Учет отдельных предметов в бюджетных организациях (4 часть)
(Продолжение (часть 3). Продолжение (часть 2). Начало (часть 1))
В таблице 5 приведен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации отдельных предметов.
Таблица 5. Учет результатов инвентаризации отдельных предметов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации |
070 – 073 |
260 |
2 |
Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации, за счет организации |
260 |
070 – 073 |
3 |
Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных на виновных лиц (если предметы приобретались за счет бюджетных средств) (составляются 2 бухгалтерские записи одновременно) |
170 |
070 – 073 |
260 |
173 |
||
4 |
Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности) (составляются 2 бухгалтерские записи одновременно) |
170 |
070 – 073 |
260 |
237, 410 |
||
Примечание. Определение размера причиненного государственному имуществу вреда осуществляется в соответствии с нормами Положения № 1001 1. При недостаче имущества размер вреда равен разнице между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия. Если в организации бухгалтерский учет в соответствии с законодательством не ведется и (или) отсутствуют документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из: 1) регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги); 2) информации, содержащейся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (включая информацию, размещенную в сети Интернет). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда (п. 4 Положения № 1001). Если в организации отсутствуют документы, отражающие денежную оценку недостающих отдельных предметов, сумма вреда по операциям 3, 4 может превысить их учетную стоимость. В этом случае на разницу между суммой вреда и учетной стоимостью недостающих предметов следует составить следующие бухгалтерские записи: 1) если предметы приобретались за счет бюджетных средств: Д-т субсч. 170 «Расчеты по недостачам» – К-т субсч. 173 «Расчеты с бюджетом»; 2) если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности: Д-т субсч. 170 – К-т субсч. 237 (410). |
Справочно. Согласно п. 2 Инструкции № 632 отдельные предметы стоимостью до 1 БВ за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда отдельных предметов в составе оборотных средств (кредит субсч. 070 в корреспонденции с дебетом субсч. 260).
Названные предметы, которые при передаче в эксплуатацию были списаны и не числятся в составе активов организации по данным бухгалтерского учета, продолжают учитываться в рамках оперативного учета. Эти предметы необходимо не только учитывать, но и проверять их фактическое наличие в сравнении с данными оперативного учета.
Учет расчетов с поставщиками отдельных предметов
В бюджетных организациях для учета расчетов с поставщиками отдельных предметов используются субсч. 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».
Эти субсчета не применяются при отражении операций по расчетам с поставщиками с использованием аккредитивов.
В таблице 6 приведен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с поставщиками отдельных предметов.
Таблица 6. Учет расчетов с поставщиками
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оприходование отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств (2 бухгалтерские записи одновременно) |
070, 072 |
178, 179 |
200, 202 |
260 |
||
2 |
Оприходование отдельных предметов, приобретенных за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности (2 бухгалтерские записи одновременно) |
070, 072 |
178, 179 |
080, 082, 211, 411 |
260 |
||
3 |
Отражена сумма НДС по документам поставщиков при приобретении отдельных предметов за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
175 |
178, 179 |
4 |
Перечислено поставщику отдельных предметов со счета территориального органа казначейства (2 бухгалтерские записи одновременно): |
|
|
а) получено финансирование |
100 |
140, 230 |
|
б) перечислено поставщику |
178, 179 |
100 |
|
5 |
Погашение обязательств получателя бюджетных средств (например, учреждения образования, финансируемого из республиканского бюджета) перед поставщиком отдельных предметов путем проведения взаимозачета: |
|
|
1) у получателя бюджетных средств (2 бухгалтерские записи одновременно): |
|
|
|
а) получено финансирование |
100 |
140 |
|
б) перечислена задолженность поставщику |
178, 179 |
100 |
|
2) у распорядителя бюджетных средств (в Минобразования) (2 бухгалтерские записи одновременно): |
|
|
|
а) получено финансирование |
100 |
230 |
|
б) перечислено финансирование учреждению образования |
140 |
100 |
|
6 |
Перечислены поставщикам-нерезидентам денежные средств в иностранной валюте (пересчитанные в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату перечисления иностранной валюты поставщику) |
178 |
101, 118 |
7 |
Перечислены поставщикам отдельных предметов денежные средства за счет доходов от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности (в белорусских рублях) |
178, 179 |
111 |
8 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года |
100 |
178, 179 |
9 |
Перечислена сумма поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа казначейства |
140, 230 |
100 |
10 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (2 бухгалтерские записи одновременно): |
|
|
а) поступление дебиторской задолженности |
100 |
178, 179 |
|
б) уменьшение бюджетного источника финансирования |
140, 230 |
173 |
|
11 |
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет |
173 |
100 |
Примечание. Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности (операции 8–11) определен подп. 40.1 п. 40 Инструкции о порядке исполнения бюджетов 32. |
|||
12 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком отдельных предметов, возникшей при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
111, 118 |
178, 179 |
13 |
Списана (по истечении срока исковой давности) дебиторская задолженность, образованная: |
|
|
а) за счет бюджетных средств |
140, 230 |
178, 179 |
|
б) за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
410, 237 |
178, 179 |
|
14 |
Списана (по истечении срока исковой давности) кредиторская задолженность, образованная: |
|
|
а) за счет бюджетных средств |
178, 179 |
140, 230 |
|
б) за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
178, 179 |
410, 237 |
|
Примечание. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют. В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 9 Закона № 57-З. Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве РБ не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством РБ. Например, по названным операциям в учетной политике можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 13 – 14 данной таблицы. |
|||
15 |
Отражена сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований: |
|
|
а) дооценка |
178 |
140, 230 |
|
б) уценка |
140, 230 |
178 |
|
16 |
Отражена сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований: |
|
|
а) дооценка |
140, 230 |
178 |
|
б) уценка |
178 |
140, 230 |
|
17 |
Отражена сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности: |
|
|
а) дооценка |
178 |
410, 237 |
|
б) уценка |
410, 237 |
178 |
|
18 |
Отражена сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности: |
|
|
а) дооценка |
410, 237 |
178 |
|
б) уценка |
178 |
410, 237 |
1 Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утв. постановлением Совмина от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001).
2 Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).
3 Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском учете, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63.
4 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».