Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
15.01.2002 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Викторина или "лохотрина"?

Ролики телевикторин с вопросами о количестве линий метрополитена, годе основания Минска, размерах стадиона "Динамо" и т.д. заметил на белорусском ТВ каждый. Викторина незамысловата: с экрана предлагают простой вопрос и два варианта ответа. Звоните! Ведь приз -- квартира в Минске! Обратила внимание на высокую стоимость звонка -- 2000 руб. в минуту. Но вопрос о порядке его ценообразования тогда меня еще не заинтересовал.
Ролики телевикторин с вопросами о количестве линий метрополитена, годе основания Минска, размерах стадиона "Динамо" и т.д. заметил на белорусском ТВ каждый.

Викторина незамысловата: с экрана предлагают простой вопрос и два варианта ответа. Звоните! Ведь приз -- квартира в Минске!

Обратила внимание на высокую стоимость звонка -- 2000 руб. в минуту. Но вопрос о порядке его ценообразования тогда меня еще не заинтересовал.

ИТАК, в середине декабря я позвонила по предложенному номеру Белтелекома.

Последствия звонка были неожиданными.

Во-первых, несмотря на то, что сработал автоматический определитель номера (АОН), меня попросили назвать свой номер телефона и подробные анкетные данные.

Во-вторых, долго разъясняли порядок розыгрыша призов (а оплачиваемое мною время шло). Организатор викторины и ее условия не оглашались.

В-третьих, задали вопрос: "Желаете ли вы приобрести квартиру в Минске?". Так как я звонила именно в надежде выиграть квартиру, то в этом контексте на прозвучавший вопрос ответила "Да!"

Самым неожиданным было четвертое.

На следующий день у меня дома раздался телефонный звонок. Номер на моем АОНе четко определился. Милый женский голос, представившись кем-то, инвестирующим жилищное строительство, снова задал вопрос о моем желании приобрести (за деньги) квартиру в Минске. Дама сослалась на то, что о подобном намерении я самолично сообщила вчера на автоответчик, что, в общем, соответствовало действительности. За исключением разницы в толковании термина "приобрести" квартиру. Я собиралась квартиру выиграть, а не купить.

Этот звонок поставил передо мной резонные вопросы.

Организатор викторины действовал инкогнито. Кто он?

Является ли такая телевикторина разновидностью лотереи? Согласно законодательству о лотерейной деятельности в Беларуси для организации лотереи необходима лицензия Министерства финансов.

Почему стоимость звонка так велика? 2000 руб. в минуту -- это дороже разговора с США (на день написания статьи звонок за океан стоил 1224 руб.)

Кто является получателем перечисленных денег? Кто принимает участие в прибылях организаторов викторины?

Почему телефонное сообщение о возможности приобрести квартиру в Минске (своего рода реклама) должен оплачивать участник викторины? Обычно рекламу оплачивает рекламодатель, а не его потенциальный клиент.

Является ли маркетинг с использованием названного владельцем телефонного номера и паспортных данных правомерным? Ведь я сообщила свой домашний телефон организаторам викторины по двум причинам: оплатить телефонный счет и -- при большом везении -- получить приз. Подчеркиваю: организаторам викторины, а не лицам, предлагающим вкладывать деньги в строительство жилья. Возможно, они совпадают, но меня никто об этом не информировал. Когда позвонила по телефону, оставшемуся на моем АОНе после "их" звонка, откликнулось ООО, которое божилось, что не имеет никакого отношения ни к телевикторине, ни к строительству.

Наконец, вопрос чисто риторический. Если у кого-то скапливается информация о гражданах, желающих купить (построить за деньги) жилье, и это явно не исполком с его бородатым списком очередников, то кто намерен и кто может воспользоваться этой информацией?

Ведь простоватых граждан спровоцировали объявить о своей состоятельности. Пусть не осерчает на меня организация, намеревающаяся обеспечить нас недвижимостью. Но обеспечит ли она конфиденциальность полученных от граждан сведений, сохранность имеющихся у них денег и, главное, их безопасность? А если по случайному совпадению к состоятельному гражданину нагрянут вдруг "иные лица" с приземленными намерениями поживиться? Логика вещей увяжет события в цепочку: я проговорился, меня обокрали. К кому предъявлять претензии?

Необходимость ответить на заданные вопросы заставила меня провести анализ имеющегося законодательства и существующей практики.

ДОВОЛЬНО быстро удалось узнать, что к организации телевикторины может иметь отношение СП ЗАО "Телеколлинфо". Однако, честно говоря, не хочу этого сейчас утверждать по следующим причинам.

Естественно, сначала предприняла попытку задать возникшие вопросы руководству ЗАО -- его телефон указывается в "Комсомольской правде" при опубликовании имен лиц, правильно ответивших на вопросы викторины.

Однако во встрече мне категорически и немотивированно отказали.

Тогда решила выяснить нюансы в официальных органах, к ведению которых, на мой взгляд, могла относиться деятельность ЗАО.

Таковыми оказались Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство связи и департамент по антимонопольной и ценовой политике Минэкономики.

В Минфине задала вопрос о том, является ли такая телевикторина разновидностью лотереи и подлежит ли деятельность ЗАО "Телеколлинфо" лицензированию.

Этот вопрос регулируется приказом Министерства финансов от 19.03.99г. N 60 "Об утверждении правил организации и проведения лотерей в Республике Беларусь".

По справкам, полученным в отделе лицензирования Минфина и в Министерстве по налогам и сборам, установлено, что организация телевикторин не является видом лотерейной деятельности. Однако существует приказ Минфина от 2.04.99г. N 73 "Об утверждении требований к проведению розыгрыша призов (рекламных игр)".

В этом документе зафиксировано, что целью проведения розыгрыша призов (рекламных игр) является стимулирование продажи товаров (работ, услуг). В декабрьских телероликах задавались вопросы викторины и предлагалась в качестве приза безликая квартира в Минске. Трудно сказать, каким образом участие в викторине (по тексту видеоролика) стимулировало продажу товаров (квартир). Конечно, во время телефонного "разговора" с автоответчиком звучал вопрос о приобретении квартиры, но он был рекламой, никак не вытекающей из участия в викторине. Приз в викторине как будто сам по себе (за знания!), а реклама вложения средств в строительство, организуемое Вторым минским целевым облигационным жилищным займом (это имя выяснилось позднее), -- сама по себе.

Не зная, кто стоит за организацией викторины, не имея понятия, что таким образом "стимулируют продажу квартир", человек напролом звонит по указанным телефонам. При этом у него и мысли нет о покупке недвижимости, зато деньги он уже платит: телефонный счетчик щелкает.

А теперь пора привести цитату из нормативного акта.

"Деятельность по проведению розыгрыша призов (рекламных игр) среди покупателей в целях стимулирования продажи товаров (работ, услуг) без взимания с участников розыгрыша дополнительной платы, в том числе и путем повышения цены на товары (работы, услуги), осуществляется в соответствии с разработанными и утвержденными организатором игры правилами". (П.1 приказа Минфина N 73 "Об утверждении требований к проведению розыгрыша призов (рекламных игр)").

МЕХАНИЗМ проведения розыгрыша (по справкам из вышеназванных министерств) должен быть таким: организаторы игр (рекламодатели) размещают в средствах массовой информации условия участия покупателей в розыгрыше призов при приобретении товаров, принадлежащих организаторам. При этом организатор не скрывает своего имени, не задает никаких конкурсных вопросов, а для выигрыша призов необходимо просто прийти в соответствующий магазин и приобрести рекламируемый товар. Никакой дополнительной платы с участников розыгрыша при этом не взимается. Подобные рекламные акции проходят в СМИ несколько раз в месяц.

Очевидно, что "жилищные" телевикторины отличаются от рекламных игр. В п.4 Правил проведения игры, утвержденных президентом СП ЗАО "Телеколлинфо", текст которых оказался доступным, записано:

"Каждую неделю собирается независимая комиссия и выбирает 50 номеров из всех номеров, которые сохранились в базе данных (номер и данные участника викторины генерируются в компьютере). Выбор происходит при помощи компьютера, который случайным образом выдает номера из базы данных в виде списка (бегущая строка) на экран монитора. Члены комиссии поочередно, нажимая опцию "выбор", производят выбор выигрышного номера. При этом номер из бегущей строки сохраняется как выигрышный. Затем комиссия прослушивает данные, сохранившиеся в базе данных под этим номером, и эти данные заносят в протокол".

В приказе Министерства финансов от 19.03.99г. N 60 одно из определений лотереи звучит так:

"Системная (электронная) игра -- это игра, в которой фиксация ставок и прогнозов участников проводится с помощью электронных устройств, сохраняющих информацию в своей памяти и направляющих ее для участия в розыгрыше по специальным каналам передачи информации в головной информационный центр. Розыгрыш призового фонда по условиям лотереи осуществляется с помощью компьютерно-математических программ или другим способом".

Раздел II приказа N 60 как будто бы и не охватывает своими признаками целиком все понятие телевикторины, но определенные общие черты, на мой взгляд, существуют. Может, стоит изучить это сходство внимательней?

Вы уже обратили внимание, что в прессе публикуются телефоны ЗАО "Телеколлинфо", сама викторина проводится с помощью телефонных линий Белтелекома, а разыгрывается квартира третьего юридического лица -- Второго минского целевого облигационного жилищного займа.

Что это? Совместная деятельность, требующая ведения отдельного бухгалтерского учета?

Далее интересно: у кого на балансе учтена разыгрываемая квартира? Существует ли она вообще? Сколько она стоит? Где находится? То же самое касается иных обещанных призов.

А может, вы являетесь покупателями жилья? Я -- нет. Однако хорошо понимаю, что с помощью викторины делает себе рекламу облигационный жилищный займ за счет лиц, позвонивших по предложенным телефонным номерам. За их же счет производит маркетинг. Кстати, назову такую цифру.

При проведении своего исследования просила знакомых поучаствовать в мероприятии. Они звонили, отвечали на вопросы правильно и по присвоенному каждому из нас индивидуальному номеру выяснилось, что за один час порядковый номер участника возрастал более чем на двести единиц. То есть за час звонило более двухсот человек?!

ОБРАТИМСЯ вновь к приказу Минфина N 73. Он, кстати, так понятно написан, что хочется цитировать его целиком.

Участник розыгрыша должен быть информирован организатором о содержании Правил проведения игры (п.3). Несмотря на то, что минимальная информация была предоставлена (за мои деньги -- не устану повторять!), я до сегодняшнего дня почти ничего не знаю о самих Правилах проведения викторины и об имени ее организатора. Почему в "Комсомольской правде" при объявлении имен "счастливчиков" организатором игры объявлен Второй минский целевой облигационный жилищный займ, а указаны телефоны ЗАО "Телеколлинфо"?

Почему после моего заинтересованного звонка по телефону, встреченного в штыки сотрудницей какого-то из этих двух предприятий, изменился текст видеоролика и на телеэкране появилось имя облигационного жилищного займа, а также новая услуга по покупке квартир уже не по 2000, а лишь по 100 руб. за минуту разговора. Наконец, почему в рекламе недвижимости облигационного жилищного займа указана лицензия, выданная ЗАО "Телеколлинфо" на предоставление... справочно-информационных услуг по сети связи общего пользования (выдана Минсвязи РБ 8.11.99г. N 1292)?

Может, что-нибудь неправильно поняла? Но ведь организатор телевикторины не захотел со мной общаться!

Однако вновь клонит меня, юриста, к официальному документу.

В приказе Минфина N 73 (п.2) указано: "При проведении розыгрыша призов организатор обязан сформировать призовой фонд до начала игры. Источником формирования призового фонда может быть только чистая прибыль организатора или средства спонсора".

Какими договорами связаны три названных мной юридических лица? Чья чистая прибыль используется для формирования призового фонда? Не происходит ли так, что с помощью денег частных лиц (а дополнительные деньги, вы помните, при проведении игр брать неправомерно) не только покрываются все затраты организаторов, но и из воздуха возникает баснословная прибыль! Видимо, из наших с вами денег оплачивают телевизионное время, гонорары многоуважаемым артистам, зачитывающим вопросы викторины, изготовление роликов и т.д. Заодно тысячи участников обязательно покупают пятничный выпуск "Комсомольской правды", чтобы обнаружить в нем свое имя среди претендентов на приз...

А где же покупатели квартир, среди которых-то и должна проводиться игра? Все перевернуто с ног на голову. Сначала викторина, потом навязанная реклама, потом появление покупателей. Как говорится, деньги утром -- вечером стулья!

Перейду к фактам.

КАК УСТАНОВЛЕНО, ЗАО "Телеколлинфо" проводит не первую подобную игру.

Телефонная служба знакомств ("Счастливый звонок") -- тоже его детище. И что же при этом продается?

Пока никто не задался вопросом, к какому виду деятельности относится каждая из "услуг" организаторов. Зафиксирована ли она в уставе предприятия? Лицензия у них на справочно-информационные услуги, но разве участие в викторине или знакомство по телефону можно безоговорочно назвать справочно-информационной деятельностью?

Чисто юридическая проблема: видимо, за использование линий Телеколлинфо (должник) по договору обязан заплатить Белтелекому (кредитору). Может, сюда включен и Второй облигационный жилищный займ? Не производят ли предприятия шитый белыми нитками перевод долга на нас, граждан, превращающихся в новых должников, без нашего ведома и согласия?

Как это понимать? Мы вовлечены в сделку, совершенную под влиянием заблуждения? Или под влиянием обмана? (Статьи 179, 180 Гражданского кодекса).

И если не могу сейчас точно ответить на этот вопрос, не располагая документами, то точно знаю последствия сделок, совершенных под влиянием заблуждения или обмана. Они могут быть признаны недействительными. При этом в случае заблуждения стороны возвращают друг другу все, полученное по сделке; а при обмане потерпевший получает обратно все, ему принадлежащее, а другая сторона передает свою часть в бюджет государства. При этом потерпевший может рассчитывать и на компенсацию реального ущерба, вызванного сделкой.

По-моему, в анализируемой ситуации с телевикториной неоднократно возникает состояние, пограничное установленному законодательством.

Подлежит ли-таки деятельность организаторов подобных платных телевикторин лицензированию? Возможно, пользуясь пробелами в законодательстве, они избегают необходимости лицензировать свою деятельность.

Причина для этого есть, и весомая. В соответствии с Правилами организации и проведения лотерей в Республике Беларусь их организатором может быть только государственное предприятие.

...В моем расследовании осталась "мелочь".

Например, порядок ценообразования стоимости "услуги", громогласно заявляющей о себе викторины, оказывается, никто не проверял.

ОТ РЕДАКЦИИ

Наш постоянный автор -- юрист Марина Любарская исследует горячую для Беларуси тему -- ажиотаж вокруг так называемых телевикторин, в которые оказались вовлечены десятки тысяч людей, в том числе дети. Каждому придется заплатить за призрачный шанс на выигрыш порядка 4000 руб. за один звонок. Количество участников, чувствующих себя обманутыми либо введенными в заблуждение, растет, а организаторы телевикторин избегают публичности.

Редакция приглашает к разговору работников государственных органов, а также тех, кто принял участие в "телевикторине". Кстати, 20 января организаторами заявлен заключительный розыгрыш.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by