Третьим будешь? Нас приглашают в Европу через Броды
Беларусь может участвовать в создании нового маршрута транспортировки каспийской нефти. Речь идет о реализации проекта расширения нефтепровода «Одесса-Броды» с подключением к нему «Дружбы». «На уровне през...Беларусь может участвовать в создании нового маршрута транспортировки каспийской нефти. Речь идет о реализации проекта расширения нефтепровода «Одесса-Броды» с подключением к нему «Дружбы».
«На уровне президента Азербайджана было заявлено о заинтересованности в диверсификации поставки нефти и газа. Присоединение Беларуси к этому проекту — ключевой момент», — заявил журналистам на днях Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Беларуси Теймур оглы Нагиев.
Напомним, что нефтепровод построен между городами Одесса и Броды (Львовская область) и проходит вблизи «Дружбы». Первоначально проект был предназначен для транзита каспийской нефти в Центральную Европу, а в перспективе — в порты Балтийского моря. Его строительство осуществлялось с 1999 г. по 2001 г., еще спустя 3 года он начал работу в партнерстве с российской компанией ТНК ВР. Сейчас углеводородное сырье по нему поступает до терминала украинского порта Южный. Украинцы настойчиво предлагают продлить транзитный путь от города Броды к польскому городу Адамова (возле Гданьска). Этот отрезок должен обеспечить прокачку каспийского сырья нефтеперерабатывающим заводам Польши и далее на балтийские терминалы.
Заинтересованность в реализации проекта неоднократно высказывали Польша, Румыния, страны Балтии. Экспортировать собственные углеводороды в этом направлении готов и Азербайджан. По словам посла, строительство трубопровода требует серьезных финансовых вложений. Первоначально такую задачу взял на себя Евросоюз, но потом отказался. В результате реализация проекта приостановилась. В дальнейшем Азербайджан рассчитывает на помощь белорусских партнеров.
К слову, не только энергетические проекты имеют потенциал для сотрудничества двух стран. К примеру, бизнесмены Азербайджана заинтересованы вкладывать в белорусскую строительную отрасль, организацию сборочных производств, развивать промышленную кооперацию. Ряд проектов реализуется в рамках Программы долгосрочного социально-экономического сотрудничества до 2015 г.
Так, в 2007 г. в Азербайджане созданы сборочные производства белорусских грузовых автомобилей, тракторов, оптических приборов, осуществляется кооперация по выпуску мобильных буровых установок. Усилия сторон нашли отражение во взаимном товарообороте. К примеру, только развернутое на базе Гянджанского автомобильного завода сборочное производство «Беларусов» позволило в 6,7 раза увеличить их реализацию в Азербайджане.
Продолжается работа по созданию совместного производства лифтов, подъемных автокранов, солнечных батарей и других технических товаров отечественных марок. Есть заинтересованность инвестировать в развитие химической и строительной отрасли, фармацевтики. В ближайшей время в Азербайджане намечается совместное производство лекарств по белорусским технологиям.
Правда, мировой экономический кризис на определенное время может затормозить развитие отдельных отраслей экономики. «Ни Азербайджан, ни Беларусь не могли оказаться в стороне от финансового кризиса. Инвестор может задуматься и повременить со вкладом, но так происходит во всем мире», — заметил Т.Нагиев.
По словам посла, наши страны готовы «к отражению» негативных последствий. В Беларуси задействованы все необходимые рычаги для противостояния кризису. Резерв финансовой прочности есть и у Азербайджана.
Алексей ГУЛЕВИЧ
Основу белорусских поставок в Азербайджан составляет продукция машиностроения, деревообработки, промышленные, потребительские и продовольственные товары.
Беларусь импортирует в основном продукты питания (фруктовые, овощные соки, томаты) и сырье (хлопковое волокно, ткани из синтетических нитей, глины).