$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

Торг уместен: розничная торговля растет и надеется на перемены

01.08.2017
Торг уместен: розничная торговля растет и надеется на перемены
Фото: Rafları

К концу I полугодия текущего года в Беларуси возобновился рост розничного товарооборота. Власти обещают поддержать оживление рынка изменениями законодательства. Но пока структура потребления меняется под влиянием макроэкономических факторов.

На коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли, где рассматривались итоги развития торговой отрасли за 6 месяцев 2017 г., от­мечалось, что за январь–июнь т.г. темп роста розничного товарооборота через все каналы реализации составил по республике 100,3% в сопоставимых ценах по сравнению с январем–июнем 2016 г. Это существенно ниже прогнозировавшегося уров­ня в 101,2%, но выход на положительные темпы роста после почти полуторалетнего спада уже выглядит достижением. К тому же темпы роста товарооборота выше, чем реальных денежных доходов населения. Последний фактор существенно повлиял на структуру потребления.

Так, удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте вырос с 51,3% в I полугодии 2016 г. до 52% в январе–июне т.г., а непродовольственных товаров – сократился с 48,7% до 48%. Доля последних снижается с 2013 г., что является одним из индикаторов ухудшения благосостояния населения. Правда, в I полугодии т.г. населению продано продовольственных товаров на 9,5 млрд. BYN (в сопоставимых ценах на 0,3% к январю–июню 2016 г.), а непродовольственных – на 8,7 млрд., или на 1% больше.

В потреблении населения наблюдаются изменения, связанные отчасти с уровнем его благосостояния и стремлением вести здоровый образ жизни. Так, в I полугодии т.г. было продано мяса и мясных продуктов на 1,1% меньше, чем в январе–июне 2016 г., сливочного масла – на 8,3%, сахара и сахарозаменителей – на 2,1%, фруктовых и овощных соков – на 16,5%. В то же время продажи растительного масла выросли на 1,7%, круп – на 2%, макаронных изделий – на 1,2%, яиц – на 3,9%.

Доля организаций торговли в общем объеме продаж непродовольственных товаров выросла за год с 80,4% до 81,1%, а объем их реализации в I полугодии т.г. увеличился на 1,8%, до 7,1 млрд. BYN. Одной из причин такой динамики в МАРТ считают оживление потребительского кредитования. Если это так, то новый тренд отразился на продажах отдельных непродовольственных товаров довольно своеобразно. По данным Белстата, наибольший рост наблюдался в реализации трикотажной одежды (на 12,6% в сопоставимых ценах), чулочно-носочных изделий (1%), моторного топлива (7,6%), обуви (7,5%), стройматериалов (5,5%) и фармацевтических товаров (2,9%). В то же время реализация бытовых холодильников и морозильников сократилась на 20%, стиральных машин – на 15,6%, телевизоров – на 25,9%.

Заметной тенденцией последних лет становится возобновление роста доли продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли. В I полугодии т.г. она составила 65,2% против 66% в I полугодии 2016 г., в т.ч. по продовольственным товарам – 80,8%, непродовольственным – 44,6% (в I полугодии 2016 г. – 81,1% и 46,1% соответственно, а в 2015 г. – 82,2% и 51,1%). По ряду товаров (мясо, сливочное масло, сыр, яйца, мука) спрос покупателей практически пол­ностью удовлетворяется за счет белорусской продукции. В то же время 29,9% фруктовых и овощных соков, 30,8% овощей, 31,9% макаронных изделий, 54% круп, 58,9% рыбы и морепродуктов, 79,1% растительных масел, 91,6% фруктов в рознице – импортного производства.

Доля продаж непродовольственных товаров отечественного производства организациями торговли сократилась с 46,1% в I полугодии 2016 г. до 44,6% в январе–июне т.г. В частности, доля импортных чулочно-носочных изделий выросла с 15,2 до 15,4%, обуви – с 50,5 до 52,4%, стройматериалов – с 50,4 до 52,5% трикотажной одежды – с 52 до 57,3%, холодильников и морозильников – с 35,7 до 48,3%. В то же время доля импорта в объеме продаж моторного топлива сократилась с 20,3 до 18,3%, фармацевтических товаров – с 59,9 до 58,3%, телевизоров – с 96,4 до 92,2%.

МАРТ внес предложения по отмене лицензирования продажи алкоголя и табачных изделий, заявила на коллегии заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич. По ее мнению, такие подходы по либерализации должны «снизить административные нагрузки на бизнес и не мешать торговле работать, развиваться».

При этом не уточняется, зачем столько лет существовали такие барьеры и почему их можно отменить именно теперь. Возможно, дело в сокращении объемов продаж алкоголя. Так, в I полугодии т.г. организациями торговли реализовано алкогольных напитков и пива на 2,2% меньше, чем год назад, – на 1542,8 млн. BYN, а в абсолютном алкоголе объем продаж за год сократился на 2,4%. Доля алкоголя в розничном товарообороте организаций торговли составила 9,7%, тогда как в 2014 г. она достигала 10,9%. При этом продажи водки сократились за год на 1,7% в натуральном выражении, плодовых вин – на 10,9%, виноградных – на 2,1%, слабоалкогольных напитков – на 3,3%. Увеличились лишь продажи пива – на 1% и коньяка – на 6,9%, но его доля в общем объеме торговли спиртным только 2,6%. По-видимому, попытки стимулировать торговлю спиртным с помощью обязательных ассортиментных перечней и отмены ограничений по времени не дали ожидаемых результатов. Отметим, что согласно данным, опубликованным Вер­ховным Судом РБ, за 6 месяцев т.г. в судах было рассмотрено 4631 дело о помещении в ЛТП, из которых 4419 удовлетворены.

В структуре участников розничного рынка тоже есть изменения. В I полугодии т.г. товарооборот торговых организаций вырос на 0,9%, а ИП и физлиц, торгующих на рынках и в торговых центрах, снизился на 3,3%. При этом розничный товарооборот госорганизаций вырос на 3,7%, а их доля – с 8,7 до 8,9%, тогда как у частных компаний товарооборот сократился на 0,5%, а их доля в нем – с 69,8 до 69,2%. Розничный товарооборот компаний, принадлежащих иностранцам, вырос на 1,5%, а их доля – с 21,5 до 21,9%.

В I полугодии 2017 г. розничный товарооборот на 87,9% формировался организациями торговли и на 12,1% – ИП и физическими лицами (в I полугодии 2016 г. – соответственно 87,2% и 12,8%). При этом за год доля крупных организаций сократилась с 66,5 до 65,1%, сред­них – с 8,7 до 7,9%, а субъектов малого предпринимательства – выросла с 24,1 до 27%.

Всего в Беларуси на 1 июля т.г. насчитывался 102 831 торговых объект – на 3608 единиц (3,6%) больше, чем на начало года. При этом количество сетевых магазинов выросло на 642 единицы (2,2%) и достигло 28 546 – 65,3% всех торговых объектов страны. При этом обеспеченность торговыми площадями в целом по республике достигла 700 м2 на 1000 человек. Для сравнения: в развитых европейских странах – около 1000 м2. Кроме того, на 1 июля т.г. в Беларуси было зарегистрировано 15 165 интернет-магазинов – на 9,8% больше, чем на начало года. Власти и участники рынка надеются, что планируемые изменения в законодательстве, в частности отмена запрета применения упрощенной системы налогообложения для интернет-­торговли, позитивно скажется на развитии этого сегмента рынка.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ