтверждать принятие заказа в обработку, извещать дилеров об отгрузке товаров, формировать и передавать им счета и другие документы.

Программные модули физически располагаются, как правило, на веб-сайтах производителей. Обычно система закрыта от "посторонних глаз", а каждый новый дилер, подключаемый к ней, получает свой уникальный код и пароль. Удаленный доступ к системе осуществляется через сеть Интернет.

За примерами внедрения подобных систем далеко ходить не нужно. На АО "АвтоВАЗ" в России, например, функционирует ИС "Дилеры", у компании Colgate - Colgate's Global Sales Support System, компании Ford Motor - система DealerConnection, у корпорации Тойота - система Dealer Daily.

Colgate-Palmolive, в частности (годовой оборот 9 млрд. USD), чтобы помочь своим торговым представителям в работе с большой базой клиентов, продукции и рекламных материалов, требовалось такое программное обеспечение, которое могло бы в режиме реального времени предоставить информацию по запросу сотрудника отдела продаж любого из торговых представительств, расположенных в 30 странах. И Colgate's Global Sales Support System дала ей такую возможность. Система позволяет также сократить расходы, заменив собой ежемесячную рассылку бесчисленного множества различных отчетов и информационных материалов о продукции. Она обеспечивает торговым представителям доступ к информации о предприятии, клиентах, продукции, наличии товара, рекламных материалах, значении заказа и к отчетам. Имея портативный компьютер и находясь вне офиса, любой торговый представитель может взаимодействовать с другими сотрудниками предприятия, отвечать на запросы клиентов, работать с корпоративной базой данных по продуктам (включая сложную систему поощрительных скидок), вносить информацию о новых заказах и следить за их выполнением, а также анализировать данные по продажам за определенный период времени, фиксировать и обрабатывать заказы в режиме on-line без каких-либо промедлений. В результате отдел продаж компании начал работать гораздо более результативно, особенно с различными языками, валютами и при проведении рекламных кампаний. У его сотрудников заметно изменилось отношение к делу, повысилась производительность (как следствие применения множества возможностей программы, повысивших их уровень знания о продукции). Ежегодно система успешно обрабатывает сделки более чем на 4 млрд. USD, что делает ее уже неотъемлемым и критически важным инструментом для успешной деятельности корпорации Colgate. Примерно по таким же схемам с теми или иными вариациями работают со своими "сбытовиками" и другие известные производители.

К проблемам внедрения в наших условиях подобных систем можно отнести низкую компьютерную грамотность партнеров (и прежде всего ее), возможный конфликт с традиционным каналом сбыта, некоторые другие причины. Но все же и отечественные предприятия начали делать первые шаги в этом направлении.

В 2004 г. разработана автоматизированная информационная система учета в товаропроводящей сети "Производитель сельхозпродукции - транспортировка - магазин" (АИС "ТПС Минсельхозпрода"), предназначенная для автоматизации процессов поставки сельхозпродукции от производителя до потребителя, учета и контроля поставок по сегментам рынка в Беларуси, а также для контроля товародвижения между нашей республикой и зарубежными странами. В первую очередь эта система ориентирована на производителя, обеспечивая ему возможность точного учета и идентификации сельхозпродукции (на основе современных, принятых в мировой практике схем), а также учета средств ее транспортировки, мест хранения и распределения. Кроме того, с ней он может контролировать своих коммерческих партнеров, анализировать потребление продукции на сегментах рынка и оперативно реагировать на изменение реальных условий. Для Минсельхозпрода при этом стала прозрачной информация обо всех ТПС крупных производителей сельхозпродукции, их коммерческих партнерах, балансе потребления этой продукции на внутреннем и внешних рынках.

Еще пример - СП "Милавица", где внедрена система Mi2B - "Милавица" to business", которая обеспечивает предприятию связь со всеми розничными сетями и продавцами в Беларуси и России. В ней содержится информация о том, из какого сырья производится каждая модель, о новых коллекциях, практические тренинги для продавцов, плакаты и др. Доступ к программе могут получить те дилеры, в ассортименте которых продукция предприятия занимает не менее 25% и которые не торгуют на рынках.

Похожие элементы электронного взаимодействия присутствуют также на сайтах СП ОАО "Брестгазоаппарат", ЗАО "Пинскдрев" и некоторых других предприятий.

Белорусским экспортерам, выходящим на международный рынок, необходимо изучать и смелее осваивать новые технологии и инструменты торговли, а также уметь с ними работать. Вместе с тем хочется отметить, что долгосрочным конкурентным их преимуществом на внешних рынках могут быть только "уникальные активы" или "умения", которые сложно скопировать. Это означает, что стремление экспортера внедрить у себя новые продукты, технологии или методы управления, которые используют ведущие зарубежные товаропроизводители, не всегда целесообразно и оправданно. Это могут быть и свои национальные методики сбыта продукции, в т.ч. через Интернет, тем более, что потенциал отечественной науки позволяет их создавать.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by