$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

СПРОС ОПРЕДЕЛЯЕТ НАСТРОЕНИЕ©

14.08.2015

Меры по стабилизации экономики, предпринятые правительством республики в I полугодии, принесли свои плоды. Однако до сих пор не было предложено значимых мер, направленных на расширение возможностей для долгосрочного экономического роста. Но заинтересованы ли белорусские население и бизнес в проведении реформ? Ответ на этот вопрос попытался найти Исследовательский центр ИПМ, опубликовавший на этой неделе результаты опроса малых и средних частных предприятий, проведенного в апреле 2015 г.

В ходе исследования белорусским бизнесменам предложили оценить текущую ситуацию с административными барьерами, намерения и инициативы правительства по развитию частного сектора и необходимость проведения комплексных структурных реформ.

Снижение административных барьеров в Беларуси является одним из немногих элементов структурных реформ, которые последовательно реализуются в Беларуси достаточно долго. Результаты этих усилий позитивно оценивали Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Однако у отечественных предпринимателей иное мнение. Опрос Исследовательского центра показал, что 36,4% представителей малого и среднего частного бизнеса считают, что ситуация с административными барьерами ухудшилась (в т.ч. 14,7% отметили, что она ухудшилась существенно), 27,9% указали на то, что ситуация не изменилась, и лишь 28,9% увидели улучшение. Учитывая, что за I полугодие 2015 г. только Комитет госконтроля взыскал с субъектов хозяйствования больше, чем за весь прошлый год, такие результаты вполне объяснимы, отмечают в ИПМ. В условиях резкого ужесточения штрафных санкций сложно говорить об улучшении бизнес-среды.

Интересно, что согласно результатам опроса снижение административных барьеров больше всего замечают финансисты (40%), представители гостинично-ресторанного бизнеса (38,5%) и IT-индустрии (42,9%). В промышленности ухудшение в этой сфере констатируют 36,4%, неизменность — 39% респондентов, в торговле — 43,8 и 28,1%, транспорте и связи — 38,5 и 42,3%, в строительстве — 33,3 и 34,8%. Заметим, что подобный результат вызывает немалую тревогу. Ведь такие настроения в ключевых отраслях белорусской экономики неизбежно ведут к снижению деловой активности и поиску неформальных путей улучшения своего положения: от сворачивания бизнеса до использования обходных путей, в т.ч. коррупционных.

Власти имеют у предпринимателей достаточно большой кредит доверия, хотя «верующих» набралось менее половины респондентов. Распределение оценок серьезности намерений правительства по устранению барьеров развития бизнеса (см. диаграмму) свидетельствует, с одной стороны, о желании верить в лучшее, с другой — о высокой степени неопределенности, отсутствии информации и сформированного мнения, а быть может, о равнодушии одних и наивности других.

Аналогичная картина наблюдается в отношении предпринимателей к инициативам правительства по поддержке малого и среднего бизнеса. Дать свою оценку затруднились в среднем 36,6%, причем 18,4% заявили, что вообще не слыхали о таких инициативах. В частности, 22,5% не знают о возможности возмещения части расходов на участие в выставочно-ярморочных мероприятиях либо на их организацию, 13,3% — о преференциях для бизнеса в малых городах и сельской местности. Впрочем, именно эти преференции заслужили высоких оценок, уступая только льготам для резидентов СЭЗ. А вот программы финансирования субъектов МСБ через Банк развития и Фонд финансовой поддержки предпринимательства, а также инфраструктуры поддержки МСБ оцениваются в основном как «умеренно эффективные».

Особое внимание исследователи ИПМ уделили оценке мер по стабилизации национальной валюты после декабрьского валютного кризиса, предпринятых Нацбанком. Здесь процент затруднившихся ответить также значителен — 20,2%. Среди тех, кто сформировал собственное мнение, 44,1% респондентов считают эти меры кратковременными, 29,1% полагают, что их необходимо подкреплять другими экономическими реформами, но доля тех, кто относится к действиям Нацбанка, резко отрицательно или положительно была незначительной. Впрочем, за 4 месяца, прошедших с момента проведения опроса, у бизнеса была возможность лучше оценить политику главного монетарного регулятора, а последние сводки с валютного рынка сформируют эти оценки еще более конкретно.

Более всего авторов исследования интересовало мнение представителей МСБ о необходимости и направлениях проведения реформ. Оказалось, что бизнесмены считают приоритетными перемены во всех ключевых аспектах экономики. Наиболее актуальными, судя по данным опроса, являются: институциональная реформа (средняя оценка 3,89 по 5-балльной шкале), реформа госпредприятий (3,74), рынков товаров и услуг (3,72). Чуть менее актуальными считают приватизацию крупных предприятий (3,29) и малую приватизацию (3,54). В среднем 31,3% респондентов, не затруднившихся с ответом, считали, что реформы нужно начинать прямо сейчас.

ИТАК, судя по данным исследования, предприниматели отмечают ухудшение ситуации с административными барьерами. Более половины респондентов в той или иной степени сомневаются в серьезность намерений правительства по устранению барьеров для развития бизнеса, более 20% убеждены, что такие намерения не будут реализованы, а многие инициативы правительства по поддержке бизнеса оцениваются в лучшем случае «на троечку».

По мнению авторов исследования, белорусский бизнес понимает важность проведения структурных реформ и комплексного подхода к их реализации. Таким образом, в наиболее активной части общества есть спрос на перемены. В состоянии ли власти ответить соответствующим предложением?

Кирилл ПРУДНИКОВ