$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Мнение специалиста

Традиции и инновации социального обслуживания

05.12.2017
Традиции и инновации социального обслуживания
Заведующая отделом развития инновационных форм социального обслуживания НИИ труда Мин­труда и соцзащиты Наталия Милькота

Современные демографические тенденции, причем и положительные (рост рождаемости), и отрицательные (старение), усиливают спрос населения на социальные услуги. О традиционных и перспективных векторах развития сферы рассказала на международной научно-практической конференции молодых ученых «Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь» заведующая отделом развития инновационных форм социального обслуживания НИИ труда Мин­труда и соцзащиты Наталия МИЛЬКОТА.

Особенность национальной системы социального обслуживания в том, что здесь доминирует государство через сеть своих учреждений. В стране работает 80 домов-интернатов и 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН). Параллельно ряд социальных услуг оказывают негосударственные организации, волонтеры, а также с недавних пор – физические лица и индивидуальные предприниматели.

Спрос на социальные услуги сегодня повышается в связи со старением населения, ростом продолжительности жизни и распространенности болезней пожилого и старческого воз­раста (на­пример, деменции­), довольно высоким уровнем инвалидности в стране, особенностями рождаемости (ее рост, более поздний возраст матери, использование вспомогательных технологий), высоким уровнем мобильности, урбанизации, а также кризисом семейных ценностей.

Традиционной пока остается стационарная система обслуживания, но ТЦСОН активно открывают отделения дневного пребывания, предлагают надомный сервис. Характеризуя основные тенденции сферы, Н. Милькота отметила, что лидирующая роль государственного сектора в будущем сохранится. Не предполагается при интенсификации сферы социального обслуживания раз­рушать систему государственных учреждений или отказываться от их стабильного финансирования. Эта база, обе­спеченная персоналом и материально-техническими средствами, позволяет государству предоставлять определенные гарантии.

Вместе с тем будет стимулироваться деятельность негосударственных организаций через механизм государственного социального заказа. Общественные организации часто являются носителями нужд узких целевых групп (на­пример, инвалидов по зрению, родители детей с инвалидностью), знают новые формы работы. Пока механизм государственного социального заказа – это только дополнительный компонент в системе соцобслуживания. Общественные организации оказывают услуги группам, имеющим противопоказания к государственному оказанию услуг, или услуги по уникальным технологиям, доступным только некоммерческим организациям, или если мощности государственной системы не хватает для покрытия всей потребности в услуге. В 2017 г. заключено 63 договора по схеме госзаказа, получателями услуг стали 2012 человек. Поддерживать местные инициативы и региональные проекты помогает децентрализованный механизм государственного соцзаказа, позволяющий определять потребность в услуге негосударственной организации на местном уровне.

Планируется развитие надомного обслуживания и стационарозамещающих технологий. Сохраняя всю систему стационарных учреждений, т.е. домов-­интернатов, государство понимает, что полноценная организация человека возможна только в естественной для него среде. Поэтому деятельность стационарных учреждений сегодня «разворачивается» в сторону индивидуальных услуг. Например, создаются отделения повышенной ком­фортности в домах-­интернатах, оказываются услуги крат­косрочного проживания (до 1 месяца). Кроме того, стала доступна услуга ухода за детьми-инвалидами («социальная передышка»), обслуживание на условиях ренты, услуга сопровождаемого проживания в большинстве домов-интернатов (речь идет о подготовке совершеннолетних детей к самостоятельной жизни вне стационара).

Акцент в социальном обслуживании смещается от преж­ней задачи обеспечить минимум в сторону социальной интеграции, развития (со­хранения) активности на базе индивидуального подхода. Поэтому внедряются клиент­ориентированные формы работы, платное обслуживание. Система в перспективе будет работать не только на тех, кто к ней обратился, но и искать нуждающихся в помощи, чтобы сработать на профилактику, предупредить кризис.

Новые механизмы и формы работы, виды услуг, права получателей и обязанности поставщиков услуг периодически закрепляются в нормативной базе. В конце декабря 2017 г. вступит в силу новая редакция Закона «О социальном обслуживании».

Кроме того, есть ряд перспективных инноваций, над которыми еще работает НИИ Минтруда и соцзащиты. Например, замещающая семья для нетрудоспособных граждан, аналог приемной семьи для детей. Эта услуга не получит широкого распространения, пред­полагают в НИИ, но она будет востребована, например, родителями детей-эмигрантов. Еще одна идея – обновление требований к содержанию и качеству услуг, с тем чтобы не просто дать каждому то, что ему необходимо, но и перевести социальные услуги на новый уровень. Продумывается ком­плекс новых услуг для граж­дан с деменцией и членов их семей, которые будут востребованы в связи с ростом продолжительности жизни и увеличением массива заболеваний, характерных для пожилых людей. В Европе деменцию считают одной из эпидемий 21 века, наряду с онкологией. Еще одна задача – адаптация объектов и услуг с учетом особых потребностей людей с инвалидностью, помощь им при интеграции в общество.

Содержание социального обслуживания

Что?

– временный приют

– консультационно-информационные услуги

– социально-бытовые услуг

– социально-педагогические услуги

– социально-посреднические услуги

– социально-психологические услуги

– социально-реабилитационные услуги

– социальный патронат

– услуги почасового ухода за детьми (услуги няни)

– услуги сиделки

Кому?

– пожилым гражданам и людям, утратившим способность к самообслуживанию / передвижению

– людям с инвалидностью

– семьям с детьми-инвалидами

– семьям при рождении двух и более детей

– пострадавшим от насилия в семье или торговли людьми

– лицам из числа детей-сирот

– беженцам и людям без ОМЖ

– потерпевшим от стихийных бедствий, аварий, катастроф и др.

– освободившимся из МЛС и иных аналогичных учреждений

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ