Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Диджитал-портрет Беларуси – 2024: активное развитие социальных сетей и сокращение пользователей интернета

Фото: freepik.com

Креативное агентство We are Social и ряд рекламных компаний представили ежегодное исследование, посвященное развитию цифровых технологий как в мире в целом, так и в разрезе регионов и отдельных стран. В перечень стран, по которым авторы исследования публикуют данные, входит и Беларусь.

Количество пользователей интернета продолжает сокращаться

Как следует из опубликованного отчета, в РБ на начало 2024 г. насчитывалось 8,48 млн пользователей сети Интернет и 5,63 млн пользователей социальных сетей, что составляет соответственно 89,5 и 59,4% от общей численности населения. По сравнению с прошлым годом количество интернет-пользователей в Беларуси сократилось на 39 тыс. (-0,5%), зато количество пользователей соцсетей прибавило 1,4 млн человек (+31,8%). Важно подчеркнуть, что согласно данной методологии исследования идентифицированный пользователь может не всегда соответствовать уникальному человеку, что, по-видимому, означает возможность наличия у одного пользователя нескольких аккаунтов в одной социальной сети.

Несмотря на отмеченное выше сокращение количества интернет-пользователей, проникновение интернета по сравнению с прошлым годом выросло на 2,6 п.п. – с 86,9 до 89,5%. Для сравнения: проникновение интернета в России составило 90,4%, в Казахстане – 92,3%, в Польше – 88,1%, в Литве – 89%, в Латвии – 92,9%, в Украине – 79,2%.

Примечательно, что на самом деле количество интернет-пользователей в Беларуси не растет, а устойчиво сокращается с 2021 г. Так, между 2021 и 2022 гг. их численность сократилась на 7 тыс., в 2022–2023 гг. – на 26 тыс., 2023–2024 гг. – на 39 тыс. Увеличение показателя проникновения интернета при уменьшении числа пользователей объясняется прежде всего тем, что население страны сокращается быстрее, чем число пользователей интернета.

Кроме того, данные показывают, что в январе 2024 г. 994,3 тыс. человек не пользовались интернетом, что составляет 10,5% населения. Год назад численность белорусов вне сети была больше на 255 тыс. То есть численность населения, не охваченного интернетом, сокращается гораздо быстрее и интенсивнее тех, кто активно им пользуется.

Еще одна особенность нашей страны – высокая доля веб-трафика со стационарных устройств – 47,3% (-2,8 п.п.), хотя за последние 3 года она упала более чем на 30%. Впрочем, это характерно не только для Беларуси. Например, в Литве доля такого трафика составляет 53,1%. В Казахстане же и Польше наоборот мобильные устройства давно вышли вперед с долей 65,63 и 69,97% соответственно. В Беларуси мобильный трафик хоть и перевалил за половину, однако доля стационарных устройств остается высока.

Одна из причин, сдерживающих дальнейший рост доли мобильного трафика, – более низкая скорость мобильного интернета. Данные, представленные в отчете, показывают, что медианная скорость мобильного интернета составила 11,94 Мбит/с, фиксированного интернет-соединения – 62,06 Мбит/с. По сравнению с прошлым годом показатели выросли на 2 и 23,2% соответственно. То есть с точки зрения скорости фиксированное соединение более чем в 5 раз превышает скорость мобильного интернета.

Основными браузерами для просмотра веб-страниц остаются Google и Safari с долей трафика 54,4 и 20,3% соответственно. Третье место с большим отрывом от двойки лидеров делят между собой Opera и Yandex, доли которых составили 9 и 8,8% соответственно. Главным поисковиком страны по-прежнему остается Google с долей запросов 66,3%, однако доля Яндекса по сравнению с прошлым годом увеличилась с 21,89 до 32%.

Самой популярной соцсетью остается TikTok

По данным отчета, пользователями социальных сетей в 2023 г. было 5,63 млн белорусов, что эквивалентно 59,4% от общей численности населения. Однако, как отмечалось выше, из-за особенностей методики подсчета данные следует использовать с осторожностью.

По сравнению с прошлым годом социальные сети привлекли в свои ряды 1,4 млн новых пользователей. Согласно данным исследования, к январю 2024 г. 66,4% пользователей сети Интернет в Беларуси (независимо от возраста) использовали хотя бы одну платформу социальных сетей, при этом женщин среди пользователей больше, чем мужчин, – 54 против 46%.

На первое место по приведенному трафику на вебсайты вернулся Pinterest с долей 21,6%, а вот лидер прошлого года YouTube сократил свою долю с 24,4 до 17,2%. На втором и третьем местах расположились Instagram и Facebook с долями 18,5 и 18,1% соответственно. Вошел в топ-5 крупнейших соцсетей (с точки зрения рекламного трафика) и Х (Twitter) с долей 12,4%, вытеснивший за пределы топа Вконтакте (6%).

Отчет сообщает количество посетителей, которые потенциально могут быть охвачены рекламой, что позволяет судить о количестве посетителей в целом. Так, крупнейшей социальной сетью Беларуси стал TikTok, который одних только пользователей старше 18 лет насчитывает 5,63 млн человек – за последний год их численность выросла на 1,4 млн. Данные показывают, что на начало 2024 г. реклама TikTok способна охватить 74,2% всех взрослых в возрасте 18 лет и старше в РБ, что эквивалентно 66,4% от общей аудитории интернет-пользователей.

Instagram в прошлом году отметился снижением количества пользователей, но улучшил позиции в январе 2024 г.: социальная платформа смогла собраться и увеличить количество пользователей на 0,5 млн – до 3,9 млн человек. Как и прежде, 2/3 потенциальной рекламной аудитории Instagram составляют женщины.

Facebook также смог преодолеть сокращение аудитории и по итогам 2023 г. прибавил 39 тыс. человек, которые потенциально могут быть охвачены рекламой в данной соцсети, и вышел на отметку 701,7 тыс. пользователей. Детище Марка Цукерберга уверенно оставляет позади LinkedIn, который на начало 2024 г. имел 880 тыс. пользователей. В то же время следует обратить особое внимание на то, что рекламные инструменты LinkedIn публикуют данные об охвате аудитории на основе общего числа зарегистрированных участников, а не количества активных пользователей за месяц, которые составляют основу показателей охвата рекламы публикуемых большинством других платформ социальных сетей.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by