Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социальные услуги через призму демографических проблем

Фото: neg.by

В Палате представителей готовится ко второму чтению законопроект «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания», направленный на создание условий для максимально длительного пребывания лиц, нуждающихся в уходе, в благоприятной домашней среде. Рассказываем, как идет работа над этим документом, какие его нормы вызывают споры.

В соответствии с законопроектом подлежат корректировке 15 действующих законов, в т.ч. Закон от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» излагается в новой редакции.

Как объяснила на заседании при рассмотрении законопроекта в первом чтении министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, сегодня граждане в возрасте 65 лет и старше составляют 16% населения страны. Ожидается, что к 2030 г. численность пожилых достигнет 20%. Как следствие, растет спрос на социальные услуги.

В Беларуси действуют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 90 домов-интернатов. Социальными услугами охвачено более 160 тыс. пожилых граждан и инвалидов.

Законопроектом изменяются подходы к определению нуждаемости граждан в соцуслугах. Сегодня, по словам И. Костевич, используется медицинская модель, которая учитывает состояние здоровья человека, но не берет в расчет его индивидуальные особенности. Предлагается новый механизм оценки индивидуальных потребностей – через набор социальных показаний. То есть наряду с состоянием здоровья будет учитываться, например, наличие безбарьерной среды по месту жительства и социальное окружение.

Также вводится система долговременного ухода. Она будет реализовываться через формирование мобильных или мультидисциплинарных бригад, включающих работников здравоохранения и социального обслуживания, по оказанию медпомощи и предоставлению соцуслуг по месту жительства человека.

Доставка пенсий

Вносятся поправки и в Закон от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении». Предлагается изменить порядок доставки пенсий – перейти к их выплате преимущественно через банки.

На сессии И. Костевич объяснила: для инвалидов первой и второй группы, а также пожилых граждан на селе в возрасте 65+ и в городе в возрасте 70+ здесь ничего не меняется. Они по-прежнему будут сами выбирать, как им получать пенсию – через банк или через почту.

При этом министр напомнила, что в 2022 г. на оплату услуг по доставке израсходовано более 90 млн руб. Есть возможность сэкономить за год примерно 24 млн руб.

В Палате представителей звучали опасения, что новшество может вызвать, особенно в сельской местности, недовольство пенсионеров, т.к. нарушит привычный уклад их жизни. К тому же банковская система не готова к переходу на предлагаемый законопроектом порядок.

Так, депутат Ирина Довгало сообщила, что на 1 января 2023 г. в стране (без учета Минска) получают пенсии через почтовые отделения от 30% до 35% пенсионеров – цифра колеблется в зависимости от области. Как только появилась информация о переходе на выплаты через банковскую систему, тут же «заработало сарафанное радио». Обеспокоенные избиратели стали обращаться к депутатам с просьбой прояснить ситуацию, ведь при отсутствии в деревне банкомата или филиала банка людям придется ехать за пенсией в другой населенный пункт.

Ирина Довгало предложила не форсировать события, а вернуться к этой норме позже. Ожидаемая экономия – это хорошо, но в данном случае следует учитывать возможные издержки нематериального характера.

Выступавшая с содокладом по законопроекту депутат Ирина Супранович подчеркнула, что окончательное решение в данном случае будет приниматься после более детального анализа предлагаемых поправок и изучения их обоснованности.

Министерство готово к диалогу по этому вопросу.

Уход в формате 24/7

Еще одна новация касается поддержки граждан, самостоятельно осуществляющих уход за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80 лет. По мнению министра труда и соцзащиты, уход в формате 24/7 на основе семейных, соседских или дружественных связей зачастую более желателен и психологически намного комфортнее по сравнению с рыночными или государственными соцуслугами. А для государства он является наименее затратным, ведь на содержание в доме-интернате нетрудоспособного тратится значительно большая сумма, чем на выплату пособия.

Но для непрерывного ухода гражданам трудоспособного возраста – обычно это родственники – приходится увольняться с работы. Их примерно 28 тыс. человек, которым государство выплачивает пособия в размере бюджета прожиточного минимума (341 руб.). Но эти периоды не включаются в страховой стаж и не учитываются при определении права на трудовую пенсию по возрасту. Причем человек не вправе работать даже на полставки.

Поэтому предлагается ввести в систему соцобеспечения новую форму социального обслуживания – ежедневный или так называемый неформальный уход. Он будет осуществляться на основании трехстороннего гражданско-правового договора, заключенного между получателем ухода, лицом, его осуществляющим, и территориальным центром социального обслуживания населения.

Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Юлия Мурина отметила на сессии, что избиратели, особенно проживающие в сельской местности, стучатся в различные инстанции, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Теперь у таких лиц при условии, что они будут участвовать в системе государственного социального страхования и уплачивать страховые взносы, появится возможность формирования пенсионных прав.

Предусматривается также предоставление этим гражданам психологической помощи и обучение навыкам ухода.

Размер вознаграждения, порядок и условия его выплаты, а также порядок оказания услуг урегулируют постановлением Совмина.

Где частный бизнес?

Планируется ведение Реестра поставщиков социальных услуг, что позволит сформировать систему государственных и негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), работающих в сфере соцобслуживания.

По словам И. Костевич, реестр создается с целью регулирования деятельности и учета негосударственных организаций и ИП, оказывающих соцуслуги с проживанием. Сейчас в Беларуси насчитывается более 40 таких субъектов. Требования к содержанию и качеству услуг, поставщиками которых являются госучреждения, установлены Минтруда и соцзащиты. Эти требования будут распространены и на частников.

– Мы поддерживаем развитие бизнеса в области социального обслуживания при условии, что организация ухода не будет создавать угрозы для жизни пожилых граждан и инвалидов, – подчеркнула министр.

О частном бизнесе в Овальном зале вспомнили также при обсуждении актуальной для многих семей проблемы: где найти сиделку для пожилого или больного человека, которому требуется уход? На ее поиски даже материально обеспеченные семьи тратят иногда по несколько месяцев.

Отвечая на вопросы депутатов, министр согласилась, что это очень востребованная услуга, и напомнила, что ее оказывают не только территориальные центры (по социальным тарифам). Сегодня на рынок активно входит частный бизнес, именно с его участием надеются максимально удовлетворить спрос населения. То есть министерство об этой проблеме знает и считает, что «это направление надо развивать».

Транспортные проблемы и не только

Ставится задача повысить качество соцуслуг, что невозможно сделать в условиях дефицита кадров.

Так, 47 домов-интернатов расположены за пределами населенных пунктов и не имеют регулярного транспортного сообщения. Причем некоторые госучреждения находятся в 40–80 км от райцентров, что напрямую влияет на обеспечение их специалистами. Согласно законопроекту органы местной власти получат право организовывать бесплатный подвоз работников к таким домам-интернатам.

По этой же причине – отсутствие регулярного транспортного сообщения – зачастую недоступны для инвалидов, особенно проживающих в сельской местности, отделения дневного пребывания территориальных центров. Иногда для транспортировки таких лиц требуется специально оборудованные автомобили. Решить проблему планируют за счет организации безвозмездного транспортного обеспечения получателей социальных услуг.

Данный подход уже реализуется на основании решений органов местной власти в Пинске, Гомеле, Минске, Гродно.

Что касается домов-интернатов, то их планируют переименовать в социальные пансионаты. По мнению разработчиков законопроекта, такой шаг и соответствующее качество соцуслуг помогут повысить престиж этих госучреждений.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by