Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Актуальный комментарий
01.11.2023 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Топ-13 новаций в Законе о здравоохранении: комментарий Минздрава

Фото: neg.by

Минздрав выделил основные нововведения в регулировании сферы здравоохранения, которые начнут действовать в следующем году. Комментарий размещен на портале pravo.by.

В опубликованном сегодня Законе от 25.10.2023 № 308-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения» профильное министерство считает наиболее значимыми следующие положения.

1. Пациентов с онкологическими, орфанными и другими заболеваниям смогут обеспечивать за счет бюджетных средств лекарственными средствами, не включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств, но необходимыми по жизненным показаниям. Такая возможность закреплена законодательно для случаев, когда доказана неэффективность или непереносимость пациентом лекарственных средств из Республиканского формуляра.

Перечень заболеваний, при наличии которых будет доступна данная опция, определит Минздрав.

2. Усилены требования к качеству и эффективности медицинских изделий.

Даны определения некачественным, контрафактным и фальсифицированным медизделиям. Предусмотрены сбор, регистрация и анализ информации о неблагоприятных событиях (инцидентах), связанных с медицинским применением (эксплуатацией) таких изделий.

Государственный надзор за обращением медизделий будет осуществлять госучреждение «Госфармнадзор».

3. Медицинская аккредитация организаций здравоохранения преобразована в двухуровневую систему – на соответствие базовым критериям (обязательна для государственных организаций здравоохранения) и национальным критериям (добровольная).

Прохождение аккредитации отразится на финансировании медучреждений. Так, неполучение аккредитации по отдельным направлениям специализированной медицинской помощи станет основанием для перераспределения высвободившихся бюджетных назначений в пределах неаккредитованного учреждения при сохранении финансирования мероприятий, необходимых для последующей аккредитации. После повторного отказа в медицинской аккредитации бюджетное финансирование может быть перераспределено в пользу аккредитованных учреждений здравоохранения, находящихся в том же регионе страны.

Иные особенности финансирования госорганизаций здравоохранения, не прошедших медицинскую аккредитацию на соответствие базовым критериям, установит Совмин.

4. Расширяются возможности по проведению обязательных и внеочередных медицинских осмотров в медико-санитарных частях предприятий и иных организаций, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность.

5. Сокращается перечень оснований для обязательного проведения экспертизы качества медицинской помощи. В частности, исключается требование о проведении такой экспертизы в случаях летальных исходов в отсутствие жалоб на качество медпомощи.

6. Предусматривается, что Минздрав по согласованию с Минтрансом определит порядок медицинского освидетельствования моряков, форму медицинского документа, выдаваемого по его результатам, перечень медицинских противопоказаний для работы на судах (морских, внутреннего и смешанного (река-море) плавания).

7. Закрепляется возможность направления за рубеж образцов биологических материалов граждан Беларуси в целях проведения специфических диагностических исследований, которые доступны только за пределами РБ. Детально этот порядок урегулирует Совмин.

8. Правительство также наделяется полномочиями по определению порядка медицинской и социальной реабилитации в реабилитационном центре для лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

9. В свою очередь Минобороны и Госпогранкомитет уполномочены устанавливать объемы оказания медицинской помощи в подчиненных им госорганизациях здравоохранения и других организациях при выполнении Вооруженными Силами РБ, другими войсками и воинскими формированиями задач по предназначению.

10. Комплексно урегулированы особенности подготовки врачей-специалистов в клинической ординатуре.

Подготовка в клинической ординатуре будет осуществляться по специальностям терапевтического и хирургического профилей. После прохождения такой подготовки врачи-специалисты могут быть допущены к оказанию специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также изменить профиль своей медицинской специальности. Сроки подготовки составят от 2 до 5 лет.

В Законе «О здравоохранении» урегулированы вопросы отбора врачей и финансирования подготовки в клинической ординатуре, определены категории врачей-специалистов, имеющих преимущественное право на прием в нее, а также на получение стипендии.

Клиническим ординаторам, проходящим подготовку в ординатуре в очной форме, будет выплачиваться стипендия в размере, кратном наибольшей величине БПМ для трудоспособного населения за два последних квартала с применением коэффициента 4,0 (для хирургического профиля) и 3,0 (для терапевтического профиля).

За клиническими ординаторами закрепляются также иные социальные гарантии, в т.ч.:

  • возмещение расходов за проживание вне места жительства (суточных), проезд к месту прохождения подготовки в ординатуре, наем жилого помещения;

  • сохранение места работы, должности служащего, среднего заработка и иных выплат, установленных Совмином.

Одновременно вводится обязательная отработка (не менее 5 лет) для лиц, обучавшихся в ординатуре за счет бюджетных средств, в госорганизации здравоохранения, направившей их на подготовку. Конкретный срок обязательной работы будет установлен договором о подготовке в ординатуре.

Врачи, не отработавшие распределение по окончании ординатуры, обязаны возместить средства, затраченные на их подготовку, с применением коэффициента 2,5 к расчетной сумме, подлежащей возмещению.

11. Регламентированы особенности функционирования университетских клиник. Их можно будет создавать в т.ч. в виде обособленных структурных подразделений государственных медицинских вузов.

12. Органы опеки и попечительства наделяются правом получать информацию, составляющую врачебную тайну, в связи с осуществлением контроля за деятельностью опекунов и попечителей совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными.

А оператор централизованной информационной системы здравоохранения наделяется правом на безвозмездной основе получать из государственных информационных систем (ресурсов) необходимую информацию посредством ОАИС.

После создания в Беларуси сервиса личного электронного кабинета пациента оператор ОАИС по желанию пациента будет обязан предоставить медицинским работникам доступ к информации о состоянии здоровья пациента для выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний.

13. Из определения биомедицинских клеточных продуктов исключается пересадочный материал, полученный на основе клеток человека, который подвергся существенным манипуляциям.

Перечень манипуляций с клетками человека, не относящихся к существенным, установит Минздрав.

Основные положения Закона № 308-З вступают в силу с 2 февраля 2024 г.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений