Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Снять оставшиеся барьеры, ускорить сотрудничество – в планах Союзного Совмина

Фото: freepik.com

Премьер-министры России и Беларуси отчитались о проделанной работе и определили приоритеты дальнейшего сотрудничества. Как отметил Роман Головченко, системные вопросы во взаимодействии с Россией решены, принятые союзные программы выполнены на 75%.

Интеграционные программы сработали

На заседании Союзного Совмина в первую очередь говорили о том, что удалось сделать со времени прошлой встречи в Минске, на котором правительства двух стран одобрили 28 программ по углубленной интеграции. Отметили, что по итогам полутора лет, прошедших с предыдущего заседания, принятые программы сработали, выполнены три четверти запланированных в их рамках мероприятий. Сейчас речь идет о том, чтобы перенести взаимодействие на уровень отраслей и отдельных предприятий.

Углубление экономического сотрудничества лучше всего демонстрируют результаты внешней торговли: в прошлом году экспорт РБ в РФ вырос практически на 40%, по январю и по оперативным данным за февраль и март 2023 г. тенденция сохраняется. При этом сальдо по внешней торговле с Россией впервые со времени приобретения нашей страной независимости вышло в плюс. Расходы Беларуси по импорту из РФ энергоносителей оказались полностью перекрыты поставками белорусских товаров.

Однако вопросы увеличения взаимных поставок остались одной из важнейших тем нынешнего заседания. Белорусский премьер сообщил о продолжении работы по переориентации потоков белорусских товаров через территорию России. Р. Головченко отметил, что логистика серьезно влияет на цены поставок белорусской продукции для стран дальнего зарубежья, поэтому Беларуси критически важно переориентироваться, не допустив значительного роста транспортных расходов.

В целом он выразил удовлетворенность достигнутыми договоренностями, отметив подвижки с российской стороны в стоимости перевозок, в первую очередь железнодорожным транспортом.

Сегодня Беларусь работает более чем с 20 российскими портами, имеет привилегированные тарифы и налаженные маршруты поставок, которые дают возможность обходить санкционные ограничения. Роман Головченко предложил российской стороне усилить координацию действий сторон в транспортной сфере в ответ на усилившееся санкционное давление. Он рассказал, что в настоящее время подготовлен целый пакет соглашений, которые помогут снизить цены на поставляемые товары, – все они подписаны и находятся в высокой стадии готовности.

Региональное сотрудничество и финансы

По словам премьер-министра, значимую роль в росте взаимной торговли сыграло межрегиональное сотрудничество. В 2022 г. Беларусь посетили более 100 делегаций различного уровня из регионов РФ. Состоялось такое же количество визитов белорусских делегаций в российские регионы.

Характеризуя финансовое сотрудничество союзных стран, министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов отметил, что серьезных препятствий для реализации союзных документов в финансовой сфере сегодня нет. Министр напомнил, что в 2022 г. было принято соглашение о косвенных налогах, предусматривающее перечисление обратного акциза. В настоящий момент стороны работают по вопросу формирования совместного налогового комитета, осталось лишь согласовать отдельные технические моменты.

Работа по рефинансированию долговых обязательств хоть и нуждается в доработке, но идет в плановом порядке, готовятся соответствующие соглашения. Юрий Селиверстов также отметил, что импортозамещающие проекты, на которые Беларуси был выделен кредит в 2022 г., перешли в стадию непосредственной реализации: все необходимые алгоритмы отработаны, по некоторым проектам уже началась выборка предоставленных средств.

Меньше документов, больше практики

Важную роль сыграли такие стратегические меры, как решение об осуществлении расчетов между странами в российских рублях, утверждение форм ценообразования на энергоносители, согласование перспективных импортозамещающих проектов, подписание ряда фундаментальных соглашений, в т.ч. о перевалке нефтепродуктов и внешнеторговых грузов, о судоходстве, о сотрудничестве в области микроэлектроники.

Роман Головченко отметил: в 2022 г. были приняты 42 постановления, три резолюции и одна директива. Среди них премьер выделил решения, направленные на дебюрократизацию порядка принятия программ и проектов Союзного государства, снятие ограничений на сферы реализации проектов, которые финансируются из бюджета объединения, что позволило повысить эффективность всех направлений сотрудничества. На текущем заседании Совмина Союзного государства стороны договорились не плодить новые документы, отдавая приоритет ускорению сотрудничества и решению практических вопросов.

Белорусский премьер-министр заявил о необходимости ускорения реализации подписанных межправительственных соглашений о единой промышленной политике и признании технологических операций в рамках Союзного государства. Это позволит не распылять финансы и не создавать дублирующие производства, учитывая, что Беларусь и Россия сохранили и развили компетенции в различных отраслях промышленности, которые во многом носят взаимодополняющий характер.

В процессе заседания Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве, приняли совместные резолюции о разработке стратегии научно-технологического развития Союзного государства, о программах Союзного государства в области космоса, о сотрудничестве Беларуси и России в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения.

Новые возможности для транспортной отрасли

Рассмотрели на заседании и участие белорусских перевозчиков во внутрироссийских перевозках, а также снижение тарифов аэронавигации.

Р. Головченко пояснил, что российское законодательство ранее не предусматривало возможности получения фрахта на внутрироссийском маршруте иностранцами. К примеру, белорусская машина, идущая из Минска в Хабаровск, на обратном пути не могла взять попутный груз и доставить его в условный Волгоград. Сейчас эта проблема принципиально решена, вопрос заключается во времени вступления в силу этого решения.

Реализация договоренностей относительно тарифов на аэронавигационное обслуживание снизит тарифы и даст больше возможностей авиакомпании «Белавиа», в т.ч. открыть полеты в удаленные регионы Российской Федерации.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by