Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Углубление интеграции, внешняя торговля и унификация налогов – будущее белорусско-российских отношений

Фото: pixabay.com

За прошедшую неделю тема белорусско-российских отношений дважды обсуждалась в высоких правительственных кабинетах: 9 января Александр Лукашенко встретился с госсекретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым, а 12 января провел совещание с членами правительства по вопросам реализации интеграционных программ. Несмотря на плодотворное сотрудничество России и Беларуси, глава государства выразил неудовлетворенность степенью готовности отдельных документов и потребовал их более активного претворения в жизнь.

Интеграция упирается в решение «газового» вопроса

Александр Лукашенко напомнил, что прошло больше года с тех пор, как утвержден так называемый интеграционный пакет документов, включающий Декрет Высшего госсовета Союзного государства «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы» и 28 союзных программ, которые предусматривали углубление интеграционных процессов в РФ и РБ. По состоянию на 1 января 2023 г. выполнение этих программ оценивается на уровне 67,8%. Выполнено 671 из 989 запланированных мероприятий, в 2023 г. ожидается реализация еще около 300. Завершены 7 мероприятий, касающихся вопросов прослеживаемости товаров, транспортного, валютного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, финансового сектора, бухгалтерского учета, развития атомной энергетики. На заключительном этапе находится исполнение союзной программы в сфере гармонизации налогового и таможенного законодательства.

Однако часть важных документов, касающихся энергетики, промышленности, транспорта, реализуется с отставанием от согласованных графиков. А основным камнем преткновения стало выполнение программы по формированию объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Неразрешенные вопросы потребовали обсуждения возникших проблем на самом высоком уровне. И несмотря на заявление о том, что все необходимые развязки найдены, принятые решения до сих пор неизвестны и не оформлены в виде документов.

Таким образом, за 2022 год практически все интеграционные вопросы, которые не потребовали от сторон значительных уступок, были решены. А вот воплотить в жизнь остальные за данный период не получилось, в лучшем случае стороны могут отчитаться о проделанной подготовительной работе.

Основным нерешенным вопросом по-прежнему остаются условия поставки российского газа. Цель белорусской стороны – получить топ­ливо по внутрироссийским ценам. Если раньше, до введения санкций, белорусские предприятия конкурировали в первую очередь с европейскими и мировыми производителями за счет более низкой цены на газ, то в условиях переориентации внешней торговли на Россию и увеличения поставок в страны «дальней дуги» этого теперь недостаточно. Следующий логичный шаг – выравнивание условий хозяйствования для субъектов союзных государств, что помимо унификации налогового законодательства означает равный доступ на рынки и единые условия поставки газа. Это позволило бы Беларуси снизить затраты на производство продукции.

Российская сторона считает, что и без того сделала достаточно уступок союзникам, посодействовав в строительстве атомной станции, замещающей потребление газа, а также согласившись на выплату межбюджетных трансфертов в качестве компенсации Беларуси потерь, возникших в результате реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. В итоге неудовлетворенность белорусской стороны полнотой реализации интеграционных программ может быть прежде всего сигналом союзникам о необходимости дальнейших уступок на пути к главной дипломатической цели правительства – получению возможности покупать газ по внутрироссийским ценам. При этом А. Лукашенко отметил, что экономическая интеграция с Россией продолжится, однако о новом пакете интеграционных документов можно будет говорить только после полного выполнения предыдущих договоренностей без каких бы то ни было исключений.

Сближение налогового законодательства без угрозы для суверенитета

Один из наиболее важных вопросов, решенных в прошедшем году, – унификация налогового законодательства, направленная на сближение вопросов взимания и администрирования косвенных налогов. Напомним, что одним из положений Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (далее – договор) предусмотрено создание дополнительного межгосударственного Наднационального налогового комитета. Структура будет наделена определенными функциями и полномочиями, но по форме и выполняемым задачам не будет являться министерством.

Глава государства пояснил, что Беларусь останется независимой в принятии решений в налоговой сфере, т.е. сможет, как и прежде, снижать и повышать ставки конкретных налогов. В компетенции Наднационального налогового комитета будет прежде всего контроль за соблюдением договора, совершением трансграничных операций, начислением и соблюдением условий межбюджетных трансфертов.

Говорить о том, что Беларусь полностью сохранит свою самостоятельность после ратификации документа, можно с определенной оговоркой, поскольку страны-подписанты взяли на себя обязательство до 1 января 2023 г. привести свое налоговое законодательство, касающееся порядка взимания НДС и акцизов, в соответствие с положениями договора. Например, ставки акцизов на минимальный перечень товаров и услуг, определенный договором, должны быть не ниже размера минимальных ставок, указанных в приложениях 1 и 2 к документу.

Условиями договора также преду­смотрено, что основная ставка НДС должна быть не ниже 20%, а пониженная ставка – не меньше 10%. Таким образом, Беларусь действительно сохраняет независимость в налоговой политике, однако обязана соотносить свои решения с предельными ставками и акцизами, установленными договором. Остается пока неясным, продолжится ли дальнейшее сближение налогового законодательства двух стран, а также на какие аспекты оно будет направлено.

Внешняя торговля с Россией впервые вышла в плюс

Во время выступления по вопросам белорусско-российских отношений премьер-министр Роман Головченко отметил, что впервые в истории Беларуси взаимная торговля с Россией вышла в плюс, т.е. объем экспорта превысил объем импорта. В прошлые годы ситуация была обратной – объем поставок российской продукции в РБ существенно превышал объем реализации белорусских товаров и услуг в РФ. И эта разница в отдельные годы доходила до 7 млрд USD.

Достигнутый результат стал следствием еще более тесного торгового сближения двух стран в результате того, что из-за «экономической поделенности» мира в Беларуси сократился спрос на производимые товары, а в России оказалось некому поставлять необходимую для страны продукцию. В результате санкции подтолкнули РФ и РБ еще к более тесным экономическим отношениям, увеличению объемов взаимной торговли, совместному развитию цепочек кооперации и импортозамещения. Таким образом, нарастить взаимную торговлю помогли мировая конъюнктура цен и ситуация, связанная с освобождением определенных товарных ниш на российском рынке.

Вместе с тем Р. Головченко далек от мысли, что все произошло автоматически. За увеличением объема поставок стоит серьезная многоуровневая работа не только руководителей предприятий, но и правительства, которое было ориентировано на оказание максимального содействия экспорту белорусской продукции. Общий оборот товаров и услуг наших двух стран по итогам 11 месяцев составил 45 млрд USD, а с учетом декабря может достичь 50 млрд USD.

Премьер-министр уверен, что это результат естественного сближения России и Беларуси, а также следствие активизации работы правительства и белорусских производителей на российском рынке и их готовность идти в регионы. При этом РФ останется крупнейшим рынком сбыта для белорусской продукции благодаря режиму максимального содействия, отмене таможенных барьеров и короткого логистического плеча.

***

Таким образом, несмотря на приличные экономические дивиденды, которые получила Беларусь в результате сближения с Россией, экономическая интеграция далека от завершения, а главная цель белорусской дипломатии – общие рынки нефти и газа – пока не достигнута.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений