Новым указом изменены нормы, касающиеся НДС, земельного налога, расширен перечень функций ФСЗН
Откорректированы нормы некоторых указов и других НПА, а также урегулированы иные вопросы, связанные с изменением с 1 января 2022 г. положений НК. Принят Указ от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении» (далее – Указ).
Остановимся на новациях подробнее.
1. Сегодня от НДС освобождены обороты по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования, в т.ч. при реализации образовательных программ послевузовского образования (подп. 1.28.1 п. 1 ст. 118 НК). С 01.09.2022 вступает в силу новая редакция Кодекса об образовании и термин «послевузовское образование» заменяется на «научно-ориентированное образование». Поэтому на основании подп. 1.1 п. 1 Указа от НДС будут освобождаться обороты по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования.
Льготу можно применять с 01.09.2022.
2. Указом установлены единые подходы по налогообложению операций по безвозмездной передаче эксплуатационным организациям вновь построенных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (законодательством установлены налоговые преференции) и операций по безвозмездной передаче результатов реконструкции (модернизации), ремонта уже существующих таких объектов, находящихся на балансе эксплуатационных организаций (законодательством не установлены налоговые преференции).
Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа освобождены от налогообложения операции по безвозмездной передаче государственным эксплуатационным организациям результатов реконструкции (модернизации), ремонта объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, совершенные до 1 января 2021 г.
Норма вступила в силу с 27.08.2022 и распространяет действие на отношения, возникшие до 01.01.2021.
3. С 01.01.2022 вступила в силу единая ТН ВЭД ЕАЭС, ряд кодов и наименований транспортных средств которой не соответствовали указанным в приложении 25 к НК.
В подп. 1.3 п. 1 Указа предусмотрена соответствующая норма с целью сохранения особенностей определения налоговой базы НДС в отношении транспортных средств, приобретаемых организациями у физических лиц без НДС, по перечню транспортных средств с кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
Положение вступает в силу с 27.08.2022 и распространяет действие на отношения, возникшие с 01.01.2022.
4. Абзацем 2 подп. 1.4 п. 1 Указа предусматривается предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты НДС в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в т.ч. товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары.
Ранее законодательством был установлен запрет на предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты НДС в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары.
Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.
5. Как показывает правоприменительная практика, плательщики в последнее время не пользуются отсрочкой (рассрочкой) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в связи с тем, что они обязаны по таким отсроченным платежам уплачивать проценты исходя из ставки рефинансирования Нацбанка, действующей в соответствующие периоды за каждый день пользования отсрочкой (рассрочкой).
Поэтому абз. 3 подп. 1.5 п. 1 Указа установлена нулевая ставка рефинансирования Нацбанка при исчислении процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС, взимаемого таможенными органами.
Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.
6. Сокращен срок:
– с 30 до 5 рабочих дней (при наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов с 10 до 5 рабочих дней) для проведения налоговыми органами в соответствии с п. 4 ст. 137 НК зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– с 15 до 5 рабочих дней для проведения налоговыми органами в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 66 НК возврата излишне уплаченной суммы НДС.
Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.
7. С 09.04.2022 автотранспортным предприятиям, учрежденным в РБ, запрещена перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Евросоюза, в т.ч. транзитом. Поэтому в целях поддержки отечественных перевозчиков с 16.04.2022 были введены ответные меры в отношении автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Евросоюзе, разрешив им перевозку грузов только до/из специально установленных мест на территории РБ для осуществления грузовых операций и (или) перецепки.
В связи с изменившимися условиями в подп. 1.5 п. 1 Указа урегулирован вопрос применения белорусскими перевозчиками ставки НДС в размере 0% за оказанные ими транспортные услуги по перевозке грузов в пределах РБ в рамках постановления Совмина от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств», если местом погрузки или разгрузки груза согласно международной товарно-транспортной накладной CMR является Беларусь. В Указе определены условия, при выполнении которых возможно применение указанной ставки НДС.
Применение нормы возможно с 16.04.2022.
8. В п. 4 Указа устанавливается порядок исчисления земельного налога (арендной платы за земельные участки), внесения изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет)
по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки)
с организаций за 2022 год и, при необходимости, уплаты разницы между суммой земельного налога (арендной платы за землю), исчисленной с учетом изменений, внесенных Указом, относящейся
к срокам уплаты, наступившим в 2022 г. до истечения III квартала, и суммой земельного налога (арендной платы за земельные участки), ранее исчисленной по этим срокам уплаты.
9. Поскольку с 01.01.2023 ИП исключаются из категории плательщиков, применяющих УСН, а также вводится налог на профессиональный доход, Указом внесены соответствующие корректировки в Указ от 04.01.1999 № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь», Указ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений
в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке», Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».
10. Корректировка Указа от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» также обусловлена введением налога на профессиональный доход (п. 4 приложения 2 к Указу).
Кроме того, расширен перечень функций ФСЗН. За ним закрепили разработку и утверждение форм и форматов отчетов, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании, в т.ч. форм ведомственной отчетности, документов и (или) информации, связанных с начислением и уплатой взносов и иными вопросами, входящими в его компетенцию, а также установление порядка их заполнения, представления (направления), приема и обработки.
Одновременно названное положение дополнено нормой, предоставляющей право органам Фонда не только принимать от плательщиков взносов документы и информацию в электронной форме через Личный кабинет плательщика взносов, но и осуществлять с ними обратную связь посредством такого информационного ресурса.
11. Для упрощения налогового администрирования за счет сокращения количества предоставляемых налоговых деклараций по земельному налогу гл. 20 НК для юрлиц предусмотрено исчисление земельного налога, прекращение его исчисления, применение льгот по земельному налогу со следующего квартала. На этом основании в ряд указов внесены изменения, в соответствии с которыми определение периода будет производиться с соблюдением условий и терминологии, предусмотренных НК. Откорректированы нормы следующих указов:
– от 27.09.2013 № 446 «О некоторых вопросах развития республиканского унитарного производственного предприятия «Гранит»;
– от 21.07.2015 № 334 «О создании мультимодального промышленно-логистического комплекса»;
– от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»;
– от 26.11.2018 № 461 «О реконструкции автомобильной дороги»;
– от 22.12.2018 № 493 «О некоторых мерах по повышению надежности белорусской энергосистемы»;
– от 13.08.2019 № 306 «О реализации проекта технико-экономической помощи «Национальный футбольный стадион»;
– от 13.08.2019 № 307 «О реализации проекта технико-экономической помощи «Бассейн международного стандарта»;
– от 25.02.2020 № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области».
– от 15.09.2021 № 347 «О завершении строительства жилых домов»;
– от 15.09.2021 № 348 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы».
12. С 01.01.2023 для физлиц, осуществляющих ремесленную деятельность, предоставляется право выбора режима налогообложения при осуществлении такой деятельности: с уплатой сбора за осуществление ремесленной деятельности либо с уплатой НПД. Необходимая корректировка внесена в Указ от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».
13. Поскольку с 01.01.2023 ИП не вправе применять УСН, а для организаций – плательщиков налога при УСН вводится кассовый метод отражения выручки (вместо принципа начисления и принципа оплаты), предусматривающий включение в налоговую базу сумм всех поступлений денежных средств на расчетный счет и в кассу плательщика, в т.ч. авансов и предоплат, то соответствующее изменение внесено в подп. 4.1 п. 4 Указа от 31.12.2018 № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области».
14. В Указ от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160) внесены корректировки, которые устанавливают единство терминологии и подходов к порядку определения, исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, по аналогии с положениями НК.
14.1. В соответствии с подп. 6.12 п. 6 ст. 240 НК п. 5 Указа № 160 дополнен нормой об установлении размера ежегодной арендной платы в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством, в отношении земельных участков, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капитальными строениями или госрегистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав «Белэнерго».
14.2. Согласно п. 12 ст. 241 НК п. 6 Указа № 160 дополнен нормой, исключающей возможность применения юридическими лицами понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки, на которых расположены возведенные после 01.01.2019 капитальные строения (здания, сооружения), их части, если они были приняты в эксплуатацию как самовольные постройки.
14.3. По аналогии с п. 121 ст. 241, п. 20 ст. 243 НК (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2023) установлено, что с 01.01.2023 к размеру ежегодной арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду юридическим лицам для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), индивидуальным предпринимателям и гражданам для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), но не освоенных ими в течение трех лет, будет применяться повышающий коэффициент 3.
14.4. Главой 20 НК для юрлиц предусмотрено исчисление земельного налога, прекращение его исчисления, применение льгот по земельному налогу со следующего квартала. Соответствующие изменения внесены и в отношении арендной платы.
14.5. Предусмотрено освобождение земельных участков общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений от арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, до 01.01.2025 (подп. 5.22 п. 5 Положения об арендной плате, утв. Указом № 160).
Изменения в Указ № 160 вступили в силу с 27.08.2022 и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022.
15. В соответствии с п. 3 ст. 229 НК с 01.01.2022 в качестве налоговой базы налога на недвижимость для плательщиков – физических лиц применяется стоимость принадлежащих таким лицам объектов налогообложения, определяемая исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового здания или сооружения и площади (протяженности) оцениваемого объекта. Поэтому применение в качестве налоговой базы налога на недвижимость стоимостей, определенных в соответствии с Указом от 28.03.2008 № 187 «Об утверждении Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений» неправомерно. Данный Указ признан утратившим силу.