$

2.5362 руб.

3.0260 руб.

Р (100)

3.4903 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Компании и рынки

БЕЛАВИА: восстановление пассажирской авиации зависит от снятия ограничений на перемещение людей

29.01.2021
БЕЛАВИА: восстановление пассажирской авиации зависит от снятия ограничений на перемещение людей
Игорь Чергинец

В 2020 г., по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), мировые пассажиропотоки на воздушном транспорте на фоне пандемии коронавируса сократились на 60%. Перелеты совершили 1,8 млрд человек против 4,5 млрд в 2019 г.

В 2020 г. число авиапассажиров внутри стран, по данным ИКАО, снизилось на 50%, тогда как международные пассажиропотоки сократились на 74%. С начала минувшего года список государств, вводивших ограничения на въезд, расширялся, и уже в марте воздушный пассажиропоток почти полностью иссяк.

Финансовые потери авиаиндустрии составили 370 млрд USD прибыли. Международные аэропорты потеряли порядка 115 млрд USD, а службы аэронавигации – 13 млрд USD.

Восстановление рынка пассажирских авиаперевозок идет очень медленно. По прогнозам экспертов, при самом удачном развитии событий к июню 2021 г. пассажиропотоки все еще будут почти на 30% ниже уровня 2019 г., а в худшем случае – на 51% ниже «доковидных» показателей.

Обанкротились не менее 40 авиа­компаний, в т.ч. крупные мировые игроки – Latam Airlines, Thai Airways, Norwegian Air, Avianca, более 80 потерпели существенные убытки, сопряженные с массовыми увольнениями и просьбами о помощи к госрегуляторам отрасли.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят все крупнейшие авиакомпании страны, обратилась 14 января в Минтранс с просьбой о выделении субсидии в 53 млрд RUB в качестве частичной компенсации расходов авиакомпаний в дополнение к ранее выделенным на эти цели 21 млрд RUB.

Национальный аэропорт «Минск» в 2020 г. обслужил 1 939 192 пассажира (в 2019 г. – 5 101 766, пассажиропоток упал на 62%). Belavia за 2019 год перевезла более 4,050 млн пассажиров, данные за 2020 год пока не обнародованы.

Как справляется с последствиями пандемии наш национальный перевозчик, рассказал «ЭГ» заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании Belavia Игорь ЧЕРГИНЕЦ.

– Как компания пережила прилет «черного лебедя» и как справляется с последствиями отмены большинства рейсов?

– Пандемия внесла свои коррективы в авиационную отрасль.

Ранее «Белавиа» ежегодно наращивала пассажиропоток, и в конце 2019 г. мы впервые перевезли более 4 млн пассажиров. Появились все основания для того, чтобы строить большие планы на 2020 год. Только в феврале пассажиропоток увеличился на 42%, и мы рассчитывали, что летом наши показатели значительно возрастут. Однако уже в марте пришлось разочароваться в своих ожиданиях.

Закрытие границ привело к полной приостановке на некоторое время туристических чартерных программ. В первые месяцы пандемии нашим приоритетом стало возвращение белорусов домой, поэтому мы организовывали чартеры, решающие эту задачу. Регулярные полеты авиакомпания полностью не останавливала, хотя и существенно скорректировала расписание. Постоянно отслеживая ограничения, вводимые странами, анализируя изменения пассажирских потоков, их объема и направления, «Белавиа» максимально оптимизировала календарь полетов. К сожалению, выполнение некоторых регулярных рейсов пришлось приостановить, часть из них не восстановлена до сих пор.

– Какие маршруты пострадали от ограничений?

– По некоторым маршрутам количество рейсов сократилось. Например, ранее в Москву можно было улететь 9 раз в день рейсами «Белавиа», плюс 2 ежедневных рейса в Московский аэропорт «Жуковский», а сейчас авиакомпания выполняет перелеты только 3 раза в неделю.

Но есть направления, по которым количество рейсов было увеличено. Например, по маршруту Минск-Хельсинки авиакомпания не только нарастила частоту полетов, но и задействовала воздушные суда с максимальной вместимостью.

– Почему цена на прежде самые дешевые рейсы авиакомпании, в Москву, выросла в несколько раз?

– Ранее билет в Москву стоил около 150 руб. Но на данный момент у нас есть разрешение на выполнение одного полета в день по понедельникам, средам и пятницам. Соответственно, на стоимости билета отразилось сокращение регулярности рейсов.

Алгоритм формирования цены простой: цена увеличивается по мере заполнения самолета. Получается, чем раньше пассажиры покупают билет, тем меньше платят за него.

Направление Минск-Москва-Минск – одно из самых популярных, поэтому билеты продаются быстро и тарифы увеличиваются. Также у пассажиров, которые из-за распространения COVID-19 не смогли улететь раньше, была возможность без доплат изменить дату полета, и многие воспользовались данной услугой, что влияет на количество доступных к продаже мест.

– Компания до пандемии была прибыльной. Как изменились за год финансовые показатели?

– Оборот компании в 2019 г. составил 882,7 млн руб., чистая прибыль – 68,25 млн.

Окончательные финансовые итоги работы за 2020 год пока не подведены, но уже сейчас очевидно, что результат не будет соответствовать прогнозному. По итогам года будет небольшой убыток.

– Как обстоят дела с открытием новых направлений полетов, выполняется ли программа обновления флота авиакомпании?

– В 2021 г. планировалось открыть регулярные рейсы в Вену, Ташкент, Реус и Актау.

В тяжелых условиях пандемии мы смогли начать выполнение рейсов в столицу Австрии и Узбекистана, однако открытие других направлений на данный момент отложено.

Если говорить о программе по обновлению парка воздушных судов, то мы придерживаемся курса на уменьшение возраста самолетов путем приобретения новых.

Так, в феврале 2020 г. был подписан договор на поставку трех самолетов нового поколения Embraer 195-E2. Первый из трех самолетов прибыл в Минск 23 декабря 2020 г. и уже эксплуатируется на некоторых маршрутах. Поставка двух следующих ожидается весной этого года. Также в сентябре этого же года наш флот пополнил новый Embraer 175. На данный момент средний возраст флота составляет 10 лет и 4 месяца. Одновременно с этим в течение 2020 г. мы вернули лизингодателям пять Boeing и два CRJ.

– Какие меры господдержки были оказаны авиакомпании?

– В отличие от многих российских и европейских авиакомпаний, мы не получали финансовую помощь от государства. В сложившихся условиях основная деятельность была направлена на оптимизацию расписания, внедрение новых правил, которые позволяют пассажирам не отменять рейс, а переносить его без доплат. Государство оказало неоценимую помощь по восстановлению полетов в целый ряд стран.

– Помогает ли развитию компании то, что регулятор согласовал наконец возможность предоставлять дополнительные платные услуги при покупке билетов и на борту?

Возможность предоставлять дополнительные услуги при покупке билетов – это один из мировых трендов, признак современной авиа­компании. Наверное, правильнее будет сказать, что наличие данных услуг является признаком развития компаний.

К основным платным услугам, которыми пассажиры могут воспользоваться при покупке авиабилета «Бел­авиа», можно отнести возможность покупки дополнительного багажа и выбора места на борту. Это самые востребованные дополнительные услуги не только в Белавиа, но и по всем мировым авиакомпаниям.

С августа 2020 г. при покупке дополнительного места багажа стоимость услуги зависит от времени и способа ее приобретения, покупка багажа на сайте обойдется дешевле.

Услуга по предварительному выбору мест была внедрена в октябре 2019 г. Она позволяет пассажирам заранее забронировать места с увеличенным расстоянием между рядами кресел, например, ряды около аварийных выходов и первый ряд экономкласса.

С осени 2019 г. действует система тарифных брендов, которая предлагает пассажирам выбрать необходимый им набор услуг. Это позволило авиакомпании снизить стоимость билетов в тарифных брендах, включающих минимальный перечень услуг.

– Довольны ли вы сотрудничеством с национальным аэропортом?

– В целом мы довольны сотрудничеством с нашим давним партнером – Национальным аэропортом «Минск». Услуги аэропорта и авиа­компании для пассажира неразрывно связаны. За последние несколько лет аэропорт сделал много успешных шагов в своем развитии: от масштабного строительства второй взлетно-посадочной полосы до внедрения услуги по самостоятельной сдаче пассажиром своего багажа. К примеру, специалисты авиакомпании и аэропорта совместно внедрили возможность оплаты дополнительных услуг на стойке регистрации в аэропорту, что значительно повысило уровень сервиса, предоставляемого пассажирам.

– Собирается ли авиакомпания открывать регулярные рейсы из каких-либо региональных аэропортов страны?

– Уже многие годы из региональных аэропортов мы осуществляем чартерные перевозки по большому количеству направлений. Частота выполнения полетов определяется исходя из заявок заказчиков чартерных рейсов. Мы видим коммерческую оправданность выполнения таких полетов.

Если говорить о регулярных направлениях, то здесь много других нюансов. Минск удобно расположен в центре страны. С учетом необходимости прибытия в аэропорт заблаговременно для прохождения предполетных процедур воздушный транспорт в контексте организации регулярного авиасообщения между областными городами теряет свое главное преимущество – скорость.

 

Справочно: авиакомпания «Бел­авиа» – крупнейший авиаперевозчик Беларуси. Создана 5 марта 1996 г. С 1997 г. является действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с 2010 г. – членом Ассоциации европейских региональных авиакомпаний (ERAA). Флот авиакомпании в настоящее время насчитывает 26 воздушных судов (девять Boeing 737-800, два Boeing 737-500, три Boeing 737-300, пять Embraer-175, семь Embraer-195).

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

 

Автор публикации: Дмитрий ДРИГАЙЛО


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное