Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Отрасли и рынки
12.01.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Союзный цемент: жертва роста производства и падения спроса©

В прошлом году предприятия цементной промышленности в ЕАЭС столкнулись со значительным падением спроса, что существенно отразилось на их финансовом положении. Однако в ближайшие 5 лет можно рассчитывать на его восстановление – благодаря модернизации инфраструктуры стран союза, а также дальнейшей реализации госпрограмм, направленных на поддержание развития отрасли, прогнозируют аналитики консалтинговой компании EY в «Обзоре цементной отрасли стран Евразийского экономического союза». В основу исследования положено мнение производителей о ключевых тенденциях и проблемах развития отрасли.

Рост потребления цемента в 2010–2014 гг., прежде всего в России, позволял надеяться, что инвестиции в отрасль окажутся весьма выгодными. На это рассчитывали и белорусские власти, вкладывая значительные ресурсы в модернизацию заводов. Однако уже в 2014 г. темп роста производства и потребления цемента в России замедлился, причем дополнительный спрос был в основном удовлетворен за счет внутреннего производства. Затем спад резко ускорился. Так, за 7 месяцев 2015 г. потребление цемента в РФ сократилось на 11,6% по сравнению с январем–июлем 2014 г., производство – на 9,3%. Одновременно экспорт сократился на 1,2%, а импорт – на 40,8%. По данным аналитиков RD Construction, это было вызвано общим спадом экономики.

Таблица.    Основные показатели развития рынка цемента ЕАЭС

                                                 в 2005–2014 гг., тыс. т

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Беларусь

Производство

3131

3495

3821

4219

4350

4531

4604

4900

5089

5606

Импорт

630

784

731

Экспорт

1137

1389

1798

Потребление

4393

4484

4540

Россия

Производство

48 534

54 731

59 933

53 548

44 266

50 371

55 936

61 516

66 419

68 437

Импорт

400

790

2757

8130

1300

1133

2816

5087

5023

4799

Экспорт

3100

3207

1869

804

1600

1748

1188

1501

1837

1752

Потребление

45 834

52 314

60 821

60 874

43 966

49 756

57 563

65 102

69 605

71 483

Казахстан

Производство

4181

4880

5699

5837

5694

6683

4181

6392

7107

8187

Импорт

1890

2631

3506

1826

782

1010

1890

1300

1550

1230

Экспорт

4

1

131

25

199

4

180

205

415

Потребление

6067

7510

9205

7532

6451

7494

6067

7512

8452

9002

(Источник – EY)

По мнению 80% участников исследования, для дальнейшего динамичного и прозрачного развития отрасли необходима актуализация национальных стратегий развития промышленности стройматериалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.

Строительный бум и, соответственно, рост спроса на цемент стали в России и Казахстане мощным стимулом для расширения местного производства. При этом все производители исходили из собственных интересов, среди которых важное место занимала надежда потеснить импортеров. Это отчасти удалось. Если в РФ доля импорта в потреблении в 2008 г. достигала 13,4%, а в 2012-м – 7,8%, то в 2015 г. – только 4,6%, в Казахстане она сократилась с 31,2% в 2011 г. до 13,7% в 2014-м.

ВЕРОЯТНО, главной жертвой российской рецессии можно считать белорусские цементные заводы. В результате модернизации их совокупная номинальная производственная мощность достигла 10,5 млн. т. В 2014 г. спрос на внутреннем рынке составил порядка 4,5 млн. т, а в Россию было поставлено около 1,6 млн. т. (91% от всего экспорта). В 2015 г. в Беларуси планировалось произвести 6,1 млн. т цемента, из них 2 млн. т экспортировать в РФ.

Несмотря на снижение объемов жилищного строительства, на строительном рынке будет наблюдаться рост за счет осуществления крупных проектов. Так, в сентябре 2015 г. начато строительство многофункционального комплекса «Минск-Мир» (в рамках которого предусмотрено возведение жилых домов общей площадью 2 млн. м2, торгово-развлекательного комплекса и международного финансового центра). Стоимость проекта составляет 3,5 млрд. USD, завершение намечено на 2027 г.

Для повышения внутреннего спроса на цемент в технический кодекс установившейся практики  введена новая норма, предусматривающая использование цементобетонного покрытия при строительстве дорог. В середине 2014 г. появился холдинг «Белорусская цементная компания» (БЦК), объединяющий 9 предприятий, в т.ч. основных производителей. Предполагалось, что это приведет к повышению эффективности отрасли и снижению себестоимости. В декабре 2015 г. БЦК и российский холдинг «Евроцемент груп» подписали соглашение о сотрудничестве на 2016 г., которое предполагает, что поставки на российский рынок полностью закроют спрос на белорусский цемент. Сформирована совместная рабочая группа, которая будет осуществлять контроль за рыночным ценообразованием на белорусскую продукцию.

Заметим, что пока, к сожалению, эти усилия не улучшили финансовые результаты в отрасли. Согласно опубликованным Минфином данным по итогам 9 месяцев 2015 г. чистый убыток ОАО «Белорусский цементный завод» составил 99,4 млрд. Br, «Красносельскстройматериалы» – 121,3 млрд., а «Кричевцементношифер» – 196,8 млрд. Br. Производство цемента в январе–ноябре 2015 г. сократилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17%.

Правда, наши производители обладают некоторым преимуществом за счет сокращения доли производства цемента мокрым способом. Если в Казахстане она составляет  63,6%, в России – 56,7%, то в Беларуси – 31,5%.

В соответствии с Единой системой тарифных преференций ЕАЭС пошлиной по сниженной ставке (75% от установленной) облагается импорт цемента из развивающихся стран, включая Китай, Турцию, Иран. Именно эти станы респонденты назвали заметными конкурентами. В то же время, по оценке EY, товарные потоки внутри стран ЕАЭС в целом стабильны, конкуренция ведется в рамках единого цементного рынка. Цементная продукция из Казахстана и Беларуси широко представлена в соседних с ними российских регионах в пределах логистического плеча аналогично тому, как представлена продукция из РФ в этих странах.

СЕГОДНЯ в числе основных проблем участники опроса назвали высокую стоимость заемного капитала (19%), что для россиян усугубляется экономическими санкциями. Столько же респондентов озабочено ростом тарифов на энергоносители. Несколько меньше их беспокоит низкая цена реализации (16% опрошенных), конкуренция со стороны импорта и высокая себестоимость производства (по 11%), тарифы на транспорт (8%) и подорожание импортного оборудования из-за девальвации рубля (4%). По 3% руководителей назвали в числе проблем сложности с привлечением кредитов, необходимость техперевооружения, недостаточную пропускную способность железных дорог и влияние контрафакта. Между тем наличие последнего признает 67% респондентов. По их мнению, доля контрафактного тарированного цемента в России составляет 19%, в Казахстане – 13%, в Беларуси – 12%, в Кыргызстане и Армении – по 3%.

Однако проблема контрафакта гораздо меньше беспокоит менеджеров, чем дефицит источников финансирования и снижение потребления цемента. Именно эти факторы более всего усилили конкуренцию и борьбу за место на рынках. Согласно данным портала СМПРО и экспертов компании EY потребление цемента в 2015 г. останется на уровне 2014 г. – 71 млн. т. По прогнозу Минстроя России, спрос на цемент на внутреннем рынке должен вырасти до 97,8 млн. т к 2020 г. Однако ожидания крупнейших мировых компаний более консервативны: 86–87 млн. т к 2020 г. при среднегодовом росте 3,1–3,3%.

Мнения участников опроса тоже разделились: половина опрошенных считает, что рост цементной отрасли может достичь 5%, 1/4 предполагает, что он останется на уровне 2015 г., а еще 25% ожидают повышения на 3–5%. При этом в ближайшей перспективе предприятия ждут увеличения цен на свою продукцию (26%), усиления конкуренции (24%). А потому основными своими задачами производители видят сокращение затрат (25%), модернизацию мощностей (17%), сохранение и увеличение доли рынка (11% и 14% соответственно). Половина опрошенных руководителей собирается оптимизировать издержки путем перехода на альтернативные источники энергии. Вступление в ВТО, по мнению российских респондентов, должно привести, прежде всего, к росту конкуренции (44%) и снижению цен из-за притока импорта (39%).

Важной задачей многие производители считают изменение ассортимента и инвестирование на новых рынках. В ближайшие 5 лет ситуация на рынке приведет к закрытию неэффективных производств, консолидации отрасли, слияниям и поглощениям.

Существенно стимулировать спрос на цемент могли бы низкие процентные ставки кредитования жилищного строительства, модернизация и строительство дорог, а также крупные инфраструктурные и транспортные проекты. Как полагают менеджеры, хорошая техническая оснащенность и наличие высокоэффективного производства в ближайшие 3–5 лет станут основными факторами поддержания конкурентоспособности. Преимущества в долгосрочной перспективе сохранят только те, кто сможет реализовать программы модернизации.

Оксана КУЗНЕЦОВА

ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ
Совмин постановлением от 30.12.2015 № 1113 решил предоставить в 2015–2016 гг. гарантии правительства «Беларусбанку» и «Белинвестбанку» в погашении ОАО «Белорусский цементный завод», «Кричевцементношифер» и «Красносельскстройматериалы» остатка основного долга по кредитам (речь идет о суммах около 300 млн. USD, 4,8 млн. EUR, 13,7 млн. RUB, 764 млрд. Br) и процентов за пользование данными кредитами, за исключением процентов, уплачиваемых за счет средств республиканского бюджета.
Плата за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, указанным в приложении к настоящему постановлению, производится единовременно в размере 0,01% от суммы кредитов.
Минфину поручено переоформить указанные гарантии взамен ранее выданных.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений