Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
10.02.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТАБИЛИЗАЦИЯ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ©

Беларусь вошла в 2012 год без макроэкономических дисбалансов, заявил премьер-министр Михаил Мясникович, выступая 7 февраля на заседании Совмина, где обсуждались итоги работы экономики страны в 2011 г. и планы на текущий год. По его мнению, уже «фактически решена задача национальной безопасности». Бюджетно-финансовая система работает бездефицитно, приток валюты в страну превышает ее отток. Замедлился рост цен, стабильны валютный и депозитный рынки, созданы максимальные в истории Беларуси золотовалютные резервы, а благоприятные цены на энергоресурсы позволяют экономике работать на полную мощность.

Беларусь вошла в 2012 год без макроэкономических дисбалансов, заявил премьер-министр Михаил Мясникович, выступая 7 февраля на заседании Совмина, где обсуждались итоги работы экономики страны в 2011 г. и планы на текущий год. По его мнению, уже «фактически решена задача национальной безопасности». Бюджетно-финансовая система работает бездефицитно, приток валюты в страну превышает ее отток. Замедлился рост цен, стабильны валютный и депозитный рынки, созданы максимальные в истории Беларуси золотовалютные резервы, а благоприятные цены на энергоресурсы позволяют экономике работать на полную мощность.

Осталось только системно закрепить и сделать необратимыми эти тенденции. А потому планы развития на ближайшие два года проходят под лозунгами жесткого лимитирования эмиссии и инфляции.

Открытым, правда, остается вопрос поиска финансовых ресурсов для дальнейшего роста белорусской экономики, ее модернизации и повышения конкурентоспособности. «Внутри страны денег мало и они объективно дорогие. Мы подсчитали: при минимальной потребности инвестиций в 2012 году в 15 млрд. USD наша банковская система способна обеспечить не более трети и под большие проценты, — посетовал глава правительства. — Собственных источников у предприятий и в бюджете также не хватает. Их совокупный объем на инвестиционные цели оценивается по году в 8 млрд. USD». Таким образом, необходимо изыскать как минимум 2 млрд. USD дополнительных ресурсов на поддержание инвестиционной активности экономики. Продолжать наращивать внешние заимствования страна больше не может, заключил М.Мясникович, а потому важнейшей задачей является привлечение прямых иностранных инвестиций.

Однако министерства и регионы не слишком надеются на этот источник. К примеру, в планах на 2012 год Минпрома, Беллесбумпрома, Белгоспищепрома, Витебской и Гродненской областей доля кредитов в источниках финансирования составляет более 35%, а у коммунальных предприятий Брестской и Гомельской областей — более половины. Где же ставка на зарубежный капитал? «Мы обратили внимание руководителей, что это ошибочный подход, — заявил М.Мясникович. — При существующих процентных ставках и ликвидности банков делать главный расчет на внутренние кредитные ресурсы — нереально». В связи с этим премьер поручил всем руководителям до 15 февраля еще раз сбалансировать инвестиционные портфели по источникам.

Наверное, наивно было бы ожидать, что иностранные инвесторы бросятся вкладывать свои средства в государственные предприятия, планы по которым составляют отраслевые министерства и местные исполкомы. Да и заемные средства не станут для них дешевле ранее, чем макроэкономическая ситуация в стране действительно стабилизируется. Сигналом к завершению этого процесса, возможно, станет снижение доходности по белорусским еврооблигациям. Поэтому правительству приходится всерьез задуматься о таком источнике средств, как продажа госсобственности. Ее в 2012 г. планируют реализовать как минимум на 2,5 млрд. USD. При этом премьер поспешил заявить, что никакой распродажи предприятий «гвалтом» в Беларуси нет и не будет, реализация акций предприятий будет вестись только на выгодных для страны условиях. «Мы спокойно и последовательно будем открывать свою экономику, создавать новые рабочие места и привлекать инвесторов для роста благосостояния наших людей», — пообещал он.

Впрочем, если учесть потребность в инвестициях, приватизацию, возможно, придется подстегнуть. Так, глава Минэкономики Николай Снопков видит риски в несбалансированности роста производительности труда и зарплаты. С одной стороны, нынешний уровень оплаты труда вызывает отток наиболее квалифицированных кадров из страны, с другой — попытка повысить доходы трудящихся административными методами ослабит конкурентоспособность отечественной продукции и возродит старые макроэкономические дисбалансы на валютном и товарном рынке.

По мнению министра, сегодня достичь высокого уровня добавленной стоимости (что позволило бы адекватно повысить зарплаты) в традиционных отраслях невозможно. Поэтому для достижения к 2015 г. зарплаты по стране в 800 USD из этих отраслей предполагается высвободить 280 тыс. работников, а для их трудоустройства создать новые высокопроизводительные рабочие места. Чтобы достичь этого, необходимо привлечь 38 млрд. USD ПИИ.

Проанализировав качество привлекаемых инвестиций, в Минэкономики пришли к выводу, что это в основном не стратегический капитал, а всего лишь средства, вкладываемые иностранцами в целях диверсификации рисков. Чтобы изменить отношение инвесторов, Минэкономики намерено агрессивнее работать над достижением поставленной цели и войти в тридцатку стран с наилучшими условиями хозяйствования по версии Doing Business.

Между тем многие сегодня сомневаются, что чисто механическая подгонка национального законодательства под требования 10 индикаторов исследования Всемирного банка станет гарантией прихода иностранных инвесторов. Слишком много факторов в реальности учитываются инвесторами при принятии решений вкладывать ли им средства в ту или иную страну. Не последний в их числе — информационно-политический фон страны, а он в глазах инвесторов, особенно западных, сегодня выглядит не лучшим образом.

Н.Снопков посетовал на то, что партнеры по ЕЭП обгоняют нас в сотрудничестве с транснациональными корпорациями. «Наши коллеги по ЕЭП опережают нас по институциональному преобразованию, — констатировал министр экономики. — Почему мы первые формируем идеи, но не первые их воплощаем?».

Это действительно обидно, особенно учитывая, что Беларусь в рейтинге Doing Business–2012 со своим 69-м местом намного опережает Россию, занимающую в нем 120-ю позицию. Но заметим, что главным институциональным преобразованием, позволившим нашим соседям находить общий язык с ТНК и с собственным бизнесом, была та самая огульная «грабительская» приватизация, создавшая в России класс частных собственников, основы рыночной инфраструктуры и фондовый рынок — именно то, что позволяет инвестору вкладывать деньги, контролировать их использование и получать прибыль.

У нас же в условиях внешнего инвестиционного голода продолжают уповать на привычные административные методы. Минфину поручено жестко следить за соблюдением бюджетной дисциплины, исключить факты запуска проектов в общественном секторе без подтвержденных источников финансирования. Нарушения в этой области Совмин намерен считать вредительством. «Правительство будет признательно госконтролю за пресечение замораживания средств в незавершенном, неплановом, неэффективном строительстве, — отметил премьер. — Правительство утвердило объектные списки жилых домов, молочно-товарных ферм и других объектов, кредитуемых в централизованном порядке, на остальные объекты должны привлекаться исключительно коммерческие и собственные ресурсы».

Убедить СМИ и самих себя в успешном преодолении современных вызовов постарались участники пресс-конференции, состоявшейся на следующий день после заседания Совмина. Так, замминистра финансов Максим Ермолович заверил в сбалансированности бюджетной политики на 2012 г. Бездефицитное исполнение консолидированного бюджета будет обеспечено в условиях достаточно серьезных финансовых вливаний в экономику (25 трлн. Br, или порядка 20% расходной части бюджета). Из них около 11 трлн. направят на субсидирование процентов по кредитам, общий объем которых составляет 35 трлн. Br. Всего же льготное кредитование госпрограмм требует 18 трлн. Br. При этом на квазиэмиссионные источники в виде средств со счетов правительства, задействованных вместо эмиссионных кредитов Нацбанка, придется 7 трлн. Br — почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Из них 6 трлн. Br направят на жилищное строительство, еще 1 трлн. — на инвестпроекты АПК. По словам М.Ермоловича, прирост чистого кредитования экономики не разогреет в этом году инфляцию сверх расчетных 19–22%. Достаточно ресурсов и для обслуживания внешнего госдолга, на которое в 2012 г. планируется потратить порядка 1,6 млрд. USD.

Оптимистично оценивает макроэкономическую ситуацию и замминистра экономики Александр Ярошенко. По его мнению, прошедшая в 2011 г. девальвация значительно облегчила работу отечественных экспортеров и позволит в этом году сохранить удельный вес отгруженной на экспорт промышленной продукции на уровне 60% и более. В результате в 2012 г. страна должна выйти на положительное сальдо внешней торговли, что ослабит давление на текущий счет платежного баланса и создаст предпосылки для его окончательной балансировки.

Какую цену за этот успех заплатило население, замминистра уточнять не стал. Зато он подчеркнул, что впредь не будет опережающего роста реальной заработной платы по отношению к производительности труда, что во многом стало причиной прошлогодних проблем. Рост реальной зарплаты в 2012 г. А.Ярошенко ожидает в пределах 4%. Так что ежемесячный доход 500–800 USD вряд ли «светит» белорусам в ближайшем будущем.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений