Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
02.09.2008 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Уроки заокеанских проблем

Несмотря на кризис на международном рынке, финансовый сектор Беларуси заметно улучшил свои показатели за 7 месяцев текущего года. Нацбанк начал цикл повышения ставки рефинансирования на фоне роста инфляции и сохраняющейся нео...

Несмотря на кризис на международном рынке, финансовый сектор Беларуси заметно улучшил свои показатели за 7 месяцев текущего года.

Нацбанк начал цикл повышения ставки рефинансирования на фоне роста инфляции и сохраняющейся неопределенности на международном финансовом рынке. За последние 2 месяца ставка повышалась уже дважды (1 июля и 13 августа) — в совокупности на 0,5 процентного пункта до 10,5%. Прогнозируется, что к концу 2008 г. она возрастет до 11-14%.

Ожидаемое повышение, на наш взгляд, является обоснованным, так как главный банк должен адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию. При этом мы не исключаем и более решительных действий с его стороны. Дело в том, что начиная с IV квартала 2007 г. ставка рефинансирования в реальном выражении (с учетом инфляции) находится в области отрицательных значений. Это рано или поздно может негативным образом сказаться на состоянии денежно-кредитного сектора и экономики в целом.

В то же время рост ставки рефинансирования неминуемо повлечет за собой рост процентных ставок по депозитам и кредитам. А это, в свою очередь, приведет к удорожанию кредитных ресурсов для экономики и некоторому снижению темпов кредитования. Как следствие, далее возможно определенное замедление темпов роста инвестиций и ВВП.

Обязательное резервирование

Чтобы этого не произошло, Нацбанку целесообразно рассмотреть вопрос о снижении нормативов обязательного резервирования по привлеченным средствам банков. На наш взгляд, возможное повышение отчислений в обязательные резервы не решает задач снижения уровня инфляции и поддержания стабильности национальной валюты, а также создания благоприятных условий для долгосрочного устойчивого экономического роста.

Напротив, повышение нормативов обязательного резервирования ограничивает возможности банков по расширению кредитования экономики и в случае снижения темпов роста производства товаров и услуг усугубляет негативные экономические и социальные процессы, в т.ч. и связанные с ростом инфляции.

Как нам кажется, для отдельных видов операций (например, привлечение средств физлиц на различные накопительные, в т.ч. ипотечные, счета) можно ввести либо полное освобождение от обязательного резервирования, либо установить минимальные значения нормативов. По данным банковской статистики, на 1.08.2008 г. обязательные резервы коммерческих банков в Нацбанке возросли за 12 месяцев на 53,9% до 1,945 трлн. Br. Эти деньги могли бы работать на экономику.

В настоящее время в Беларуси норматив отчислений банками-резидентами в фонд обязательного резервирования (ФОР) по привлеченным средствам юрлиц составляет 8%, физлиц в инвалюте — 8% и в Br — 4,5%.

B развитых странах этот показатель не превышает 2-2,5% (причем вклады до востребования и свыше 2 лет не резервируются). Очевидно, что уменьшение отчислений банков в ФОР позволит повысить привлекательность средств в нацвалюте и в целом конкурентоспособность белорусских банков. Высвобожденные ресурсы банки могут направить на собственную капитализацию или повышение ставок по депозитам.

Потенциал мультипликатора

Важно также отметить, что снижение норм обязательного резервирования вместе с сокращением удельного веса наличных денег в структуре денежной массы позволяет повысить уровень денежно-кредитной мультипликации в банковской системе. Тем самым растет степень использования денежной базы при одновременном увеличении предложения «длинных денег» в экономике без увеличения инфляции и привлечения внешних заимствований.

По нашим оценкам, активизация этого резерва дала бы возможность получить экономике страны столь необходимые инвестиции. Увеличение мультипликатора денежной базы в Беларуси до уровня развитых стран (m = 8 — 10) позволило бы национальной банковской системе безынфляционно увеличить предложение «длинных» внутренних денег в 4,5-6,1 раза — до эквивалента 20,5-28,1 млрд. USD. В свою очередь это позволило бы в определенной степени заместить внешние источники фондирования банков. По последним данным, внешняя задолженность банков за год возросла на 64,4% до 3,205 млрд. USD. При этом совокупный внешний долг Беларуси возрос на 71,7% до рекордных 13,63 млрд. USD.

Очевидно, что в случае ухудшения ситуации на международном финансовом рынке такой канал наполнения ресурсной базы банков, как внешние заимствования, потенциально снижает устойчивость банковской системы страны. Трудно сказать, на каком расстоянии от кризисов внешнего долга и ликвидности находится банковский сектор сейчас. Скорее всего, все еще довольно далеко. Но то, что указанная тенденция ведет именно туда, несомненно.

Участие нерезидентов

В этом контексте обращает на себя внимание снижение средств нерезидентов в белорусских банках в июле на 181,8 млн. USD (или на 5,5%) до 3,131 млрд. USD на 1 августа. Частично это может быть связано с нестабильностью на международном финансовом рынке, а также с выплатой процентов и погашением ранее привлеченных кредитов и займов.

В то же время по итогам 7 месяцев 2008 г. прирост средств нерезидентов в пассивах банков составил 673,7 млн. USD (+27,4%). В свою очередь удельный вес нерезидентов в ресурсной базе банков составил 12,9% против 12,8% на начало года и 14,3% на 1.08.2007 г.

Вместе с тем в условиях ухудшения доступа к международным рынкам капитала банки, напротив, смогли расширить кредитование национальной экономики. Так, кредиты и иные их активные операции в январе-июле 2008 г. увеличились на 29,9% до рекордных 41,974 трлн. Br на 1 августа. К слову, год назад рост кредитов был скромнее — 19,9%.

Кроме того, обращает на себя внимание заметное увеличение прямых вкладов в уставные фонды банков, внесенных иностранными инвесторами в текущем году, сразу в 3 раза до 867,8 млрд. Br. Как следствие, доля уставного иностранного капитала банков достигла 17,1% на 1 августа против 9,84% на 1.01.2008 г. До нынешней квоты для «иностранцев» в 25% осталось совсем немного.

Выводы

Сейчас следует избегать головокружения от успехов. Продолжающийся уже год финансовый кризис в крупнейшей экономике мира (США) предоставляет и нам возможность по-иному взглянуть на экономическую политику и реальное состояние финансового сектора Беларуси.

Важный урок, который надо извлечь из заокеанских проблем, — это необходимость развития отечественного финансового рынка. И едва ли не в первую очередь — рынка облигаций, доступных как для крупных компаний, так и для малого и среднего бизнеса. Необходимо также поощрять накопления белорусских «длинных денег» и развивать инструменты по финансированию инфраструктурных проектов в экономике.

Проблемы, связанные с большими объемами внешних заимствований белорусскими компаниями и банками, не получили развития в определенной степени благодаря доходам от экспорта нефтепродуктов, калийных удобрений и ряда других позиций, т. е. в силу благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Однако без долгосрочных мер по развитию собственного финансового рынка, а также наличия в экономике достаточных инвестиционных ресурсов («длинных денег») любое ослабление мировых кредитных рынков на фоне ухудшения экономической конъюнктуры может оказаться драматичным для заметно задолжавших зарубежным кредиторам отечественных предприятий и банков.

Александр МУХА,

аналитик ПРАЙМ-ТАСС

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by