Учредитель не согласен с решением о ликвидации предприятия
ЧУП не осуществляет коммерческую деятельность свыше 12 месяцев. Может ли оно быть ликвидировано районной администрацией на основании представления налоговой инспекции при наличии дебиторской задолженности?
Частное торгово-производственное унитарное предприятие (далее – ЧУП, предприятие) 18.06.2008 было зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
На основании представления инспекции Министерства по налогам и сборам (далее – ИМНС) районная администрация 30.09.2015 приняла решение о ликвидации предприятия в связи с тем, что оно не осуществляло предпринимательскую деятельность в течение 12 месяцев подряд (с 01.01.2013) и сообщения о причинах этого налоговому органу не направило. ЧУП было исключено из ЕГР.
Учредитель ЧУП (гражданин М.) подал заявление в экономический суд о признании недействительным решения районной администрации.
М. сослался на то, что после начала процедуры ликвидации он обращался в регистрирующий орган с заявлением о продолжении деятельности и прекращении процедуры ликвидации. Помимо этого определением экономического суда ЧУП отказано в принятии иска к товариществу собственников «А» о взыскании 11 730 руб. стоимости неотделимых улучшений арендованного жилого помещения в связи с исключением предприятия из ЕГР.
Кроме того, регистрирующий орган не затребовал у собственника ЧУП сведений о наличии кредиторской и дебиторской задолженности. По мнению заявителя, исключением юридического лица из ЕГР при указанных обстоятельствах нарушены права субъекта хозяйствования.
Экономический суд 09.08.2019 отказал М. в удовлетворении требования (а позже апелляционная инстанция его поддержала), поскольку обжалуемое решение соответствует нормам законодательства.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, заявитель сообщил, что, завершив процедуру ликвидации, регистрирующий орган прекратил правоспособность юридического лица, не выявив его дебиторов и не приняв мер по взысканию дебиторской задолженности. Тем самым нарушены требования законодательства, регулирующего порядок ликвидации субъектов хозяйствования.
Судебная коллегия по экономическим делам отказалась удовлетворить кассационную жалобу на основании следующего.
Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).
В соответствии с абз. 2 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации (в редакции от 21.02.2014) в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах этого юридическое лицо подлежит ликвидации по решению регистрирующего органа. Причем ликвидация юрлица в данном случае осуществляется (п. 14 Положения о ликвидации) в упрощенном порядке.
Решение о начале процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом в т.ч. при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа. В данном случае на основании представления ИМНС о ее начале заинтересованные лица были уведомлены.
В соответствии с ч. 4 п. 16 Положения о ликвидации (в редакции от 23.11.2017) субъект хозяйствования, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен из-за отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о госрегистрации, а также субъект хозяйствования, зарегистрированный после 01.01.2003, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине несдачи им на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, не имеющие задолженности и обязательств, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключаются из ЕГР.
Администрацией района 16.01.2019 составлен акт, согласно которому процесс ликвидации юрлиц, указанных в приложении к акту, в т.ч. ЧУП, не завершен по причине несдачи на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников, свидетельств о госрегистрации, печатей.
Согласно этому акту от 16.01.2019 исключение из ЕГР юрлиц, перечисленных в приложении, возможно в соответствии с п. 16 Положения о ликвидации, поскольку они зарегистрированы после 01.01.2003, с момента принятия решения о их ликвидации прошло более трех лет. Они не имеют задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами. Принятые меры подтверждают невозможность истребования у данных юрлиц свидетельств о госрегистрации и печатей.
Спустя 2 дня администрация района приняла решение о внесении в ЕГР записи об исключении из него ЧУП.
Судьи пришли к выводу: собранные по делу доказательства подтверждают соблюдение регистрирующим органом процедуры ликвидации предприятия в упрощенном порядке при наличии условий, предусмотренных п. 16 Положения о ликвидации для принятия решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.
Поэтому доводы заявителя о том, что регистрирующий орган нарушил требования законодательства, регулирующего порядок ликвидации субъектов хозяйствования, не принимаются судебной коллегией, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и изменения или отмены принятых по делу судебных постановлений не имеется.