Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
25.08.2009 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРОИТЬ БИЗНЕС ПО ПЛАНУ

Кризисные явления во всем мире усилили интерес к бизнес-планированию как к одному из инструментов, позволяющему спрогнозировать динамику рынка и направить компанию по конкурентоспособному пути развития. Правда, в Бе...

Кризисные явления во всем мире усилили интерес к бизнес-планированию как к одному из инструментов, позволяющему спрогнозировать динамику рынка и направить компанию по конкурентоспособному пути развития. Правда, в Беларуси ажиотажа не наблюдается. Более того, многие предприятия (особенно экспортоориентированные), потеряв в объемах валютной выручки, начали экономить на разработке бизнес-планов, отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» руководитель проектов по оценке бизнеса ЗАО «ИПМ-Консалт» Владимир УВАРОВ.

По его мнению, есть шанс, что поменять нынешнее зачастую формальное бизнес-планирование на практическое поможет ожидаемый рост инвестиционной активности.

— В нашей республике созданы все методологические и технические предпосылки для успешного бизнес-планирования. С середины 90-х, когда в стране по методике ЮНИДО были составлены первые бизнес-планы, существенно усовершенствовались программные продукты, причем не только иностранной разработки. К примеру, используя базу российской компании «Альт-Инвест», многие белорусские организации создали собственные.

В корне поменялось понимание целей и смысла бизнес-планирования топ-менеджментом отечественных предприятий. Можно по-разному относиться к требованиям постановления Совмина от 8.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций», но именно оно способствовало широкому развитию процесса.

Кроме того, в последние годы были разработаны методические рекомендации и правила по написанию бизнес-планов, что позволило их систематизировать, а специалисты экономических служб предприятий в ходе различных семинаров и специально организованных учебных курсов смогли получить необходимые знания и навыки.

В результате применяемые нами стандарты сейчас мало чем отличаются от международных, а наши бизнес-планы читают в Европе, правда, с поправкой на особенности национальной налоговой системы и бухучета.

- Почему же в последние годы правительство периодически критикует предприятия за формальный подход к составлению бизнес-планов, которые затем не работают на практике?

— Это есть результат конфликта производственного и рыночного мышления. Упомянутое постановление № 873, помимо очевидных плюсов, привязало показатели годовых бизнес-планов предприятий к прогнозу социально-экономического развития республики. То есть цифры, в частности, по росту объемов производства, рентабельности реализованной продукции и ряду других показателей доводит государство. Многие вбивают их в математические формулы, не имея при этом полноценного анализа рынка, его конъюнктуры, маркетинговых расчетов. К тому же возможность получения господдержки, в т.ч. финансирования за счет бюджета, расслабляет менеджмент предприятий. Многие действуют примерно по следующему сценарию: утверждена отраслевая программа, вышло постановление Совмина или указ Президента, определяющие объем капиталовложений в конкретное предприятие, — значит деньги и так дадут, каким бы ни был бизнес-план.

В результате у многих директоров сохраняется уверенность, что инвестор должен им что-то дать, ничего не получая взамен, как это было в советские времена, когда единственным источником финансовых ресурсов было государство. Что же тут удивляться, если и ныне сумма желаемых инвестиций у многих субъектов хозяйствования равняется сумме их долгов.

Правда, такой подход в корне противоречит интересам инвесторов. Когда бизнес-планы инвестиционных проектов попадают, к примеру, в банк, то там меньше всего смотрят на заложенные в них показатели роста объемов производства и рентабельности. Зато, прежде всего, задаются вопросом: насколько успешно будут продаваться на рынке товары или услуги, которые произведет кредитополучатель? Ведь только в этом случае можно говорить о возврате вложенных средств.

- Что в вашем понимании есть качественный бизнес-план?

— Тот, под который инвестор согласится дать деньги. Правда, такой план также может быть как хорошим, так и плохим. То есть при его дальнейшей реализации ожидаемая прибыль может быть получена, а может, и нет. Здесь успех во многом зависит от того, как совместно сработают экономисты и маркетологи. Ведь маркетинг — это попытка заглянуть в будущее, предугадать, какие товары будут пользоваться спросом на рынке через 4-7 лет.

Именно столько в среднем составляет период окупаемости создаваемых производств. В последние 2-3 года в Беларуси достаточно большие инвестиции были вложены в пищевую промышленность. Соответственно через 3-4 года будет ясно, были ли эти инвестиции экономически удачными на молочных, мясных комбинатах, сахарных заводах и т. д. Хотя, стоит отметить, эти инвестиции позволили серьезно обновить многие белорусские продукты и выпустить новые.

- Владимир Владимирович, как бы вы оценили состояние рынка услуг бизнес-планирования?

— Что касается бизнес-планов развития предприятий на год, тот этот рынок стабильный, поскольку их составление согласно постановлению № 873 обязательно для всех государственных организаций, а также организаций с долей государства. Иная ситуация с бизнес-планами инвестиционных проектов. Пик заказов на них пришелся на 2005-2007 гг., когда в стране было принято большое количество отраслевых программ, предусматривающих создание и модернизацию различных предприятий. Спрос резонно породил предложением, стали появляться многочисленные консалтинговые фирмы. Правда, несмотря на это, я бы выделил не более 10-12 организаций, которые действительно сейчас имеют вес на этом рынке, обладают необходимым кадровым потенциалом и успели себя хорошо зарекомендовать.

Стоит также обратить внимание на уровень цен на данные услуги. В нашей республике они на порядок ниже, чем, скажем в соседней России. Именно поэтому россияне зачастую передают заказы на разработку бизнес-планов белорусским фирмам. При этом некоторые директора наших предприятий даже такие цены считают завышенными и, стремясь сэкономить, привлекают к разработке бизнес-планов случайных и неподготовленных людей, к примеру, студентов. Правда, ничего хорошего, как правило, с этого не получается.

В последние годы значительное количество отечественных предприятий стали самостоятельно разрабатывать бизнес-планы. Стоит признать, субъекты хозяйствования, где работники экономических служб прошли должную подготовку, успешно справляются с этой задачей.

- Можно ли говорить, что пик спроса на услуги консалтинговых организаций по разработке бизнес-планов уже прошел?

— Мы ожидаем усиление спроса по мере того, как в Беларуси начнут утверждать новые отраслевые программы. Кроме того, руководством страны проводится политика на привлечение в экономику инвесторов, в том числе иностранных. Их активность также будет влиять на состояние рынка. Правда, Декрет Президента от 6.08.2009 №10 дал возможность при заключении инвестиционных договоров, реализация которых не потребует предоставления инвестору льгот, не составлять инвестиционные бизнес-планы и не проводить государственную комплексную экспертизу проектов. Поэтому многое будет зависеть от желания инвестора. Хотя, по моему убеждению, строить бизнес по выверенному с экономической точки зрения плану всегда надежней.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО

M&A

В ближайшее время должно завершиться слияние двух крупных игроков на рынке консалтинговых услуг — ЗАО «ИПМ-Консалт» и Группы компаний ИНЭП. Организаторы процесса убеждены, что такой шаг будет иметь синергетический эффект, позволит объединить потенциал, накопленный в прежние годы, вокруг новой структуры — Группы компаний «ИПМ-Консалт».

ЗАО «ИПМ-Консалт» с 1997 г. занимается финансовым и инвестиционным консалтингом, оценочной деятельностью и разработкой проектов создания ОАО в процессе приватизации. ЗАО «ИНЭП», созданное в 1993 г рядом крупных банков, в т.ч. «Беларусбанком», «Белинвестбанком», «Белпромстройбанком», специализируется на разработке бизнес-планов, экспертизе инвестпроектов, маркетинговых исследованиях, аудите, оказании юридических услуг и логистическом консалтинге.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений