Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Интернет-торговля бьет рекорды

Фото: freepik.com

Количество интернет-магазинов в Беларуси увеличивается, и этот тренд, по оценкам МАРТ, продолжится. При этом субъектам хозяйствования, которые решили заняться любой торговлей, стоит помнить о соблюдении законодательства о защите прав потребителей.

Результаты и тренды в электронной коммерции

По данным, обнародованным МАРТ, количество зарегистрированных интернет-магазинов на начало 2023 г. достигло рекордных 28 927. За прошлый год их количество увеличилось на 1036, или на 3,7%.

Больше всего интернет-магазинов зарегистрировано в Минске и Минской области – 22 276, или 77% от общего количества. В регионах сайтов, торгующих посредством интернета, значительно меньше (примерно 1,1–1,9 тыс. в каждой области). Собственниками электронных торговых площадок, судя по статистике, в равной степени являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

igavrilchyk.jpg
          Инна Гаврильчик


Структура реализации товаров в интернет-магазинах показывает, что в общем объеме продаж наибольшую долю занимают товары для дома (18%), бытовая техника и электроника (16%), автотовары (13%), трикотажные изделия (11%), товары для красоты и здоровья (5%), санитарно-техническое оборудование (3%), верхняя одежда (3%). Доля «прочих» товаров в структуре продаж белорусской торговли также существенна – 31%.

Регулятор в лице МАРТ ожидает, что электронная коммерция в стране продолжит развиваться.


«Возможно, не такими быстрыми темпами, как ранее, может быть, будет меняться структура рынка, появится больше специализированных интернет-магазинов. С другой стороны, наблюдается тенденция по созданию маркетплейсов», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик, отвечая на вопросы «ЭГ» в пресс-центре БЕЛТА.

Специалист также сообщила, что существует необходимость в части дополнительного правого регулирования сферы интернет-торговли, а именно – деятельности маркетплейсов. В законодательстве предстоит определить роль таких площадок на рынке электронной коммерции, их права и обязанности.

По словам И. Гаврильчик, наряду с интернет-продажей товаров в Беларуси активно развивается сегмент интернет-услуг (в т.ч. в сфере такси, доставки продуктов питания).

Соответственно, возможно, со временем в этом направлении потребуется совершенствование правового регулирования.

Как защитить права потребителей и продавцов

Развитие сферы электронной коммерции неразрывно связано с обязательствами, которые берут на себя продавцы и потребители товаров и услуг. Поскольку не всегда обе стороны могут мирно договориться, госорганы рассматривают немало жалоб по вопросам защиты прав потребителей.

Так, в 2022 г. МАРТ и местные органы власти рассмотрели 9878 обращений потребителей. И примерно половина из них касалась интернет-торговли. По результатам рассмотрения обращений потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 27 117 руб., вынесено 326 предписаний об устранении нарушений, составлено 272 протокола, исполкомами подано в суд 124 иска.

Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются пользователи электронных торговых площадок. В их числе: изменение стоимости товара в интернет-магазине после принятия заказа; навязывание минимальной суммы заказа либо количества товаров; отсутствие достоверной информации о товаре. Также покупатели жалуются на отсутствие качественной обратной связи с сотрудниками интернет-магазинов, на трудности с возвратом (качественных и некачественных) товаров, приобретенных в соцсетях.

Кстати, поскольку социальные сети находятся вне Байнета, там допускается только реклама, но не продажа товаров. Реализация товаров физическими лицами через аккаунты в социальных сетях – это незаконная предпринимательская деятельность со всеми вытекающими последствиями, преду­преждает МАРТ.

При этом министерство рекомендует воздержаться не только от любых покупок в социальных сетях, но и от приобретения товаров на сайтах, которые не зарегистрированы в Торговом реестре Республики Беларусь. Жалобы, поступающие в МАРТ, свидетельствуют, что в случае возникновения проблем с приобретенными товарами на таких сайтах у потребителей возникнут трудности с отстаиванием своих прав, подчеркнула И. Гаврильчик.

Нарушение законодательства о защите прав потребителей чревато для продавцов серьезными издержками. Например, за нарушение сроков удовлетворения законных требований потребитель может добиваться взыскания с продавца неустойки в размере 1% от стоимости товара.

К слову, один из продавцов не обращал внимания на обоснованные претензии покупателя в течение полугода. В результате ему пришлось выплатить потребителю (с учетом неустойки) почти 800 руб. (при стоимости товара 120 руб.).

Впрочем, МАРТ фиксирует и случаи, когда не только продавцы, но и покупатели злоупотребляют своими правами.

Факты так называемого потребительского экстремизма (покупатели, манипулируя законодательством, стремятся получить незаконную выгоду) вызывают вопрос, а как субъект хозяйствования может защитить свои права в интернет-пространстве?

В любых ситуациях реагировать на обращения потребителей продавцам необходимо аргументированно, спокойно и в установленные законодательством сроки, пояснила «ЭГ» И. Гаврильчик.

В спорных ситуациях (когда между продавцом и потребителем возникают споры) законодательство предусматривает проверку качества товара, а затем, если потребитель не согласен с ее результатами, проведение экспертизы.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Однако если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли по вине потребителя, покупателю придется возместить продавцу расходы на проведение данной процедуры.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by