Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Кадры
01.12.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трудовые отношения через призму Декрета № 7

При изучении текста Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) возникает ряд вопросов, которые требуют разъяснения, в т.ч. в сфере трудовых отношений.

В названии Декрета № 7 упор делается на предпринимательство, однако сфера действия этого документа гораздо шире, ибо под используемым в нем термином «субъекты хозяйствования» подразумеваются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). При этом следовало бы уточнить, о каких видах юридических лиц идет речь.

В самом документе определения, кого следует относить к «субъектам хозяйствования», нет. Если прибегнуть к определению термина «субъекты хозяйствования», данному в Декрете от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», то там названы как коммерческие, так и некоммерческие организации – ассоциации, союзы, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собст­венников. Таким образом, получается, что в сферу действия Декрета № 7 попадают и некоммерческие организации.

В то же время Совмину предписано в 3-месячный срок разработать методические рекомендации по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности для малого и среднего предпринимательства. Наз­вание методических рекомендаций сужает сферу действия Декрета № 7 и делает упор только на субъектов МСП.

Указанные противоречия требуют разъяснения, иначе на практике возникнут многочисленные вопросы.

С учетом норм Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016–2018 годы Декрет № 7 должен был пройти предварительное обсуждение в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Состоялось ли оно, мы не знаем, как не известна и позиция Федерации профсоюзов Беларуси.

НОВОВВЕДЕНИЕМ Декрета № 7 является уведомительный порядок начала отдельных видов экономической деятельности (подробнее см. «ЭГ» № 89 от 28.11.2017 «Декретный отпуск для белорусского бизнеса»). Со дня, следующего за днем направления уведомления в местный исполнительный и распорядительный орган, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы.

Означает ли это, что субъект хозяйствования, в т.ч. ИП, который еще не оформил свой юридический статус, вправе с этого дня нанимать работников? Полагаем, что в этой ситуации возможен фактический допуск к работе без заключения письменного трудового договора в соответствии со ст. 25 Трудового кодекса (далее – ТК), хотя эта ситуация плохо доказуема с точки зрения защиты прав наемного работника. Напомним также, что ст. 17 ТК позволяет ИП и микроорганизациям не заключать с работником контракт с минимальным годичным сроком, а использовать модель срочного трудового договора на любой минимальный срок с правом неоднократного продления.

Упрощенная модель «старта» отдельных видов экономической деятельности дополняется упрощенной моделью его «финиша». В случае прекращения, приостановления или возобновления отдельного вида экономической деятельности субъекту хозяйствования также достаточно уведомить об этом местный исполнительный и распорядительный орган. Но ведь ст. 43 ТК требует, чтобы работники в этих ситуациях предупреждались об увольнении не менее чем за 2 месяца и им выплачивались значительные суммы выходного пособия. Получается, что данная норма, устанавливающая гарантии для работников, здесь применяться не будет. Нанимателю гораздо выгоднее уволить работника в связи с истечением срока срочного трудового договора без каких-либо компенсаций. Впрочем, такая практика не нова.

К числу «трудовых нововведений» можно отнести допуск водителей к международной перевозке грузов только путем проверки на алкотестере (алкогольное опьянение) или по тест-полоске (наркотическое опьянение) без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований. Экономия на медицинских осмотрах водителей для этого бизнеса очевидна. Но беда в том, что аварии с участием дальнобойщиков нередко происходят из-за усталости водителя, которая не диагностируется на­званными выше средствами.

В Декрет № 7 включена норма, которая корректирует законодательство о внеш­ней трудовой миграции. Как мы уже писали, субъекты хозяйствования получат право использовать труд иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Беларуси, если они являются победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности, без получения разрешения на привлечение в нашу страну иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в РБ. Очевидно, что интерес большинства работодателей будет к национальным и международным конкурсам по рабочим профессиям (wordskills).

УЖЕ много говорилось о том, что субсидиарная ответственность угрожает руководителю коммерческой организации при ее банкротстве – как обычном, так и криминальном. Теперь же она будет связана только с его «виновными (умышленными) действиями». Однако это очень обтекаемая формулировка, ее следовало бы конкретизировать, указав, что субсидиарная ответственность руководителя наступает при доказанности его вины в рамках дела о преднамеренном или ложном банкротстве.

Суть еще одной нормы кратко можно выразить так: бездействие руководителя юридического лица («непринятие мер»), повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, но при этом не содержащее состава административного правонарушения или состава преступления. По решению суда за такой «резиновый» состав административного правонарушения (который еще предстоит включить в КоАП) с руководителя организации на основе административного протокола, составленного одним из множества контрольно-надзорных органов, будет взыскиваться денежный штраф по очень широкой вилке – от 10 до 200 БВ. То есть штраф (пусть и в минимальном размере) грозит даже председателю садового товарищества! Очевидна и расплывчатость формулировки: «вред государственным и общественным интересам». Ее можно трактовать как угодно, что, конечно же, недопустимо для норм об ответственности физического лица. И вряд ли такой подход будет стимулировать людей делать менеджерскую карьеру.

Отметим, что Декрет № 7 один из главных акцентов делает на персонализации ответственности руководителя юридического лица. А между тем в стране сложилась ситуация, когда собственник (в т.ч. и государство) не всегда понимает, что с того момента, когда он передал бразды правления наемному работнику, он должен им управлять. А это, вообще говоря, новая специальность, которой большинство отечественных чиновников и собственников частных бизнесов не владеет и овладевать не пытается. Государство же предпочло «стричь шерсть» (штрафы в бюджет) с наемного руководителя, а не с владельца бизнеса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by