Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
29.12.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегия плана

И тактика либерализации

Правительство заявляет о намерении продолжить либерализацию условий хозяйствования, в частности, ценообразования. При этом расширение экономических свобод в следующем году будет сопровождаться усилением ответственности руководителей предприятий и организаций.

«Сложность и напряженность параметров прогноза требует от правительства новых, неординарных подходов и решений», — заявил министр экономики Николай СНОПКОВ, выступая на прошлой неделе на заседании президиума Совмина. Серьезную реформу, по его мнению, следует провести в вопросах ценообразования, поскольку «система административного регулирования цен, несмотря на определенные подвижки и либерализацию, является проблемой для ведения бизнеса, связана с многочисленными проверками, штрафами, большим документооборотом».

Кардинально изменить ситуацию, по словам министра, планируют до конца зимы. Предлагается отменить действие Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей ценообразования, сохранив их как рекомендательные, значительно сократить перечень товаров, на которые распространяется госрегулирование цен, тарифов, и поэтапно отменить требование о составлении экономического обоснования цен. Это позволит значительно упростить работу экономических служб субъектов хозяйствования, сократить документооборот и расходы. И главное — предприятия получат возможность гибко формировать цены на различную продукцию, отметил министр.

Итак, белорусскому бизнесу пообещали осуществить его давнюю мечту — позволить самостоятельно, без бдительного контроля со стороны государства, устанавливать цены. Ведь до сих пор все корректировки здесь носили половинчатый характер. Отказавшись от установления предельных индексов роста отпускных цен и их регистрации, государство сохранило возможность их введения вновь в любой момент — ведь Указ 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» это позволяет. С другой стороны, за субъектами хозяйствования осталась обязанность составлять калькуляции с расшифровкой статей затрат, что зачастую делается лишь формально, чтобы не быть оштрафованными по ст.12.6 КоАП в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Затратный метод ценообразования мало стимулирует снижение цен, сокращение издержек и внедрение современных методов костинга — скорее наоборот. Поэтому обещания министра — долгожданный подарок для бизнеса, особенно если они воплотятся в жизнь. Для этого понадобится основательная чистка действующего законодательства, что, в свою очередь, требует немалой политической воли. Ведь отказ от привычных инструментов госрегулирования — шаг не только либеральный, но и революционный. Кроме того, экономическим службам предприятий, привыкшим работать по шаблонам и указаниям свыше, придется осваивать творческие подходы и методы и главное — принимать самостоятельные решения. Не останутся без дела и чиновники. Ведь за монополизм — главный источник роста цен — у нас всерьез еще даже не брались.

Но либерализация некоторых отдельных вопросов не меняет общей стратегии управления экономикой — постановки планов, обязательных для исполнения. В Совмине намерены использовать весь доступный арсенал средств по достижению напряженного задания на 2010 г. Прогноз социально-экономического развития страны утвержден Президентом, и рассуждения на тему, возможно ли его выполнить, должны быть прекращены, потребовал премьер-министр Сергей СИДОРСКИЙ.

В ближайшее время правительство планирует определиться с основными целевыми показателями для республиканских органов управления и облисполкомов. Повышенные задания утвердят для малых и средних городских поселений. Кроме того, из-за невыполнения в этом году плана по снижению складских запасов будет ужесточен норматив по соотношению темпов роста выручки и объемов производства. Для Минпрома эта цифра может составить 111%, Минсельхозпрода и Минстройархитектуры — 104%, Белбиофарма — 106%, Беллесбумпрома — 108%, Беллегпрома, Белгоспищепрома и Белнефтехима — 112%.

План первоочередных мер по выполнению в 2010 г. прогноза социально-экономического развития страны предусматривает ускоренную (до конца января) разработку бизнес-планов развития предприятий. Подстегнуть активность директоров должно предложение Минэкономики увязать их зарплату с выполнением прогнозных параметров роста. Органам госуправления и облисполкомам рекомендовано перезаключить контракты с руководителями подчиненных им организаций со сроками окончания 1 января 2011 г., предусмотрев обязательства по выполнению темпов роста производства, выручки, экспорта, зарплаты работников предприятий.

По мнению Н.Снопкова, для этого в отраслях достаточно резервов. Так, снижение материальных затрат всего на 1%, по расчетам Минэкономики, позволяет увеличить зарплату на 4%. Значит, например, для обеспечения задания по росту зарплаты в промышленности на 23% снижение материальных затрат должно составить лишь 5%. Остановка за малым — найти, что сократить.

Впрочем, определяющим условием увеличения доходов будет не экономия, а умение много и прибыльно продавать. Иначе проценты роста производства опять осядут на складах, а замороженные оборотные средства придется компенсировать кредитами и госдотациями.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений