Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
05.07.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Судебный исполнитель: как выполнить решение суда

Власти планируют ввести норму об обязательности предоставления должником судебному исполнителю сведений о своем имуществе и доходах. При ее невыполнении неплательщику будет грозить штраф в размере до 50 базовых величин (БВ) или административный арест, а юридическому лицу – штраф до 1 тыс. БВ. Предполагается проводить обязательную независимую оценку при реализации арестованного имущества, а также его продажу с помощью электронных торгов. Такие новации содержат принятые в первом чтении Палатой представителей проекты законов «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».

С объединением в 2014 г. в рамках судебной реформы судебных исполнителей общих и хозяйственных судов в Беларуси создана вертикальная система органов принудительного исполнения, подчиненная Министерству юстиции. Позже правительство разработало и внесло в Палату представителей проекты законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях», которые включают положения Указа Президента от 29.11.2013 № 530 и нормы, разработанные на основе правоприменительной практики.

В законопроектах определяются система и полномочия органов принудительного исполнения, единый порядок ведения исполнительного производства, права и обязанности его участников, перечень необходимых документов и требования к ним, сообщили «ЭГ» в Постоянной комиссии по законодательству.

Прописаны требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя, порядок такого назначения и освобождения, некоторые исключительные права главного судебного исполнителя, в т.ч. право отменять постановления, вынесенные с нарушением законодательства.

Судебным исполнителям передан ряд полномочий, относившихся ранее к компетенции судов. Некоторые их права закрепляются впервые, среди них — право выносить постановление о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства, подлежащего аресту, на охраняемую стоянку, право получать сведения по совершенному нотариальному действию, издавать постановления о приводе. Судебный исполнитель вправе требовать от представителей должника проведения инвентаризации имущества и проверять ее результаты, быть безотлагательно принятыми руководителями и другими должностными лицами организаций, в т.ч. не являющимися юридическими лицами. Он может не только арестовать имущество и банковские счета неплательщика, который не спешит без уважительных причин рассчитаться с долгами, но и отключить сотовую связь и интернет.

Однако временное ограничение прав физических лиц, в т.ч. ИП, в виде запрета на выезд за границу, лишения на некоторое время возможности управлять транспортными средствами, включая маломерные суда, заниматься охотой возможно лишь по решению суда.

Кстати, по поводу отключения сотовой связи и Интернета можно спорить: это грозит потерей прямого контакта с должником.

Отметим также обязанность предоставлять сторонам или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства (за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения), в т.ч. делать выписки из них или снимать копии за свой счет.

Судебному исполнителю гарантируется право на вознаграждение от принудительного сбора (который взыскивается с должника в случае неисполнения им решения суда в добровольном порядке), оплату проезда, форменной одежды. По мнению законодателей, нормативное закрепление правовых и социальных гарантий поможет поднять престиж профессии и обеспечить приток в эту сферу квалифицированных кадров.

За счет принудительного сбора должны также финансироваться расходы на доступ в Интернет, с помощью которого сегодня нередко удается установить местонахождение не только неплательщиков, но и принадлежащего им имущества, напомнить об имеющейся у человека задолженности по исполнительным документам. Для информирования должника о времени и месте совершения исполнительных действий, вызова его на прием предлагается использовать не только традиционные повестки с уведомлением о вручении им телеграммы, но также электронные и иные виды связи, например, SMS-сообщения. В связи с этим планируется корректировка Положения о порядке использования средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов, утв. постановлением Совмина от 31.12.2013 № 1190. Отметим, что Минюстом уже подписан ряд соглашений о предоставлении доступа к базам данных госорганов и организаций для их использования сотрудниками органов принудительного исполнения.

Что касается комплекса мер по установлению места нахождения должника, то они включаются в Инструкцию по исполнительному производству, которую утверждает Минюст.

Определены полномочия судебного исполнителя в ряде случаев самостоятельно приостанавливать и прекращать исполнительное производство, что позволит более оперативно разрешать возникающие в ходе работы вопросы. Представлены доработанные с учетом правоприменительной практики положения об оценке и продаже арестованного имущества должника. Урегулированы вопросы распределения взысканных денежных средств, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований.

Предусмотрена также процедура обжалования действий и решений судебных исполнителей, в т.ч. в судебном порядке.

Из новаций следует также назвать заявительный принцип возбуждения исполнительного производства, согласно которому взыскатель (гражданин, ИП, юридическое лицо) наделяется правом самостоятельно принимать решение о времени предъявления исполнительного документа – в пределах срока исковой давности.

Вводится норма об обязательности предоставления должником судебному исполнителю сведений о своем имуществе и доходах. При ее невыполнении неплательщик подпадет под действие ч. 1 ст. 24.10 КоАП – ему будет грозить штраф в размере до 50 базовых величин (БВ) или административный арест, а юридическому лицу – штраф до 1 тыс. БВ.

Устанавливаются возможность и порядок проведения электронных торгов арестованного имущества. Большим плюсом здесь разработчики законопроектов назвали «исключение человеческого фактора»: если предложение о цене лота в момент его поступления не соответствует установленным требованиям, то оно автоматически отклоняется при помощи программных средств.

При реализации арестованного имущества предусмотрено обязательное проведение независимой оценки, поскольку, как показывает практика, оно не всегда пользуется спросом именно из-за завышенной цены. Предполагается, что такое имущество будет оцениваться по ликвидационной стоимости, которая, как правило, меньше рыночной на 20–30%. Норма об обязательной оценке будет распространяться на реализацию имущества с торгов, продажу предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений, транспорта и др., но под нее не подпадают вещи стоимостью менее 50 БВ.

Для снижения нагрузки на судебного исполнителя предусматривается упрощенный вариант взыскания сумм менее 10 БВ – кредитор сможет сам направить по месту работы должника (в том случае, когда оно известно) заявление и исполнительный документ, минуя судебного исполнителя.

Недавно Госдума РФ приняла законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», который призван установить четкие правила взаимодействия коллекторов с должниками. В Беларуси коллекторского бизнеса как такового нет, хотя на практике юридические фирмы наряду с другой деятельностью занимаются взысканием долгов, ограничиваясь преимущественно оказанием услуг по досудебному урегулированию отношений с должником. В 2010 г. предпринимались попытки подготовить проект соответствующего указа, а позже – и закона. Однако специального акта, устанавливающего «правила игры» для коллекторов, в Беларуси до сих пор нет.

Планируется ли его подготовка в ближайшей перспективе? Нет, законопроект, регулирующий деятельность агентств по взысканию долгов, в парламент не поступал, его подготовка в планах законопроектной деятельности на ближайший год также не значится, сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Владимир Черевач. К тому же в России практика взыскания долгов коллекторами себя настолько дискредитировала, что о заимствовании подобного опыта не может быть и речи.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений