$

2.4198 руб.

2.8066 руб.

Р (100)

3.4563 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Транспорт

Транспортная отрасль в условиях COVID-19: вся надежда на грузоперевозки

29.01.2021
Транспортная отрасль в условиях COVID-19: вся надежда на грузоперевозки
Фото с сайта transler.ru

Транспорт – одна из тех отраслей экономики, для которой эпидемия коронавируса стала главным вызовом 2020 г. и настоящим испытанием на прочность. Закрытие границ, введение режима самоизоляции и беспрецедентные противоэпидемиологические меры привели к серьезному сокращению доходов отрасли, особенно в сегменте перевозки пассажиров.

По итогам 2020 г. грузооборот сократился на 5,9%, что можно назвать приемлемым результатом при такой неблагоприятной экономической конъюнктуре. Одновременно объем пассажирских перевозок пострадал гораздо больше, сократившись на треть.

 

Грузоперевозки подставили плечо отрасли

В сегменте грузоперевозок больше всего пострадал железнодорожный транспорт. Объем перевозимых грузов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшился на 15%. Структура грузооборота показывает, что основная причина такого снижения – сокращение объемов перевозки нефти и продуктов ее переработки (–14,9%), черных металлов (–11%), строительных грузов (–10,2%). Вместе с тем объемы перевозки по некоторым типам грузов выросли, что позволило БЖД пережить эти времена. Железнодорожным транспортом перевезено больше химических удобрений (+5%), лесоматериалов (+13,9%), зерна и продуктов его перемола (+19,6%).

Неплохие результаты показали предприятия автомобильного транспорта, которые смогли нарастить объем грузооборота на 0,9% по сравнению с прошлым докризисным годом. Всего же за 2020 год транспортом белорусских перевозчиков было доставлено по месту назначения 159,8 млн т грузов, что на 1,2% меньше, чем в предыдущем году, – отличный результат для такого непростого времени. 58% всех грузов было перевезено автомобильным транспортом специализированных организаций, а с учетом пройденного расстояния они обеспечили более 78% годового грузооборота.

 

Пассажирские перевозки – пострадали все

В сегменте пассажирских перево­зок пострадали все виды транспорта без исключения.

Наиболее уязвимым перед лицом эпидемии стал воздушный транспорт, который в прошлом году перевез на 60% меньше пассажиров, чем в предыдущем.

На втором месте оказался железнодорожный транспорт, пассажирооборот которого сократился на 40%.

Сокращение спроса на услуги задело даже такой устойчивый сегмент, как городской электрический транспорт и метрополитен, которые потеряли каждого пятого пассажира (–21,5%).

 

Больше не лучший работодатель

Сложная ситуация отра­зилась и на занятости в отрасли.

В январе-ноябре 2020 г. по виду деятельности «сухопутный и трубопроводный транспорт» было уволено 18 926 человек, что на 34,3% больше, чем было принято.

Зарплаты в отрасли росли медленнее средних значений по стране. Если в ноябре 2020 г. медианная зарплата (значение, которое делит всех работников ровно на две половины) в Беларуси выросла на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то отраслевая – только на 6,4%. Наиболее высокая медианная зарплата наблюдается в трубопроводном транспорте (1463,4 руб.), самая низкая – на железной дороге (800 руб.). При этом медианные зарплаты в железнодорожном и воздушном транспорте снизились по сравнению с ноябрем 2019 г. на 5% и 7,3% соответственно. 

Финансовое состояние предприятий отрасли ожидаемо ухудшилось.

Количество убыточных организаций выросло на 22,3% (в 2019 г. – 94, в 2020 г. – 115), а размер убытка на одну организацию вырос в 5,7 раза – с 862,4 до 4933,2 тыс. руб. Серьезные убытки ожидают организации железнодорожного и воздушного транспорта, не исключено, что выстоять им в I–II кварталах на годовых минимумах помогла финансовая поддержка государства. Растет долговая нагрузка, усугубляется ситуация с расчетами. Совокупная задолженность организаций отрасли по кредитам и займам составила 3725,8 млн руб. (+30% к прошлому году), а размер кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы вырос на 80%.

Восстановление отрасли вряд ли будет быстрым. С учетом сохраняющихся ограничений в сегменте пассажирских перевозок определяющим фактором станет сохранение и перспективы роста объемов перевозки грузов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Менеджмент: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное