Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новым указом изменены нормы, касающиеся НДС, земельного налога, расширен перечень функций ФСЗН

Фото: freepik.com

Откорректированы нормы некоторых указов и других НПА, а также урегулированы иные вопросы, связанные с изменением с 1 января 2022 г. положений НК. Принят Указ от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении» (далее – Указ).

Остановимся на новациях подробнее.

1. Сегодня от НДС освобождены обороты по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования, в т.ч. при реализации образовательных программ послевузовского образования (подп. 1.28.1 п. 1 ст. 118 НК). С 01.09.2022 вступает в силу новая редакция Кодекса об образовании и термин «послевузовское образование» заменяется на «научно-ориентированное образование». Поэтому на основании подп. 1.1 п. 1 Указа от НДС будут освобождаться обороты по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования.

Льготу можно применять с 01.09.2022.

2. Указом установлены единые подходы по налогообложению операций по безвозмездной передаче эксплуатационным организациям вновь построенных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (законодательством установлены налоговые преференции) и операций по безвозмездной передаче результатов реконструкции (модернизации), ремонта уже существующих таких объектов, находящихся на балансе эксплуатационных организаций (законодательством не установлены налоговые преференции).

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа освобождены от налогообложения операции по безвозмездной передаче государственным эксплуатационным организациям результатов реконструкции (модернизации), ремонта объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, совершенные до 1 января 2021 г.

Норма вступила в силу с 27.08.2022 и распространяет действие на отношения, возникшие до 01.01.2021.

3. С 01.01.2022 вступила в силу единая ТН ВЭД ЕАЭС, ряд кодов и наименований транспортных средств которой не соответствовали указанным в приложении 25 к НК.

В подп. 1.3 п. 1 Указа предусмотрена соответствующая норма с целью сохранения особенностей определения налоговой базы НДС в отношении транспортных средств, приобретаемых организациями у физических лиц без НДС, по перечню транспортных средств с кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

Положение вступает в силу с 27.08.2022 и распространяет действие на отношения, возникшие с 01.01.2022.

4. Абзацем 2 подп. 1.4 п. 1 Указа предусматривается предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты НДС в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в т.ч. товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары.

Ранее законодательством был установлен запрет на предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты НДС в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары.

Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.

5. Как показывает правоприменительная практика, плательщики в последнее время не пользуются отсрочкой (рассрочкой) уплаты ввоз­ных таможенных пошлин, налогов в связи с тем, что они обязаны по таким отсроченным платежам уплачивать проценты исходя из ставки рефинансирования Нацбанка, действующей в соответствующие периоды за каждый день пользования отсрочкой (рассрочкой).

Поэтому абз. 3 подп. 1.5 п. 1 Указа установлена нулевая ставка рефинансирования Нацбанка при исчислении процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС, взимаемого таможенными органами.

Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.

6. Сокращен срок:

– с 30 до 5 рабочих дней (при наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов с 10 до 5 рабочих дней) для проведения налоговыми органами в соответствии с п. 4 ст. 137 НК зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– с 15 до 5 рабочих дней для проведения налоговыми органами в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 66 НК возврата излишне уплаченной суммы НДС.

Норма вступила в силу с 27.08.2022 и действует до 01.01.2024.

7. С 09.04.2022 автотранспортным предприятиям, учрежденным в РБ, запрещена перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Евросоюза, в т.ч. транзитом. Поэтому в целях поддержки отечественных перевозчиков с 16.04.2022 были введены ответные меры в отношении автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Евросоюзе, разрешив им перевозку грузов только до/из специально установленных мест на территории РБ для осуществления грузовых операций и (или) перецепки.

В связи с изменившимися условиями в подп. 1.5 п. 1 Указа урегулирован вопрос применения белорусскими перевозчиками ставки НДС в размере 0% за оказанные ими транспортные услуги по перевозке грузов в пределах РБ в рамках постановления Совмина от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств», если местом погрузки или разгрузки груза согласно международной товарно-транспортной накладной CMR является Беларусь. В Указе определены условия, при выполнении которых возможно применение указанной ставки НДС.

Применение нормы возможно с 16.04.2022.

8. В п. 4 Указа устанавливается порядок исчисления земельного налога (арендной платы за земельные участки), внесения изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет)
по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки)
с организаций за 2022 год и, при необходимости, уплаты разницы между суммой земельного налога (арендной платы за землю), исчисленной с учетом изменений, внесенных Указом, относящейся
к срокам уплаты, наступившим в 2022 г. до истечения III квартала, и суммой земельного налога (арендной платы за земельные участки), ранее исчисленной по этим срокам уплаты.

9. Поскольку с 01.01.2023 ИП исключаются из категории плательщиков, применяющих УСН, а также вводится налог на профессиональный доход, Указом внесены соответствующие корректировки в Указ от 04.01.1999 № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь», Указ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений
в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке», Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

10. Корректировка Указа от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» также обусловлена введением налога на профессиональный доход (п. 4 приложения 2 к Указу).

Кроме того, расширен перечень функций ФСЗН. За ним закрепили разработку и утверждение форм и форматов отчетов, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании, в т.ч. форм ведомственной отчетности, документов и (или) информации, связанных с начислением и уплатой взносов и иными вопросами, входящими в его компетенцию, а также установление порядка их заполнения, представления (направления), приема и обработки.

Одновременно названное положение дополнено нормой, предоставляющей право органам Фонда не только принимать от плательщиков взносов документы и информацию в электронной форме через Личный кабинет плательщика взносов, но и осуществлять с ними обратную связь посредством такого информационного ресурса.

11. Для упрощения налогового администрирования за счет сокращения количества предоставляемых налоговых деклараций по земельному налогу гл. 20 НК для юрлиц преду­смотрено исчисление земельного налога, прекращение его исчисления, применение льгот по земельному налогу со следующего квартала. На этом основании в ряд указов внесены изменения, в соответствии с которыми определение периода будет производиться с соблюдением условий и терминологии, предусмотренных НК. Откорректированы нормы следующих указов:

– от 27.09.2013 № 446 «О некоторых вопросах развития республиканского унитарного производственного предприятия «Гранит»;

– от 21.07.2015 № 334 «О создании мультимодального промышленно-логистического комплекса»;

– от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»;

– от 26.11.2018 № 461 «О реконструкции автомобильной дороги»;

– от 22.12.2018 № 493 «О некоторых мерах по повышению надежности белорусской энергосистемы»;

– от 13.08.2019 № 306 «О реализации проекта технико-экономической помощи «Национальный футбольный стадион»;

– от 13.08.2019 № 307 «О реализации проекта технико-экономической помощи «Бассейн международного стандарта»;

– от 25.02.2020 № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области».

– от 15.09.2021 № 347 «О завершении строительства жилых домов»;

– от 15.09.2021 № 348 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы».

12. С 01.01.2023 для физлиц, осуществляющих ремесленную деятельность, предоставляется право выбора режима налогообложения при осуществлении такой деятельности: с уплатой сбора за осуществление ремесленной деятельности либо с уплатой НПД. Необходимая корректировка внесена в Указ от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».

13. Поскольку с 01.01.2023 ИП не вправе применять УСН, а для организаций – плательщиков налога при УСН вводится кассовый метод отражения выручки (вместо принципа начисления и принципа оплаты), предусматривающий включение в налоговую базу сумм всех поступлений денежных средств на расчетный счет и в кассу плательщика, в т.ч. авансов и предоплат, то соответствующее изменение внесено в подп. 4.1 п. 4 Указа от 31.12.2018 № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области».

14. В Указ от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160) внесены корректировки, которые устанавливают единство терминологии и подходов к порядку определения, исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, по аналогии с положениями НК.

14.1. В соответствии с подп. 6.12 п. 6 ст. 240 НК п. 5 Указа № 160 дополнен нормой об установлении размера ежегодной арендной платы в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством, в отношении земельных участков, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капитальными строениями или госрегистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав «Бел­энерго».

14.2. Согласно п. 12 ст. 241 НК п. 6 Указа № 160 дополнен нормой, исключающей возможность применения юридическими лицами понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки, на которых расположены возведенные после 01.01.2019 капитальные строения (здания, сооружения), их части, если они были приняты в эксплуатацию как самовольные постройки.

14.3. По аналогии с п. 121 ст. 241, п. 20 ст. 243 НК (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2023) установлено, что с 01.01.2023 к размеру ежегодной арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду юридическим лицам для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), индивидуальным предпринимателям и гражданам для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), но не освоенных ими в течение трех лет, будет применяться повышающий коэффициент 3.

14.4. Главой 20 НК для юрлиц преду­смотрено исчисление земельного налога, прекращение его исчисления, применение льгот по земельному налогу со следующего квартала. Соответствующие изменения внесены и в отношении арендной платы.

14.5. Предусмотрено освобождение земельных участков общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений от арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, до 01.01.2025 (подп. 5.22 п. 5 Положения об арендной плате, утв. Указом № 160).

Изменения в Указ № 160 вступили в силу с 27.08.2022 и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022.

15. В соответствии с п. 3 ст. 229 НК с 01.01.2022 в качестве налоговой базы налога на недвижимость для плательщиков – физических лиц применяется стоимость принадлежащих таким лицам объектов налогообложения, определяемая исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового здания или сооружения и площади (протяженности) оцениваемого объекта. Поэтому применение в качестве налоговой базы налога на недвижимость стоимостей, определенных в соответствии с Указом от 28.03.2008 № 187 «Об утверждении Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений» неправомерно. Данный Указ признан утратившим силу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений