Все для торговли в регионах
Состояние бизнеса и занятости населения в регионах заставляет власти искать экстраординарные способы изменения ситуации. Некоторые из них содержатся в проекте указа «О мерах по созданию благоприятных условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания». С этим документом можно ознакомиться на сайте Республиканской конфедерации предпринимателей.
С целью создания благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в сфере обслуживания населения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности власти готовы ограничиться минимальными требованиями по санитарным, пожарным и иным нормам и нормативам. Проектом указа предлагается ввести с даты вступления его в силу по 31 декабря 2020 г. мораторий на проведение плановых проверок в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, общепитом и бытовым обслуживанием. Правда, этот мораторий не будет касаться проверок санитарного и пожарного надзора, а также контроля за выполнением лицензионного законодательства. Таким образом, белорусские власти собираются последовать примеру России и Казахстана, где «в тяжелые годы» временно отказывались от проверок малого бизнеса.
Также предлагается отменить для всех субъектов, независимо от места осуществления ими деятельности, административную процедуру согласования режима работы объектов торговли и общепита с местными исполнительными и распорядительными органами. Правда, объявленный самостоятельно режим работы нужно будет соблюдать, а режим работы в ночное время (после 23.00 и до 7.00) придется согласовывать.
Одним из главных новшеств проекта должен стать переход от разрешительного к уведомительному принципу осуществления деятельности. Так, начать работу можно будет сразу после направления в исполком уведомления о включении в Торговый реестр или Реестр бытовых услуг (за исключением продажи товаров, оптовая и (или) розничная торговля которыми подлежит лицензированию). Кроме того, торговые объекты (в т.ч. с торговой площадью 400 м2 и более) и точки общепита (в т.ч. на 60 мест и более) можно будет размещать, независимо от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков, утвержденных исполкомами. Таким образом, возможностей для конкуренции станет больше.
Чтобы поднять уровень обслуживания населения и компенсировать рост затрат на организацию бизнеса, власти собираются предоставить более значительные преференции на территории средних и малых городских поселений, сельской местности для предпринимательской деятельности в области торговли, общепита и бытового обслуживания. Здесь нужны экстренные меры: по итогам 10 месяцев 2016 г. убыточными были 92% сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги. В 2011–2015 гг. число магазинов на селе уменьшилось на 9,2% (с 9893 до 8987 ед.), их торговая площадь – на 3,3% (с 749,9 до 725,8 тыс. м2), а за 9 месяцев 2016 г. – еще на 2,2% и 2% соответственно.
Льготы получат субъекты, имеющие магазины и (или) павильоны с торговой площадью 100 м2 и менее, неизолированные и нестационарные торговые объекты, торговые места на рынках, объекты общепита с числом мест 50 и менее, нестационарные объекты общепита, а также объекты бытового обслуживания и (или) лица, оказывающие бытовые услуги населению без объекта. Это не так уж мало: сейчас под указанные критерии подпадают 15 473 субъекта торговли (90,8% от общего числа имеющихся в таких населенных пунктах и 31,6% от общего количества субъектов торговли республики), в т.ч. 9999 ИП и 5474 юрлиц, а также 2002 субъекта общепита (58,4% и 30% соответственно) и 10 863 субъекта бытового обслуживания (35,7%).
Проектом указа предлагается предоставить субъектам, осуществляющим деятельность на определенной территории, право не исчислять и не уплачивать НДС, налог на прибыль (юрлица), подоходный налог (ИП) по оборотам в указанных объектах торговли, общепита и бытового обслуживания. Также данные субъекты смогут применять ставку налога при упрощенной системе налогообложения в размере 1%, а при уплате единого налога – применять понижающий коэффициент в размере не более 0,5 к установленным ставкам. Правда, для получения таких льгот придется вести раздельный учет выручки/доходов.
Наряду с этим проект указа предусматривает предоставление отдельных преференций при приобретении имущества – в рассрочку по оценочной стоимости без проведения аукциона. Возможно также предоставление понижающего коэффициента 0,4 к ставке арендной платы при аренде недвижимости.
Таким образом, если Декретом Президента от 7.05.2012 № 6 льготы на территории средних, малых городских поселений, сельской местности предлагались только для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации, то проект указа распространяется на сферы деятельности, которые до сих пор не считались достойными льготирования. Такой подход выглядит весьма радикально на фоне дискуссии о необходимости отмены или хотя бы упорядочения льгот. Оказывается, ради развития предпринимательства в депрессивных районах власти готовы на беспрецедентные поблажки и корректировку большого числа нормативных правовых актов: от Гражданского, Налогового кодексов и Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» до ряда постановлений правительства, регулирующих торговлю и бытовое обслуживание. Остается надеяться, что предлагаемые преференции действительно станут стимулом для роста деловой активности в регионах и компенсируют хотя бы часть проблем, вызванных падением объемов производства, стагнацией градообразующих предприятий и снижением уровня благосостояния населения.