Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Совершенствуются организация автомобильных перевозок и защита прав пассажиров

Фото: freepik.com

Опубликован Закон от 18.07.2022 № 196-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». При рассмотрении законопроекта в Палате представителей его пытались серьезно переработать, но после бурных дебатов вернулись к первоначальному варианту документа.

Законопроект об изменении Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» 14 декабря 2020 г. внесен Совмином в Палату представителей, а 30 апреля 2021 г. был принят в первом чтении.

Ставилась задача привести Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) в соответствие с требованиями Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Кроме того, часть поправок была подготовлена с учетом правоприменительной практики.

Именно тогда вокруг норм законопроекта развернулись нешуточные дискуссии, в которые включились в т.ч. Министерство транспорта и коммуникаций и субъекты хозяйствования, работающие на рынке.

Напомню, что с 26 февраля 2018 г. была отменена необходимость получать лицензии для оказания услуг по внутриреспубликанским перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении, в т.ч. автомобилями-такси. Для начала осуществления данной деятельности установлен уведомительный принцип, который упростил субъектам хозяйствования процедуру вхождения на рынок перевозок.

Руководство Минтранса, ссылаясь на итоги проверок Транспортной инспекции, заявило о необходимости изменения подходов к регулированию автомобильных перевозок пассажиров. И свою точку зрения обосновало заботой об обеспечении безопасности людей.

Проверки показали, что некоторые недобросовестные перевозчики отмену лицензирования восприняли как возможность не соблюдать законодательно установленные требования к автомобильным перевозчикам.

По данным Транспортной инспекции, в 2020 г. с участием автомобилей-такси произошло 76 ДТП, пострадали 92 человека, погибли 16 человек. В 2019 г. эти цифры были заметно меньше, хотя тоже не радовали: 46 ДТП, 59 пострадавших, погибли 7 человек.

Госконтролеры также выявили, что ради снижения затрат и получения экономических преимуществ автоперевозчики иногда используют схемы, которые ведут к недоначислению налогов и взносов в ФСЗН, дестабилизации обстановки на рынке услуг.

О недобросовестной конкуренции и необходимости наведения порядка в данной сфере бизнеса заговорили и законопослушные субъекты хозяйствования.

Минтранс предложил урегулировать все эти проблемы путем корректировки Закона № 278-З.

Ужесточить вход на рынок

Через пару месяцев на общественное обсуждение (в июле 2021 г.) был вынесен проект указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

Документ предусматривал дополнительные условия для защиты как пассажиров, так и водителей, отмечали в Минтрансе. Существенно изменялись правила работы такси.

Планировалось создать новый механизм допуска на рынок путем введения регистрационных карт транспортного средства (ТС), карт допуска водителя авто, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси (в электронном виде). Оформление и регистрация карт – платные. Заниматься нерегулярными перевозками без этих документов запрещалось.

К недобросовестным перевозчикам, нарушающим законодательство, планировалось применять ограничительные меры: приостановка действия карты допуска водителя на срок до одного месяца, а регистрационной карты ТС и карты допуска диспетчера – на срок до трех месяцев. При повторных нарушениях действие указанных карт вообще прекращалось.

Получить их повторно можно только через шесть месяцев.

Особая роль отводилась Транспортной инспекции Минтранса и ее филиалам. На учреждение возлагались выдача и внесение изменений в вышеназванные документы, а также право приостановить их действие за те или иные нарушения.

Также планировали ввести норму, согласно которой аренда транспортного средства с экипажем разрешается только юридическим лицам и ИП. Физические лица такого права не получали.

Предусматривалось обязательное заключение автомобильными перевозчиками – юридическими лицами или ИП (кроме ИП, осуществляющих деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц) трудовых договоров с водителями.

И хотя Минтранс утверждал, что для добросовестных перевозчиков фактически ничего не изменится, предлагаемые нововведения не всем понравились. Так, недовольство многих участников рынка вызвал планировавшийся запрет принимать на работу в нерегулярных перевозках, включая такси, водителей по договорам подряда. То есть тех, кто таксует не на постоянной основе, а подрабатывает извозом после работы или по выходным.

Звучали опасения, что такси станет меньше, с рынка уйдут Uber и «Яндекс», следовательно, вырастут цены и ухудшится обслуживание пассажиров, часть людей останется без работы.

Однако подписание проекта указа затянулось, и регулятор в лице Минтранса попытался включить его нормы в проект закона, заменив заявительный принцип вхождения на рынок на разрешительный.

Подходы министерств порой были взаимоисключающими

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский рассказал, что депутаты вместе со специалистами Минтранса пытались в течение 5–6 месяцев включить вышеперечисленные нормы в законопроект.

В конце концов Совмин признал невозможным урегулировать в рамках закона эти вопросы и вернулся к редакции законопроекта, принятой в первом чтении.

Кстати, постоянная комиссия и Главное правовое управление Сек­ретариата Палаты представителей пытались предложить свою редакцию документа, но согласовать ее со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами не смогли. Позиции последних по одному и тому же вопросу порой оказывались диаметрально противоположными.

Понятно, что в этой высококонкурентной сфере существует большое многообразие форм и схем работы, которые нередко ставят участников рынка в неравные условия. Госорганы считают, что установить контроль за этим бизнесом сложно.

По мнению Игоря Комаровского, контролировать субъектов, которые работают с использованием цифровых технологий, чисто административными методами, с помощью каких-то карточек не совсем реально. Если ставится задача следить за состоянием здоровья водителей, режимом их труда и отдыха, то здесь тоже надо использовать устройства, которые позволяют видеть все в режиме онлайн. Это может быть и телемедицина, и тахографы, которые регистрируют режим труда и отдыха водителя, и масса других IT-устройств.

Если же говорить об информационной составляющей, то речь шла всего лишь об информационных базах. Да, в принятую редакцию Закона № 278-З определенная доля требований регулятора вошла – в виде информационного обмена между Транспортной инспекцией Минтранса и государственными и иными органами, включая МВД, МНС, Бюро по транспортному страхованию.

В поступившем в Палату представителей законопроекте присутствовали положения об использовании перевозчиками, таксистами программных касс, позволяющих применять любые формы оплаты услуг, независимо от того, в какой форме принимается заказ на перевозку, и, соответственно, о контроле за транзакциями в режиме онлайн. В такой редакции в первом чтении законопроект и был принят.

Но когда депутаты стали более детально разбираться с программными кассами, оказалось, что МНС не готово в рамках закона полностью урегулировать все требования к ним. Ведь необходимо, чтобы при вступлении норм в действие участники рынка смогли адаптироваться к ним, обеспечив все предписания. Поэтому МНС решило регламентировать эти положения отдельным правовым актом.

Депутат о саморегулируемых организациях

И после принятия Закона от 18.07.2022 № 196-З «Об изменении Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 196-З) дебаты продолжаются.

– Одни недовольны, что не ужесточили условия для тех, кто выполняет регулярные перевозки под видом «нерегулярщиков», – говорит Игорь Комаровский. – Другие сетуют, что Транспортная инспекция, Минтранс и другие госорганы не формируют благоприятных условий для работы.

Депутат считает, что субъекты хозяйствования, действующие в любой сфере экономики, должны не жаловаться, а создавать мощные саморегулируемые организации и через них решать все назревшие вопросы.

Такие ассоциации, обладающие определенной самостоятельностью, смогут проконтролировать тех, кто под видом нерегулярных перевозок выполняет перевозки в регулярном сообщении или откровенно жульничает. Бизнес-сообщество само найдет методы воздействия на недоб­росовестных участников рынка.

В качестве образцов для подражания названы БАМАП и БАМЭ, которые умеют отстаивать права своих членов, разрабатывать и продвигать нужные правовые акты.

Например, новая редакция ст. 56 Закона № 278-З, разграничивающая ответственность грузоотправителя, экспедитора и грузополучателя за причиненные перевозчику и третьим лицам убытки – в зависимости от того, выступают ли они заказчиком перевозки и возложена ли на них обязанность по оформлению необходимых транспортных и грузосопроводительных документов, принята по инициативе БАМАП.

В настоящее время практически во всех случаях, когда перевозчиком не предоставляются перевозоч­ные или грузосопроводительные документы либо указанные в них сведения недостаточны или не соответствуют действительности, административную ответственность за все несет перевозчик. Но в подавляющем большинстве случаев данная информация находится не в его компетенции, а как правило, у заказчика этой перевозки, в роли которого могут выступать грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор.

Точно так же БАМАП продвигала указ о возможности закупать без таможенных пошлин и НДС импортные тягачи класса ЕВРО-6 вопреки предложениям Минского автозавода. И она смогла обосновать свое предложение эффективностью, бизнес-интересами и валютной выручкой, которая благодаря использованию этих ТС поступит в госбюджет.

Другие новации, включенные в Закон

Закон № 196-З вносит и иные изменения в Закон № 278-З.

Закрепляются формы контроля Транспортной инспекцией за соблюдением законодательства производителями транспортных работ и услуг при организации и выполнении автомобильных перевозок.

Созданы условия для расширения способов приема оплаты за перевозку такси при заказе с помощью электронной информационной системы, т.е. пассажиры смогут рассчитываться в т.ч. наличными.

Закреплено право пассажира при заказе такси получать информацию о тарифах и (или) об ориентировочной стоимости поездки.

Минтрансу предоставлены полномочия на установление порядка заполнения и использования разрешений на проезд иностранных ТС по территории Беларуси.

Расширяются полномочия Совмина в части установления случаев и порядка изъятия разрешений, которые выдаются в рамках Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) на проезд перевозчиками, зарегистрированными в РБ, по территории одного или нескольких иностранных государств. То есть речь идет о разрешениях (их еще называют «дозволами»), выдаваемых Минтрансом, когда эти документы используются неэффективно. Совмин издаст свой НПА, в котором установит конкретный порядок изъятия «дозволов».

Закон от 18.07.2022 № 196-З вступит в силу 22 января 2023 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений