Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
16.09.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Слово и дело инвестиционное

Конференция ООН по торговле и развитию (Unitеd Nаtiоns Соnfеrеnсе оn Тrаdе аnd Dеvеlорmеnt -- UNСТАD) представила 4 сентября доклад о мировых инвестициях за 2001--2002гг...
Конференция ООН по торговле и развитию (Unitеd Nаtiоns Соnfеrеnсе оn Тrаdе аnd Dеvеlорmеnt -- UNСТАD) представила 4 сентября доклад о мировых инвестициях за 2001--2002гг. По оценке экспертов этой организации, сокращение иностранных инвестиций в мире продолжилось. Их объем упал еще на 20% по сравнению с 2001г. и не превысил 651 млрд. USD -- самого низкого уровня за 5 лет.

UNСТАD представила рейтинг 140 стран, отражающий роль иностранных инвестиций в экономике каждой из них. Места, как и в предыдущие годы, определены путем сравнения доли каждого государства в мировом ВВП и объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировой экономике за 2001--2002гг. (методика рассматривалась в "НЭГ" N 73 за 2002).

Прямые иностранные инвестиции -- это капиталовложения в функционирующий капитал принимающих стран, дающие право контроля над деятельностью предприятий. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ПИИ означают наличие иностранного контроля над 10% и более обычных акций или голосов акционеров или же наличие т.н. "эффективного голоса" в управлении предприятием -- наличие контрольного или блокирующего пакета. Таким образом, госпредприятия заведомо не могут быть объектом таких инвестиций.

Потоки инвестиций уменьшились в 108 из 195 стран, в т.ч. в 16 из 26 развитых стран, где они сократились на 22% и составили всего 460 млрд.USD. В развивающиеся -- 162 млрд. Половина совокупного падения пришлась на США и Англию. Уменьшился до 600 млрд. USD и вывоз ПИИ из развитых стран. Причиной тому являются низкие темпы экономического роста в большинстве регионов мира и неблагоприятные перспективы оживления экономики в ближайшем будущем. Важную роль здесь сыграли падение рыночной стоимости компаний на фондовых рынках, снижение прибыльности транснациональных корпораций (ТНК) и завершение программ приватизации в ряде стран. Падению ПИИ способствовало и сокращение стоимостного объема слияний и приобретений. Их количество уменьшилось с 7894 в 2000г. до 4493 в 2002г., а средняя стоимость -- с 145 млн. USD до 82 млн. соответственно. Вдвое меньше стало количество крупных (более 1 млрд. USD) сделок. Эксперты UNСТАD полагают, что в текущем году большинство ТНК будут очень осторожны в своих стратегиях и роста инвестиций не будет. Тенденция неприятная, тем более что именно теперь Беларусь собралась насытить отечественную экономику зарубежным капиталом в рамках Национальной программы привлечения инвестиций.

Первое место по привлечению инвестиций сохранили Бельгия и Люксембург, На второе поднялась Ангола, поменявшись местом с Гонконгом, который занял лишь третью позицию. По инвестиционному потенциалу лидерами являются США, Сингапур и Норвегия.

Только государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) смогли увеличить приток ПИИ до рекордного уровня в 29 млрд. USD. Однако этот рост произошел за счет 9 стран, а в остальных 10 отмечено падение ПИИ. Основные факторы, повлиявшие на инвестиции в регионе, -- это вступление в Евросоюз ряда стран, а также благоприятная конъюнктура экспорта нефти и фондового рынка России. По мнению UNСТАD, эти тенденции сохранятся и далее.

Беларусь поднялась по показателю ввоза ПИИ на 87-е место (в прошлогоднем рейтинге -- 90-е), хотя индекс привлечения инвестиций практически не изменился. А вот потенциал республики по приему ПИИ упал с 58-го на 63-е место (см. таблицу). Соответствующий индекс уменьшился с 0,305 до 0,201. Таким образом, наша инвестиционная привлекательность в глазах UNСТАD пока только ухудшается. Тем временем Россия поднялась по своему инвестиционному потенциалу в рейтинге с 64-е на 35-е место, опередив Китай и все страны ЦВЕ, кроме Словении. Впрочем, для столь значительной по объему и растущей экономики, как российская, получаемых внешних инвестиций явно недостаточно. Поэтому по ввозу ПИИ наш восточный сосед занимает скромное 108-е место, опустившись на 4 позиции.

Острая конкуренция толкает ТНК к инвестированию средств на новых рынках и поиску дешевых ресурсов и факторов производства. Основными факторами, стимулирующими трансграничные ПИИ, являются приватизация и создание режимов большего благоприятствования инвесторам. Конкуренция за выполнение этих требований развернулась чрезвычайно жесткая. В этом плане, вероятно, ни одна страна ЦВЕ не имеет таких резервов роста, как Беларусь. Если только мы осмелимся наконец их задействовать...

С целью усиления либерализации режимов ПИИ в прошлом году 76 стран заключили 82 соглашения о защите и поощрении инвестиций, а 64 страны -- 68 соглашений об устранении двойного налогообложения. В 71 стране было внесено 208 изменений в законодательство с целью улучшения инвестиционного климата. Это один из главных стимулов привлечения ПИИ. Тем временем Беларусь до сих пор довольствуется в отношениях с США, ФРГ, Италией, Францией, Англией, Японией соглашениями, заключенными еще СССР в 80-е годы прошлого века, хотя мир существенно изменился с тех пор. А ведь именно эти страны являются крупнейшими инвестиционным донорами. Накопленные зарубежные инвестиции ТНК Евросоюза оцениваются в 3,4 трлн. USD, США -- 1,5 трлн.

В докладе UNСТАD отмечается, что развивающиеся страны должны определять свою политику в отношении ПИИ на основе паритета интересов ТНК и национальных производителей. В современном мире уже невозможно противостоять интересам ТНК. Они контролируют в разных странах 870 тыс. филиалов с 5З млн. рабочих мест, где создано добавленной стоимости на 3,4 трлн.USD, а объем продаж в 2002г. достиг 18 млрд.USD.

Тем не менее Беларусь упорно отстаивает независимость своей промышленности от ТНК -- как западных, так и российских, и даже надеется конкурировать с ними на рынках. Возможно, в этом был бы смысл, если бы внутренних ресурсов хватало для развития экономики. Например, Япония после второй мировой войны вообще не пускала иностранных инвесторов в свою промышленность, чтобы ограничить их влияние на экономическую политику страны. Основной упор был сделан на покупку за рубежом лицензий и патентов, на основе которых развивалось собственное производство. Лишь с 1956г. японцы разрешили создавать иностранные предприятия и то при условии, что большая часть прибыли будет реинвестирована внутри страны. Благоприятные условия для развития отечественного частного бизнеса сделали разоренную войной Японию сначала лидером мирового рынка, а затем и одним из крупнейших внешних инвесторов планеты. В Беларуси же разговоры об улучшении инвестиционного климата проходят на фоне вполне ощутимых мер, направленных на то, чтобы не позволить разбогатеть своим бизнесменам и не отдать зарубежному капиталу контроль над национальным достоянием, износ которого достиг местами 82%. В результате обнищавшие предприятия могут рассчитывать только на госдотации и заемные ресурсы, проценты по которым съедают и без того мизерные оборотные средства, а колхозы -- на принудительное "усыновление" частным бизнесом. Зато никакие иностранцы не диктуют нам свою волю.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений