Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №8(2604) от 27.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6409
EUR:
2.8745
RUB:
3.8123
Золото:
163.72
Серебро:
2.01
Платина:
86.01
Палладий:
141.62
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОП-7 важнейших НПА для бизнеса в 2023 году

Фото: freepik.com

Новый год для субъектов хозяйствования начался с подробного изучения Налогового кодекса. Но это не единственный нормативный правовой акт, имеющий существенное значение для организации работы компаний. «ЭГ» выделила 7 НПА, на которые бизнесу стоит обратить самое пристальное внимание в 2023 году

1. Налоговый кодекс (№ 1 в нашем топе) в Беларуси ежегодно изменяется, существенных новаций, как правило, немало. В этом году перечень изменений занял более 100 страниц. Новые нормы до сих пор широко обсуждаются в деловых кругах.

Кстати, уже известно, что в плане законопроектной деятельности на 2023 год – подготовка очередных изменений в НК. Это означает, что с 1 января 2024 г. в данный важнейший документ вновь будут вноситься изменения, отметил в комментарии «ЭГ» заместитель директора по правовым вопросам Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Вадим Бородуля.

«Нестабильность фискального законодательства, его постоянная корректировка каждый год не позволяют бизнесу планировать деятельность на долгую перспективу и поэтому зачастую отрицательно воспринимаются», – подчеркнул В. Бородуля.

Бородуля_2.jpg
         Вадим Бородуля

2. Другое важное изменение законодательства (№ 2 нашего топа), уже породившее серьезный резонанс в реальном секторе экономики, – введение запрета на товарообменные операции без поступления денежных средств. Новация установлена п. 14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), который начал применяться с 1 января 2023 г.

Вступление в силу этого решения уже привело к неудобствам для бизнеса и к потоку вопросов в органы госуправления, которые рассматриваются на уровне Минэкономики, говорит В. Бородуля. В чем проблема? Например, в следующем, объясняет эксперт. Одна компания поставляет комбикорма, с ней сельхозпредприятие рассчитывается мясом и прочими продуктами питания, причем договор был заключен еще в прошлом году.

Однако по новым правилам это сделать невозможно, хотя с точки зрения интересов бизнеса бартер – вполне нормальная практика, и многие недоумевают, почему он теперь запрещен. Кстати, до сих пор никто не может объяснить, зачем понадобилось принимать такое радикальное решение, отмечает В. Бородуля.

Тут еще, уточняет эксперт, и правовая коллизия налицо: Гражданским кодексом разрешены: мена (ст.ст. 538–542), отступное (ст. 380), зачет (ст.ст. 381–383). Но постановлением № 713 почему-то все это запрещено.

Постановление № 713 находится на пьедестале важнейших нормативно-правовых актов для бизнеса, поскольку также влияет на регулирование цен на товары большинства субъектов хозяйствования. Кстати, согласно последней информации, госорганы готовят изменения в этот документ и ожидается, что перечень товаров, цены на которые регулируются, должен быть сокращен. Во всяком случае бизнес-союзы предлагают исключить из него цены на медленно оборачиваемые товары, которые в случае ограничения надбавки могут исчезнуть из ассортимента магазинов.

3. Законом от 03.01.2023 № 239-З «О вопросах передачи под временное внешнее управление» (далее – Закон № 239) (место № 3) предусмотрено право исполкомов передавать юридические лица под временное внешнее управление.

zikratskii (2).jpg
 Дмитрий Зикрацкий

Документ может оказать серьезное влияние на бизнес и касается деятельности организаций с иностранным капиталом, которых в Беларуси тысячи, отметил в комментарии «ЭГ» руководитель юридической практики B1 Belarus Дмитрий Зикрацкий.

Работа некоторых, особо значимых компаний с иностранным капиталом, судя по косвенным признакам, сейчас активно анализируется, говорит эксперт. Если государством будут зафиксированы факты сворачивания деятельности таких компаний в стране, высока вероятность, что мы увидим правоприменение принятого закона, т.е. будут реализованы меры, предусмотренные Законом № 239-З и введено внешнее управление в отношении таких компаний, предполагает Д. Зикрацкий.

4. На четвертое место, по версии «ЭГ», справедливо поставить грядущие изменения в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), от норм которого зависит характер и частота контрольных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса. В ноябре на общественное обсуждения выносился проект госрешения, который в настоящее время дорабатывается.

Проект изменений в Указ № 510 предусматривает расширение перечня случаев, при которых могут назначаться внеплановые проверки. Основанием для таких проверок могут стать поручения суда. Также внеплановые проверки планируют проводить в отношении субъектов хозяйствования, не устранивших нарушения, выявленные в ходе мониторинга.

За последние пять лет количество запланированных проверок в стране уменьшилось примерно в 10 раз, однако сейчас активно используется оперативный мониторинг вместо проверок, констатирует Д. Зикрацкий. Эксперт ожидает, что использование данного механизма будет только возрастать, особенно в тех случаях, когда необходимо будет проверить соблюдение только что принятого нормативного правового акта.

5. В 2023 г. будет увеличиваться количество проверок соблюдения бизнесом Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных». Поэтому, учитывая такой поворот событий, мы поставили этот НПА на пятое место в нашем рейтинге.

Сейчас уже предусмотрена административная и уголовная ответственности за нарушения в этой сфере. Полномочия налагать административные взыскания и привлекать к более суровой ответственности в обозримом будущем может получить Национальный центр защиты персональных данных, который с 2022 г. проводит уже и камеральные, и плановые, и внеплановые проверки по вопросам соблюдения законодательства о защите персональных данных.

6. Субъектам хозяйствования также стоит обратить внимание на Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», основные положения которого вступят в силу с 1 октября 2023 г. Согласно документу исполкомам предоставляется право по своей инициативе или по просьбе частных предприятий организовать предупреждение их банкротства на своей территории. В целом, как отмечалось в комментарии парламента, в законе учтены поручений главы государства «об увеличении возможностей для защиты прав предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации».

Тренд на сокращение числа процедур банкротства был хорошо заметен уже в 2022 г. – количество случаев возбуждения соответствующих дел стало заметно меньше. Государство, видимо, совсем не заинтересовано в обратной динамике. Если тренд на сокращение дел о банкротстве сохранится, возможности кредиторов взыскать долги с неплатежеспособных предприятий будут весьма ограничены, и поэтому к выбору контрагентов субъектам хозяйствования стоит относиться очень внимательно.

7. Завершает рейтинг НПА, которые могут оказать наибольшее влияние на бизнес в 2023 г., – проект закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Документ дорабатывается уже достаточно давно, но осенью проходила информация, что он может быть рассмотрен парламентом на текущей сессии, которая продлится до конца июня 2023 г.

Проект закона, насколько известно бизнес-сообществу, предполагает возможность регистрации юридического лица на основании типового устава, что призвано упростить процедуру создания учредителями новых компаний. Также следует отметить, что законопроект предоставит налоговым консультантам право проводить проверки ликвидируемых субъектов хозяйствования. Это может упростить процедуру закрытия бизнеса.

***

Мы перечислили НПА, о которых бизнес уже имеет определенное представление. Однако, как показал 2022 год, на правовом поле могут появляться и неожиданные акты законодательства. В прошлом году незапланированные решения (о повсеместном ценовом регулировании, а также введение запрета на привязку арендных ставок к иностранной валюте) вызывали большой резонанс и бизнес не сразу смог к ним адаптироваться.

Как вести себя субъектам хозяйствования, если «сюрпризы» в законодательстве станут частью 2023 г.?

Опыт прошлого года показал, что точные и исчерпывающие разъяснения, как конкретной компании адаптировать бизнес-процессы под меняющееся правовое поле, со стороны законодателей могут оперативно не последовать, вспоминает Д. Зикрацкий.

Поэтому крайне важно, если законодательные рамки для работы бизнеса будут существенно изменяться, самостоятельно оценить правовые последствия, считает эксперт.

«Если за нарушение законодательных новаций, как в случае с ценовым регулированием, будет предусмотрена суровая ответственность, в первую очередь необходимо исключить уголовные риски для топ-менеджмента», – полагает юрист.

Затем, если правовые рамки будут непредсказуемо изменяться, нужны меры, которые не доведут компанию до банкротства. Это «пожарные» меры реагирования, которые должны быть приняты бизнесом в первую очередь в случае повторения правовой неопределенности, а затем, конечно, поэтапно компании будут адаптировать бизнес-процессы под изменение регуляторной среды, резюмировал Д. Зикрацкий.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by