$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Возраст повышен – проблемы остались

15.04.2016

Указ Президента от 11.04.2016 № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» принят своевременно, если рассматривать его с точки зрения необходимости экономии бюджетных средств. Но предложенный вариант повышения пенсионного воз­раста выбран неудачно, а рекомендация усилить добровольное страхование пока бесполезна.

В сложившихся в Беларуси демографических условиях повышение пенсионного возраста и сокращение численности новых назначений страховой пенсии – главный фактор экономии бюджетных средств и поддержания приемлемого уровня финансового обеспечения пенсионеров. Кроме того, в большинстве развитых стран (в первую очередь, ОЭСР) давно перешли 65-летний рубеж пенсионного возраста, причем, как правило, даже без гендерных различий (с льготным понижением возраста для женщин). Таким образом, принятие Указа № 137 можно считать своевременным.

Установленный Указом № 137 «мягкий» вариант (58/63) повышения пенсионного возраста, скорее всего, еще придется пересматривать, т.к. он решает проблему лишь до 2023 г. По оценкам Института экономики НАН Беларуси, даже выравнивание пенсионного возраста до 60 лет для обоих полов откладывает проблему минимум на 10 лет. Кроме того, сейчас имеются демографические предпосылки повышения пенсионного возраста только для женщин, т.к. продолжительность жизни муж­чин в Беларуси уступает странам ОЭСР. По прогнозу, 60-летние белорусские мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жиз­ни стран ОЭСР для 63-летних не ранее 2030–2040 гг. Только тогда повышение пенсионного возраста для мужчин станет адекватно западным параметрам, и можно рассчитывать на период пред­стоящей жизни, достаточный для реализации своих пенсионных прав.

Решение о повышении воз­раста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет, справедливо. Пен­сионная реформа должна затрагивать всех. В Беларуси каждому восьмому новому пенсионеру пенсия назначена по льготным основаниям. Считаю, что в сложившейся ситуации также следует пересмотреть перечни получателей досрочных пенсий посредством переаттестации рабочих мест.

Увеличение пенсионного воз­раста не решает всех демографических проблем. Обязательно нужно направить усилия на создание новых рабочих мест и развитие накопительной части пенсионной системы. Однако просто рекомендовать населению активнее участвовать в программах добровольного стра­хования дополнительной пенсии недостаточно. Государству в кратчайшие сроки необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность и снизить инфляцию, создать благоприятную институциональную среду для функционирования финансового рынка и пенсионных фондов. Только то­гда работающие граждане смогут реализовать в полной мере рекомендации правительства.

Татьяна САДОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси