Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
17.07.2009 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Верный способ опоздать

Транспортной логистике требуются законодательные стимулы

Планы развития транспортной логистики неоднократно обсуждались в правительстве, в рамках международных переговоров и на уровне прямых контактов белорусских и иностранных компаний. Однако еще ни один из примерно двух десятков проектов транспортно-логистических центров (ТЛЦ) пока так и не вышел на стадию практической реализации.

Вячеслав ДОВНАР,

генеральный директор ООО «Белинтертранс»

ООО «Белинтертранс» является одним из учредителей совместного предприятия «БелВингесЛогистик» — структуры, созданной для строительства и эксплуатации ТЛЦ в Ракове Воложинского района. Нашим иностранным партнером в этом деле стала крупнейшая литовская группа транспортно-логистических компаний ЗАО «Вингестерминалас». Предварительно изучив белорусское таможенное и гражданское законодательство, группа согласилась инвестировать в проект в 2009-2010 гг. 25 млн. USD.

По бизнес-плану центр в Ракове должен разместиться на площади 10 га (с перспективой роста до 20 га) и быть оснащен самым современным технологическим оборудованием. В инфраструктуру объекта включены АЗС, СТО, гостиница, кафе, что в целом позволит создать порядка 120 новых рабочих мест.

Но первоначальные планы пришлось неоднократно корректировать. Так, в соответствии с Указом Президента от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» земли сельскохозяйственного назначения отчуждаются только по решению главы государства. Как я уже сказал, нам на первом этапе требовалось всего 10 га. И в рамках действовавших на тот момент правил мы были вынуждены обратиться в соответствующие инстанции, и в итоге расходная часть проекта «пополнилась» новыми статьями:

— плата за право заключения договора аренды земельного участка;

— возмещение расходов на проведение и подготовку аукциона и документации, необходимой для его проведения;

— возмещение собственнику убытков, причиненных изъятием земельного участка;

— возмещение потерь сельскохозяйственного производства;

— выделение районному исполнительному комитету 1,5 млн. USD на развитие социальной инфраструктуры.

Насколько мне известно, сейчас на повторном рассмотрении находится проект указа «О мерах по развитию логистической деятельности в Республике Беларусь». Документ, в частности, предусматривает льготный порядок создания и функционирования ТЛЦ — предоставление участков в аренду без проведения аукциона и взимания платы за право заключения арендных договоров, освобождение от возмещения убытков землепользователям, потерь сельско- и лесохозяйственного производства. Эти меры можно только приветствовать, но в то же время здесь возникает любопытная коллизия. В соответствии с п. 6 проекта указ вступает в силу со дня официального опубликования. Но ряду инвесторов уже выделены площадки под застройку — в «старом» правовом режиме. Они уже вносят (в рассрочку) платежи, предусмотренные Указом № 667. Получается, что наиболее активные компании, которые стартовали раньше других, попадают в менее выгодную экономическую ситуацию по сравнению с «нерасторопными» конкурентами. Это явно противоречит принципу равных условий хозяйствования для субъектов предпринимательской деятельности.

Еще одной существенной проблемой, препятствующей развитию ТЛЦ, является высокая стоимость заемных ресурсов в отечественных банках. Если раньше заемщик платил по ставке 12-15% (при условии собственного участия в проекте на уровне 10-20%), то сейчас стоимость такого рода ресурсов достигает 17-25% при уровне собственного участия 30-60%. Это абсолютно неприемлемо.

Иностранные банки готовы напрямую кредитовать белорусские проекты, но в нашей стране нет юридического механизма для совершения таких сделок.

Стоит отметить, что Указом от 15.05.2008 № 270 предусматривается ряд льгот для объектов придорожного сервиса. С моей точки зрения, этот порядок следует распространить и на транспортно-логистические центры, которые принесут республике доход на несколько порядков больший, чем все придорожные заправки, кафе и гостиницы вместе взятые. Предлагаю внести в проект указа по логистической деятельности специальную норму о предоставлении кредитов организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов ТЛЦ и их инженерной инфраструктуры на срок до 5 лет по ставкам от 5% в Br. Благодаря этому ситуация в отрасли быстро оживится. Потери банков от выдачи таких кредитов можно компенсировать путем уменьшения налога на их прибыль.

Конечно, обобщать положение дел в транспортной логистике на примере только одного предприятия не совсем корректно. Но факт остается фактом: ЗАО «Вингестерминалас», который уже вложил в дело порядка 230 тыс. USD, заявил о своем желании выйти из состава СП, мотивируя это тем, что в действующих условиях хозяйствования подобные инвестиции экономически невыгодны. Если значительные капиталовложения требуются уже на подготовительном этапе (землеотвод, проектирование), то гораздо выгоднее построить подобный объект в Евросоюзе.

Мы направили проект раковского ТЛЦ на рассмотрение еще нескольким иностранным компаниям, но параллельно своими силами продолжаем все работы, необходимые на данном этапе. Впрочем, сколь бы ни была популярна идея о привлечении зарубежных инвестиций, по моему мнению, есть все основания сделать ставку на собственные ресурсы. В стране действуют проектные и строительные организации, которые способны справиться с поставленной задачей. Складская коробка из сэндвич-панелей на легком металлическом каркасе возводится буквально за месяц. Устройство средств автоматизации, электронных систем управления и т. д., конечно, потребует применения западных технологий, но и это вряд ли станет серьезным барьером — были бы доступными финансовые средства.

Тем или иным способом, но процесс строительства ТЛЦ необходимо активизировать. Без этого все наши геополитические преимущества так и останутся невостребованными. По информации Института экономики НАН Беларуси, реализация Программы развития логистической системы (утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249) обеспечит к 2015 г. около 20% ВВП. Но это только в том случае, если система многофункциональных ТЛЦ сможет привлечь в страну транзитные евразийские товарные потоки. Ведь на них, и не без оснований, претендуют также Литва и Латвия, где действуют более 100 логистических компаний. Плюс к этому на юге заявляет о своих правах Украина. Для того чтобы не оказаться на обочине мировой торговли, успеть создать соответствующую транзитную инфраструктуру, у нас осталось не более 2-3 лет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by