Учет отдельных предметов в бюджетных организациях (3 часть)
(Продолжение 2. Начало в Информбанке № 28, с. 6)
Учет поступления отдельных предметов
Государственные закупки товаров (работ, услуг) (включая отдельные предметы) осуществляются в соответствии с Законом № 419-З1.
Закон № 419-З регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории РБ, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку (ст. 2 Закона № 419-З).
Справочно. Государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст. 1 Закона № 419-З).
Основные принципы осуществления государственных закупок определены ст. 4 Закона № 419-З.
В целях реализации Закона № 419-З принято постановление № 7782.
Постановлением № 2293 определен порядок осуществления закупок за счет собственных средств организаций (включая бюджетные организации, имущество которых находится в республиканской собственности).
Под собственными средствами бюджетных организаций понимаются средства, полученные при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности.
Государственные закупки и закупки за счет собственных средств осуществляются путем приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обратите внимание! Законом № 136-З4 предусмотрена новая редакция действующего Закона № 419-З, которая вступает в силу с 1 июля 2019 г.
До 1 июля 2019 г. действует Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утв. постановлением № 778.
С 1 июля 2019 г. вместо него вступит в силу Положение № 75, так как новой редакцией Закона № 419-З полномочия на утверждение такого нормативного акта переданы МАРТ.
С 1 июля 2019 г. будут также внесены изменения в постановление № 229. В настоящее время МАРТ разместило для общественного обсуждения проект постановления Совмина.
Закупки отдельных предметов отражаются в бухгалтерском учете согласно Инструкции № 636 с учетом письма № 15-1-19/757.
В соответствии с действующим законодательством бюджетные организации могут получать безвозмездную помощь (от иностранных источников и от источников в РБ).
Порядок получения и использования безвозмездной помощи от источников в РБ регулируется Указом № 3008.
В таблице 1 приведена корреспонденция субсчетов по операциям, связанным с поступлением отдельных предметов.
Таблица 1. Учет поступления отдельных предметов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Приобретение отдельных предметов за счет бюджетных средств согласно п. 1 приложения к Инструкции № 63 (2 бухгалтерские записи одновременно) |
070, 072 |
100, 130, 150, 160, 178, 179 |
200 |
260 |
||
Примечание. При отражении оприходования отдельных предметов в корреспонденции с кредитом субсч. 100 «Текущий счет по бюджету» в бухгалтерском учете одновременно следует отразить получение бюджетного финансирования: Д-т субсч. 100 – К-т субсч. 140 (230). Согласно п. 32 Инструкции № 6617 расчеты с использованием аккредитивов (субсч. 130) за счет бюджетных средств могут осуществляться по договорам с нерезидентами РБ. Расчеты с использованием аккредитивов за счет бюджетных средств внутри республики нормативными документами по казначейской системе финансирования не предусмотрены. |
|||
2 |
Приобретение отдельных предметов за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности согласно п. 1 приложения к Инструкции № 63 (2 бухгалтерские записи одновременно) |
070, 072 |
111, 118, 130, 150, 160, 178, 179 |
080, 082, 211, 411 |
260 |
||
Примечание. В соответствии с письмом № 15-1-19/75 использование прибыли (превышения доходов над расходами), остающейся в распоряжении бюджетных организаций (включая использование ее на приобретение отдельных предметов), отражается по дебету субсч. 411 «Использование прибыли». Списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, ежемесячно отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т субсч. 410 – К-т субсч. 411. |
|||
3 |
Отражается сумма НДС по документам поставщиков при приобретении отдельных предметов за счет средств от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
175 |
111, 118, 130, 150, 160, 178, 179 |
4 |
Отражается сумма НДС, уплаченная при ввозе на территорию РБ |
175 |
111, 118, 120, 121, 160 |
Примечание. Согласно п. 5 Инструкции № 19 суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС, списываются следующей бухгалтерской записью: Д-т субсч. 080 «Затраты на производство» (082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным счетам») – К-т субсч. 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)». |
|||
5 |
Оприходование отдельных предметов, изготовленных собственными силами (согласно п. 2 приложения к Инструкции № 63 с учетом изменившегося законодательства) (2 бухгалтерские записи одновременно) |
070, 072 |
080 |
200, 211, 411 |
260 |
||
6 |
Оприходование безвозмездно поступивших отдельных предметов |
070, 072 |
260 |
Примечание. Согласно подп. 4.2.3 п. 4 ст.174 НК 18 у бюджетных организаций в состав внереализационных доходов не включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций. |
Учет перемещения и выбытия отдельных предметов
Учет перемещения отдельных предметов
В таблице 2 приведена корреспонденция субсчетов по операциям отпуска отдельных предметов со склада в эксплуатацию, а также перемещения их внутри бюджетной организации (от одного МОЛ к другому).
Таблица 2. Учет перемещения отдельных предметов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Отпуск со склада в эксплуатацию отдельных предметов, учитываемых на субсч. 070 (п. 3 приложения к Инструкции № 63): |
|
|
а) стоимостью до 1 БВ за единицу (комплект), кроме посуды, кухонного и столового инвентаря |
260 |
070 |
|
б) стоимостью свыше 1 БВ за единицу (комплект), а также предметов посуды, кухонного и столового инвентаря (в организациях, имеющих столовые и пищеблоки) – независимо от их стоимости |
071 |
070 |
|
2 |
Отпуск со склада в эксплуатацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви независимо от их стоимости (п. 4 приложения к Инструкции № 63) |
073 |
072 |
3 |
Перемещение отдельных предметов внутри бюджетной организации (от одного МОЛ к другому) |
070 |
070 |
071 |
071 |
||
072 |
072 |
||
073 |
073 |
||
Примечание. В приложении к Инструкции № 63 бухгалтерские записи по третьей операции отсутствуют, но они необходимы для установления взаимосвязи между синтетическим и аналитическим учетом. |
Учет списания отдельных предметов
Списание отдельных предметов, находящихся в эксплуатации, производится при полном их износе на основании актов, утвержденных руководителем организации.
В таблице 3 приведена корреспонденция субсчетов по операциям списания отдельных предметов.
Таблица 3. Учет списания отдельных предметов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
|
|
дебет |
кредит |
1 |
Списание пришедших в негодность отдельных предметов, находящихся в эксплуатации (п. 6 приложения к Инструкции № 63) |
260 |
071, 073 |
2 |
Оприходование материалов, узлов, деталей, полученных от ликвидации отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств |
063, 064, 067, 069 |
140, 230 |
3 |
Оприходование материалов, узлов, деталей, полученных от ликвидации отдельных предметов, приобретенных за счет доходов от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
063, 064, 067, 069 |
237 |
Примечание. Бухгалтерские записи по операциям 2, 3 соответствуют п. 7 приложения к Инструкции № 63. |
Учет отчуждения (реализации) отдельных предметов
Имущество бюджетных организаций (включая отдельные предметы) является государственной собственностью (государственным имуществом).
Порядок принятия решений по распоряжению имуществом, находящимся в республиканской собственности, определен Указом № 29412.
Порядок распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, определяют местные Советы депутатов, руководствуясь нормами Указа № 294 и Указа № 67713.
В таблице 4 приведена корреспонденция субсчетов при реализации отдельных предметов согласно п. 8 приложения к Инструкции № 63.
Таблица 4. Учет реализации отдельных предметов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция субсчетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
Реализация отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств: |
|
|
а) списание первоначальной стоимости предметов, отгруженных покупателю |
260 |
070, 071, 072, 073 |
|
б) отпускная стоимость предметов, отгруженных покупателю |
178 |
173 |
|
в) поступление платы от покупателя |
100, 120 |
178 |
|
2 |
Реализация отдельных предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств: |
|
|
а) списание первоначальной стоимости предметов, отгруженных покупателю |
260 |
070, 071, 072, 073 |
|
б) отпускная стоимость предметов, отгруженных покупателю |
178 |
237 |
|
в) поступление платы от покупателя |
111, 120 |
178 |
Из таблицы 4 следует, что выручка от реализации отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств, должна быть внесена в доход соответствующего бюджета. Выручка от реализации отдельных предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств, после уплаты налогов в бюджет остается в распоряжении организации.
Учет операций по выбытию и перемещению отдельных предметов ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств формы 438, совмещенной с мемориальным ордером № 10 (приложение 10 к постановлению № 1514). Записи в ней производятся по каждому документу. В графе «Итого» записывается сумма выбывших и перемещенных предметов, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги граф «дебет субсчетов», «кредит субсчетов», «вторые записи» записываются в книгу «журнал-главная».
Учет результатов инвентаризации отдельных предметов
Нормативными документами, которыми следует руководствоваться при проведении инвентаризации активов (включая отдельные предметы) и обязательств и отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, являются:
1) Закон № 57-З15;
2) Инструкция № 18016
3) Инструкция № 63.
Согласно п. 3 ст. 13 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином.
При отражении в бухгалтерском учете результатов инвентаризации отдельных предметов следует руководствоваться Инструкцией № 63.
В соответствии с п. 77 Инструкции № 180 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителя организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
1 Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
2 Постановление Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).
3 Постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
4 Закон от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
5 Положение о комиссии по государственным закупкам, утв. постановлением МАРТ от 21.01.2019 № 7.
6 Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).
7 Письмо Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 «О разъяснении» (далее – письмо № 15-1-19/75).
8 Указ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
9 Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 29.06.2000 № 66.
10 Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 15.03.2000 № 19.
11 Налоговый кодекс.
12 Указ от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом».
13 Указ от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».
14 Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утв. постановлением Минфина от 08.02.2005 № 15.
15 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
16 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).