Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социальное обслуживание: какие ожидаются новации

Фото: freepik.com

Проект новой редакции Закона «О социальном обслуживании» готовится к рассмотрению на сессии Палаты представителей в первом чтении. Документ направлен на создание условий для максимально возможного продления периода пребывания лиц, нуждающихся в уходе, в привычной благоприятной домашней среде. В числе предлагаемых новаций – внедрение оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании, формирование ре­естра поставщиков социальных услуг, изменение подходов к выплате пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми.

Информация о разработке такого законопроекта прозвучала на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики 24 июня 2022 г. Вице-премьер Игорь Пет­ришенко сообщил, что в Беларуси социальным обслуживанием охвачено свыше 153 тыс. пожилых граждан и инвалидов, их численность в 2021 г. выросла более чем на 4%.

Правительство завершает подготовку законопроекта, предусмат­ривающего комплексную корректировку правовой базы в области социального обслуживания. В числе планируемых новшеств (кроме вышеперечисленных) вице-премьер назвал также совершенствование концепции деятельности домов-интернатов и более широкое включение в работу негосударственных организаций, оказывающих населению социальные услуги.

В декабре 2022 г. Совет Министров внес в Палату представителей законопроект «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания» (далее – проект), излагающий Закон от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» в новой редакции. Его текст опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Проект направлен на совершенствование механизмов по защите людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы и приоритеты

Дополняется перечень принципов социального обслуживания. Один из них – приоритетность сохранения условий пребывания граждан в привычной благоприятной домашней среде (ст. 4 проекта).

То есть ставится задача создать условия для максимально длительного проживания граждан, нуждающихся в уходе, в привычной обстановке, в своем доме или квартире. Организация социального обслуживания таких лиц должна быть налажена с учетом степени утраты ими здоровья, оборудования жилого пространства и наличия социального окружения.

Если состояние здоровья и условия по месту жительства не позволяют гражданину проживать самостоятельно, рассматривается воп­рос о его переезде в учреждение социального обслуживания, в связи с чем предусматривается развитие стационарозамещающих его форм.

Согласно ст. 23 проекта организация долговременного ухода за гражданами, имеющими выраженное ограничение жизнедеятельности, представляет собой комплекс межведомственных мероприятий по оказанию им социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) и иных услуг, а также по содействию в их получении.

Предлагается закрепить новый механизм оценки потребности населения в социальном обслуживании. В ст. 20 проекта включена норма о том, что предоставление социальных услуг будет осуществляться в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в них.

Минтруда и соцзащиты поручено разработать и принять порядок подбора оптимальной формы соцобслуживания, видов, перечня и объема социальных услуг, предоставляемых госучреждениями, а также физическими лицами в рамках договоров оказания социальных услуг.

Заключается трехсторонний договор

Предусмотрена господдержка лиц, осуществляющих уход, в т.ч. выплата им вознаграждения.

Предлагается интегрировать в систему социального обслуживания механизм назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста. Установлены случаи, когда лица, осуществляющие уход за такими гражданами (оказание социальных услуг, включая услуги по уходу, в форме социального обслуживания в замещающей семье и ежедневного ухода), имеют право на вознаграждение.

Его выплата будет предусматриваться трехсторонним гражданско-правовым договором, заключенным между получателем ухода, лицом, осуществляющим уход, и территориальным центром социального обслуживания населения.

Периоды ухода с заключением гражданско-правового договора и уплатой (из получаемого по этому договору вознаграждения) взносов на пенсионное страхование будут включаться как в страховой, так и в общий стаж (ст.ст. 4 и 15 проекта). В случае выбора варианта без уплаты взносов будет формироваться только общий стаж. При этом порядок включения в стаж периодов ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не изменится.

Специалисты считают, что предлагаемая форма социального обслуживания (на основе заключения трехстороннего договора) позволит решить не только вопросы формирования страхового стажа у лиц, осуществляющих уход, но и привлечь к этой работе граждан, которые трудятся в режиме неполной занятости, а также получающих пенсию.

Такой способ организации ухода за нетрудоспособными значительно менее затратен по сравнению, например, с инвестированием в строительство или реконструкцию домов-интернатов.

Размер, порядок и условия выплаты вознаграждения поручается разработать Совмину.

Полномочия органов местной власти

Появятся новые виды социальных услуг – услуги по уходу, которые будут включать услуги сиделки, дневного присмотра, почасового ухода за детьми (услуги няни), ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки), обучения навыкам ухода.

За местными исполнительными и распорядительными органами сохранится право принимать решения об оказании других социальных услуг, а также определять порядок и условия их оказания. Это позволяет оперативно реагировать на потребности проживающих в регионе граждан, утративших способность к самообслуживанию.

Кстати, негосударственные организации и ИП, работающие в этой сфере, могут самостоятельно определять виды социальных услуг и категории граждан, имеющих право на их получение. Также они могут устанавливать иной порядок и условия оказания предоставляемых ими социальных услуг (ст.ст. 22, 24 проекта).

Предусмотрены нормы, регламентирующие организацию подвоза отдельных категорий лиц. Доставку на безвозмездной основе нетрудоспособных граждан для получения ими социальных услуг, оказываемых в условиях дневного пребывания в госучреждениях, планируется организовывать на специально оборудованном автотранспорте.

Данная норма распространяется на инвалидов I и II группы, лиц с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет, а также лиц, имеющих умеренно выраженные ограничения способности к передвижению, в т.ч. в случае отсутствия регулярных перево­зок общественным транспортом.

И другие нормы

В ст. 10 проекта определен перечень госучреждений социального обслуживания. Наименования некоторых из них изменятся. Например, «дома-интернаты для престарелых и инвалидов» будут называться «социальными пансионатами», а «специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов» – «домами сопровождаемого проживания».

В этот перечень войдут центры (дома) временного пребывания для лиц без определенного места жительства. В то же время организации, оказывающие социальные услуги, но относящиеся к системе здравоохранения и образования, из него исключаются.

Появятся такие новые формы социального обслуживания, как ежедневный уход (о нем уже упоминалось) и дистанционное социальное обслуживание. Вторая форма оказалась востребованной в период пандемии COVID-19.

Еще одна важная новация – создание Реестра поставщиков социальных услуг. В него войдут организации (государственные и негосударственные) и ИП, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания и соответствующие определенным требованиям.

Справка «ЭГ»

В Беларуси действуют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 92 дома-интерната, 2 центра семьи и детей, а также негосударственные некоммерческие организации, которые оказывают социальные услуги в рамках государственного социального заказа.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений