Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.979
EUR:
3.4547
RUB:
3.6938
BTC:
112,664.00 $
Золото:
319.73
Серебро:
3.6
Платина:
127.48
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учет отдельных предметов в бюджетных организациях (4 часть)

 (Продолжение (часть 3). Продолжение (часть 2). Начало (часть 1))

В таблице 5 приведен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации отдельных предметов.

Таблица 5. Учет результатов инвентаризации отдельных предметов

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

1

Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации

070 – 073

260

2

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации, за счет организации

260

070 – 073

3

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных на виновных лиц (если предметы приобретались за счет бюджетных средств)

(составляются 2 бухгалтерские записи одновременно)

170

070 – 073

260

173

4

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности)

(составляются 2 бухгалтерские записи одновременно)

170

070 – 073

260

237, 410

Примечание. Определение размера причиненного государственному имуществу вреда осуществляется в соответствии с нормами Положения № 1001 1.

При недостаче имущества размер вреда равен разнице между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия.

Если в организации бухгалтерский учет в соответствии с законодательством не ведется и (или) отсутствуют документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из:

1) регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги);

2) информации, содержащейся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (включая информацию, размещенную в сети Интернет).

При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда (п. 4 Положения № 1001).

Если в организации отсутствуют документы, отражающие денежную оценку недостающих отдельных предметов, сумма вреда по операциям 3, 4 может превысить их учетную стоимость. В этом случае на разницу между суммой вреда и учетной стоимостью недостающих предметов следует составить следующие бухгалтерские записи:

1) если предметы приобретались за счет бюджетных средств:

Д-т субсч. 170 «Расчеты по недостачам» – К-т субсч. 173 «Расчеты с бюджетом»;

2) если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности:

Д-т субсч. 170 – К-т субсч. 237 (410).

 

Справочно. Согласно п. 2 Инструкции № 632 отдельные предметы стоимостью до 1 БВ за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда отдельных предметов в составе оборотных средств (кредит субсч. 070 в корреспонденции с дебетом субсч. 260).

Названные предметы, которые при передаче в эксплуатацию были списаны и не числятся в составе активов организации по данным бухгалтерского учета, продолжают учитываться в рамках оперативного учета. Эти предметы необходимо не только учитывать, но и проверять их фактическое наличие в сравнении с данными оперативного учета.

 

Учет расчетов с поставщиками отдельных предметов

В бюджетных организациях для учета расчетов с поставщиками отдельных предметов используются субсч. 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Эти субсчета не применяются при отражении операций по расчетам с поставщиками с использованием аккредитивов.

В таблице 6 приведен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с поставщиками отдельных предметов.

Таблица 6. Учет расчетов с поставщиками

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

1

Оприходование отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств (2 бухгалтерские записи одновременно)

070, 072

178, 179

200, 202

260

2

Оприходование отдельных предметов, приобретенных за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности (2 бухгалтерские записи одновременно)

070, 072

178, 179

080, 082, 211, 411

260

3

Отражена сумма НДС по документам поставщиков при приобретении отдельных предметов за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

175

178, 179

 

4

Перечислено поставщику отдельных предметов со счета территориального органа казначейства (2 бухгалтерские записи одновременно):

 

 

а) получено финансирование

100

140, 230

б) перечислено поставщику

178, 179

100

5

Погашение обязательств получателя бюджетных средств (например, учреждения образования, финансируемого из республиканского бюджета) перед поставщиком отдельных предметов путем проведения взаимозачета:

 

 

1) у получателя бюджетных средств (2 бухгалтерские записи одновременно):

 

 

а) получено финансирование

100

140

б) перечислена задолженность поставщику

178, 179

100

2) у распорядителя бюджетных средств (в Минобразования) (2 бухгалтерские записи одновременно):

 

 

а) получено финансирование

100

230

б) перечислено финансирование учреждению образования

140

100

6

Перечислены поставщикам-нерезидентам денежные средств в иностранной валюте (пересчитанные в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату перечисления иностранной валюты поставщику)

178

101, 118

 

7

Перечислены поставщикам отдельных предметов денежные средства за счет доходов от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности (в белорусских рублях)

178, 179

111

8

Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года

100

178, 179

9

Перечислена сумма поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа казначейства

140, 230

100

10

Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (2 бухгалтерские записи одновременно):

 

 

а) поступление дебиторской задолженности

100

178, 179

б) уменьшение бюджетного источника финансирования

140, 230

173

11

Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет

173

100

Примечание. Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности (операции 8–11) определен подп. 40.1 п. 40 Инструкции о порядке исполнения бюджетов 32.

 

12

Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, возникшей при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

111, 118

178, 179

13

Списана (по истечении срока исковой давности) дебиторская задолженность, образованная:

 

 

а) за счет бюджетных средств

140, 230

178, 179

б) за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

410, 237

178, 179

14

Списана (по истечении срока исковой давности) кредиторская задолженность, образованная:

 

 

а) за счет бюджетных средств

178, 179

140, 230

б) за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

178, 179

410, 237

Примечание. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют.

В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 9 Закона № 57-З. Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве РБ не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством РБ.

Например, по названным операциям в учетной политике можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 13 – 14 данной таблицы.

15

Отражена сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований:

 

 

а) дооценка

178

140, 230

б) уценка

140, 230

178

16

Отражена сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований:

 

 

а) дооценка

140, 230

178

б) уценка

178

140, 230

17

Отражена сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности:

 

 

а) дооценка

178

410, 237

б) уценка

410, 237

178

18

Отражена сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности:

 

 

а) дооценка

410, 237

178

б) уценка

178

410, 237


1 Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утв. постановлением Совмина от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001).

2 Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).

3 Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском учете, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63.

4 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by