Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1857
EUR:
3.4862
RUB:
3.6077
Золото:
250.24
Серебро:
3.16
Платина:
100.58
Палладий:
96.17
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госконтроль озвучил налоговые инициативы

В Беларуси готовятся изменения в Налоговый кодекс на 2025 год и стартует работа по подготовке бюджета. Поэтому уже весной и бизнес-союзы, и органы госуправления стали вносить предложения, касающиеся бюджетно-налоговой политики. Комитет госконтроля также имеет свою позицию по необходимым новациям.

Повышение устойчивости бюджета

В 2024 г. доходы консолидированного бюджета прогнозируются в размере 67,5 млрд руб., расходы ожидаются на уровне 72,7 млрд руб. Таким образом, консолидированный бюджет сверстан с дефицитом в размере 5,2 млрд руб.

Определяющий вклад в наполнение консолидированного бюджета вносят налоговые доходы – предполагается, что на их долю придется 85% от совокупных поступлений в казну. Еще 9% доходов бюджета приходится на неналоговые доходы и 6% — на безвозмездные поступ­ления.

В целях повышения устойчивости налоговых доходов бюджета Комитет госконтроля предлагает рассмотреть «возможность увеличения поступлений акцизов за счет расширения перечня подакцизных товаров».

К слову, акцизы, как ожидается, принесут в 2024 г. 4,4% от совокупных налоговых доходов консолидированного бюджета.

В настоящее время КГК видит следующую динамику: доля налоговых поступлений в общих доходах бюджета снижается за счет роста безвозмездных поступлений. В то же время госконтроль обращает внимание, что устойчивость бюджета в большей мере связана с доходами, увязанными с объемами производимой белорусскими предприятиями продукции.

«Соответственно, такой источник дохода, как акциз, уплачивается производителями на те объемы, которые реализуются, и он более прогнозируемый, более, скажем так, стабилен, не зависит от ряда внешних факторов», – отметил заместитель председателя КГК Андрей Лобович, выступая в Палате представителей.

Оптимизация льгот может продолжиться

Также госконтроль предлагает «активизировать работу по оценке эффективности налоговых льгот с целью повышения их влияния на экономическую активность субъектов хозяйствования».

В 2023 г. сумма налогов и сборов, не уплаченных в бюджет в связи с льготным налогообложением, составила, по оценке КГК, порядка 18 млрд руб. Это достаточно серьезный резерв, отметил А. Лобович.

При этом он подчеркнул, что «нельзя сгоряча рубить и отменить все льготы с точки зрения одномоментного пополнения доходной части бюджета», поэтому действует постоянно действующая рабочая группа по анализу, изучению эффективности налоговых льгот.

«Соответственно, в рамках этой рабочей группы ежегодно и рассматриваются эти предложения, вносятся соответствующие предложения, которые потом реализуются уже и формализуются в виде нормативно-правовых актов», – рассказал А. Лобович.

К слову, с целью «оптимизации налоговых льгот» в 2024 г. была отменена льгота в отношении законсервированных капитальных строений (зданий, сооружений) организаций. Также отменили и преференцию в отношении валовой прибыли от операций с краткосрочными облигациями, эмитируемыми банками и юридическими лицами.

Также было отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от производства продуктов детского питания. Наряду с этим была увеличена пониженная ставка налога на прибыль от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства.

Единая позиция КГК и Совмина

Премьер-министр Роман Головченко, принимая в I квартале 2024 г. участие в расширенном заседании коллегии МНС, поставил задачу: неэффективные налоговые льготы и льготы, ставящие плательщиков в неравные условия хозяйствования, отменить или сократить. В этом глава правительства видит резерв для дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

По данным Совмина, в стране существует более пяти сотен налоговых льгот, и «для нашей экономики это много», считает глава правительства.

Комитет госконтроля, который также обращает внимание на эту тему, с позицией правительства, судя по всему, согласен. При этом КГК считает актуальной и другую задачу – «принять меры по изменению тенденции роста задолженности действующих субъектов хозяйствования» по налоговым платежам.

Так, в 2019 г. задолженность бизнеса перед казной составляла 0,28% к годовому плану доходов бюджета, в 2021 г. – 0,43%, в 2023 г. – 0,67% (при пороговом значении 1%).

«Мы видим, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста задолженности субъектов хозяйствования по налоговым платежам. И налоговые органы принимают определенные меры по уменьшению этой задолженности», — отметил А. Лобович, обращаясь к депутатам Палаты представителей.

В ближайшие месяцы налоговые новации, которые могут быть включены в законодательство, будут обсуждаться на межведомственном уровне, а также в рамках общественно-консультативных советов. Практика последних двух лет показывает, что проект Налогового кодекса (НК), в котором находят отражение многие важные законодательные новации, публикуется в IV квартале – в октябре или в ноябре.

Бизнес выступает за мораторий

Главной фискальной новацией, которая вступила в силу в 2024 г., стал переход фактически на прогрессивную систему налогообложения. Уровень налоговой нагрузки для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц стал зависеть от уровня дохода.

Так, физические лица теперь должны уплачивать подоходный налог по ставке 25% в случае превышения суммы дохода 200 тыс. рублей. Для юрлиц вырос налог на прибыль до 25% в случае ее превышения 25 млн руб. Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 30% в случае превышения величины дохода в размере 500 тыс. руб.

Все эти изменения вступили в силу с начала текущего года. Будут ли корректироваться налоговые ставки в 2025 г.? Официальный ответ на этот вопрос станет известен через несколько месяцев.

Отметим, что в этой части в Беларуси ранее принимались разные решения.

Как известно, в 2017 г. согласно Декрету от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» вводился, мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов. Однако тренд последних лет говорит об обратном – ставки налогов для субъектов хозяйствования ежегодно пересматривались в НК, как правило, в сторону повышения.

Отметим, что представители делового сообщества выступают за введение моратория в отношении корректировки данного кодекса.

«За последние четыре года НК неоднократно претерпевал изменения. Бизнес видит необходимость в стабилизации налогового законодательства вплоть до введения моратория на внесение изменений для обеспечения устойчивости и прогнозируемости деловой среды», – отметила генеральный директор, учредитель ООО «Интеллектуальные технологии бизнеса» Елена Прохорова, экспертное мнение которой опубликовал Белорусский институт стратегических исследований.  

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений