$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Все для торговли в регионах

17.02.2017

Состояние бизнеса и занятости населения в регионах заставляет власти искать экстраординарные способы изменения ситуации. Некоторые из них содержатся в проекте указа «О мерах по созданию благоприятных условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания». С этим документом можно ознакомиться на сайте Республиканской конфедерации предпринимателей.

С целью создания благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в сфере обслуживания населения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности власти готовы ограничиться минимальными требованиями по санитарным, пожарным и иным нормам и нормативам. Проектом указа предлагается ввести с даты вступления его в силу по 31 декабря 2020 г. мораторий на проведение плановых проверок в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся тор­говлей, общепитом и бытовым обслуживанием. Правда, этот мораторий не будет касаться проверок санитарного и пожарного надзора, а также контроля за выполнением лицензионного законодательства. Таким образом, белорусские власти собираются последовать примеру России и Казахстана, где «в тяжелые годы» временно отказывались от проверок малого бизнеса.

Также предлагается отменить для всех субъектов, независимо от места осуществления ими деятельности, ад­м­инистративную процедуру согласования режима работы объектов тор­говли и общепита с местными исполнительными и распорядительными органами. Правда, объявленный самостоятельно режим работы нужно будет соблюдать, а режим работы в ночное время (после 23.00 и до 7.00) придется согласовывать.

Одним из главных новшеств проекта должен стать переход от разрешительного к уведомительному принципу осуществления деятельности. Так, начать работу можно будет сразу после направления в исполком уведомления о включении в Торговый реестр или Реестр бытовых услуг (за исключением продажи товаров, оптовая и (или) розничная торговля которыми подлежит лицензированию). Кроме того, торговые объекты (в т.ч. с торговой площадью 400 м2 и более) и точки общепита (в т.ч. на 60 мест и более) можно будет размещать, независимо от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов об­щественного питания, торговых центров, рынков, утвержденных исполкомами. Таким образом, возможностей для конкуренции станет больше.

Чтобы поднять уровень обслуживания населения и компенсировать рост затрат на организацию бизнеса, вла­сти собираются предоставить более значительные преференции на территории средних и малых городских поселений, сельской местности для предпринимательской деятельности в области торговли, общепита и бытового обслуживания. Здесь нужны экст­ренные меры: по итогам 10 месяцев 2016 г. убыточными были 92% сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги. В 2011–2015 гг. число магазинов на селе уменьшилось на 9,2% (с 9893 до 8987 ед.), их торговая площадь – на 3,3% (с 749,9 до 725,8 тыс. м2), а за 9 месяцев 2016 г. – еще на 2,2% и 2% соответственно.

Льготы получат субъекты, имеющие магазины и (или) павильоны с торговой площадью 100 м2 и менее, неизолированные и нестационарные торговые объекты, торговые места на рынках, объекты общепита с числом мест 50 и менее, нестационарные объекты общепита, а также объекты бытового обслуживания и (или) лица, оказывающие бытовые услуги населению без объекта. Это не так уж мало: сейчас под указанные критерии подпадают 15 473 субъ­екта торговли (90,8% от  общего числа имеющихся в таких населенных пун­ктах и 31,6% от общего количества субъектов торговли республики), в т.ч. 9999 ИП и 5474 юрлиц, а также 2002 субъекта общепита (58,4% и 30% соответственно) и 10 863 субъекта бытового обслуживания (35,7%).

Проектом указа предлагается предоставить субъектам, осуществляющим деятельность на определенной  территории, право не исчислять и не уплачивать НДС, налог на прибыль (юрлица), подоходный налог (ИП) по оборотам в указанных объектах тор­говли, общепита и бытового обслуживания. Также данные субъекты смогут применять ставку налога при упрощенной системе налогообложения в раз­мере 1%, а при уплате единого налога – применять понижающий коэффициент в размере не более 0,5 к установленным ставкам. Правда, для получения таких льгот придется вести раз­дельный учет выручки/доходов.

Наряду с этим проект указа предусматривает предоставление отдельных преференций при приобретении имущества – в рассрочку по оценочной стоимости без проведения аукциона. Возможно также предоставление понижающего коэффициента 0,4 к ставке арендной платы при аренде недвижимости.

Таким образом, если Декретом Президента от 7.05.2012 № 6 льготы на территории средних, малых городских поселений, сельской местности пред­лагались только для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации, то проект указа распространяется на сферы деятельности, которые до сих пор не считались достойными льготирования. Такой подход выглядит весьма радикально на фоне дискуссии о необходимости отмены или хотя бы упорядочения льгот. Оказывается, ради развития предпринимательства в депрессивных районах власти готовы на беспрецедентные поблажки и корректировку большого числа нор­мативных правовых актов: от Граж­данского, Налогового кодексов и  Закона «О государственном регулировании тор­говли и общественного питания в Республике Беларусь» до ряда постановлений правительства, регулирующих торговлю и бытовое обслуживание. Остается надеяться, что предлагаемые преференции действительно станут стимулом для роста деловой активности в регионах и ком­пенсируют хотя бы часть проблем, вызванных падением объемов производства, стагнацией градообразующих пред­приятий и снижением уровня благосостояния населения.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА