Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2741) от 28.06.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1624
EUR:
3.3821
RUB:
3.6786
Золото:
233.81
Серебро:
2.93
Платина:
101.88
Палладий:
95.37
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сможет ли новая волна дефолтов «утопить» белорусский долговой рынок

Фото: freepik.com

Несмотря на то, что экономические шоки, вызванные введением санкций, казалось бы, остались позади, а бизнес адаптировался к возникшим сложностям, оставаться оптимистом на белорусском долговом рынке по-прежнему сложно. Дефолты компаний-эмитентов продолжают происходить с угрожающей регулярностью, а эмиссионная активность предприятий остается невысокой.

Вторая волна дефолтов

В 2023 г. 19 компаний-эмитентов нарушили свои обязанности по своевременным выплатам держателям облигаций совокупным объемом эмиссии свыше 10 млн USD. В 2024 г. еще 6 компаний, выпустивших облигации или выступивших правопреемниками по ранее выпущенным ценным бумагам, не смогли исполнить свои обязательства в срок. Информация об этом опубликована на официальном сайте Министерства финансов. В соответствии со сложившейся практикой компании-эмитенты, допустившие просрочку, сообщили регулятору планируемые сроки исполнения обязательств, однако две компании – ООО «Производственная компания Ромакс» и ООО «ААА Солюшенс» после аналогичных сообщений не стали искать способы рассчитаться с кредиторами и объявили о ликвидации.

Наиболее резонансным случаем стало сообщение о ликвидации ООО «Производственная компания Ромакс» – одной из компаний группы «Ромакс», являющейся владельцем и оператором розничной торговой сети «Остров чистоты и вкуса» и магазинов «Три лося». В 2023 г. начали распространяться слухи о проблемах у данной сети, из-за чего поставщики перешли на работу по предоплате. В феврале 2024 г. основной владелец сети Виктор Ромук в интервью изданию «Про бизнес» опроверг слухи о закрытии сети, а также сообщил о переформатировании бизнеса и продаже части бизнеса российскому инвестору. Однако в мае стало известно, что сразу 5 компаний группы объявили о ликвидации, в т.ч. один из эмитентов облигаций – ООО «Производственная компания Ромакс». При этом вторая компания, имеющая обязательства перед инвесторами по облигациям, – ООО «Фабрика Ромакс» – продолжает осуществлять деятельность.

Несмотря на то, что дефолты являются неразрывной составляющей процесса развития фондового рынка, связанной с привлечением на рынок молодых компаний и предприятий, не обладающих достаточным запасом прочности, большое количество случаев неисполнения, безусловно, очередной негативный удар по белорусскому долговому рынку. При этом следует учитывать, что облигации ООО «Производственная компания Ромакс», ООО «ААА Солюшенс», ООО «Европейское аграрное агентство» (продолжает действовать) активно размещались с помощью дистанционных способов продажи, поэтому среди пострадавших может оказаться значительное число розничных инвесторов, в т.ч. и тех, кто инвестировал впервые и только вышел на фондовый рынок. Это потенциально способствует максимальному распространению негативной информации и формированию стратегии избегания подобных инструментов в будущем.

Что-то меняется, что-то остается прежним

Напомним, что в 2022 г. в условиях экономических шоков Минфин предложил эмитентам и инвесторам альтернативные способы исполнения обязательств, однако на практике они оказались невостребованными. Предприятия, допустившие просрочку по выпущенным облигациям, либо откладывают выплаты на какой-то срок и возобновляют платежи (пример – Туровский молочный комбинат), либо уходят в ликвидацию как «Производственная компания Ромакс», понимая, что уже не смогут «выплыть» под давлением возникших проблем и растущих требований кредиторов.

Справедливости ради отметим, что большинство дефолтов не возникли сразу, а стали результатом нарастания хронических проблем в бизнесе, которые можно было понять по анализу финансовой отчетности предприятий-эмитентов, а ликвидность рынка позволила многим держателям продать бумаги с возросшими рисками, нередко с соответствующим дисконтом. В этом, на наш взгляд, заключается принципиальное отличие дефолтов новой волны от предыдущей – многие держатели облигаций научились работать с информационными источниками, появились профильные чаты, содействующие распространению информации, а желание некоторых инвесторов приобрести облигации с более высокой потенциальной доходностью и соответствующими рисками обеспечили ликвидность для бумаг с риском возникновения дефолта.

Негатив пока преобладает

На фоне низкой эмиссионной активности предприятий в 2024 г. (13 выпусков в сегменте облигаций предприятий) количество дефолтов кажется избыточным. Однако необходимо иметь в виду, что мы по сути наблюдаем догоняющий эффект высокой эмиссионной активности в 2018–2020 гг., которые можно назвать периодом бума корпоративных облигаций. Текущее сокращение эмиссионной активности предприятий на рынке облигаций объясняется, прежде всего, более высокой привлекательностью альтернативных способов финансирования – кредитов, а также токенов, которые имеют налоговые преимущества облигаций, но при этом в отличие от них сохраняют возможность выпуска в валютном номинале. Следует учитывать, что часть эмитентов предприятий реального сектора экономики получили возможность кредитоваться у банков под низкую процентную ставку в белорусских рублях.

Анонсированные Минфином новые инструменты (прежде всего депозитарные облигации) пока не получили широкого распространения – первые выпуски показали инвесторам подводные камни новых инструментов в виде необходимости открывать отдельный счет депо в центральном депозитарии и платить ежемесячные комиссии за хранение бумаг. При этом процентные ставки по первым выпускам облигаций лишь незначительно отличаются от ставок, предлагаемых рынком по классическим облигациям, хотя имеют более высокие риски за счет статуса субординированного долга.

Возможно, ситуацию как-то исправит обсуждаемая отмена налоговых льгот по токенам, что уберет их столь явное преимущество, однако вряд ли это сильно поможет рынку облигаций, который, на наш взгляд, продолжает терять в привлекательности как у эмитентов, так и у инвесторов. Парадоксально, но текущие условия, сложившиеся на облигационном рынке (низкие ставки, отсутствие новых имен, готовность инвестора покупать длинные облигации, дефицит предложений, привязанных к курсу иностранной валюты), потенциально выглядят крайне привлекательными для предприятий, которые заинтересованы в привлечении длинного финансирования в свете ожидаемого повышения процентных ставок. Однако пока же реальность такова, что эмитенты не спешат выходить на рынок облигаций, а инвесторы все больше разочаровываются текущим предложением как по предлагаемым ставкам, так и по ассортименту и чаще посматривают по сторонам в поиске альтернатив. И только отсутствие иных широко доступных вариантов еще удерживает их на месте.

Остается непонятным, как долго будет сохраняться такая ситуация. Вряд ли в текущей точке цикла процентных ставок без дополнительных стимулов со стороны регулятора стоит ожидать, что рынок облигаций взбодрится. Скорее всего, нас в лучшем случае ждет активность тех эмитентов, которые уже работают на рынке. Развитие приложений и дистанционных сервисов отдельными профучастниками также скрашивает ситуацию, однако без дополнительных стимулов со стороны регулятора перспективы долгового рынка остаются незавидными.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений