Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
24.05.2011 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕКВЕСТИРОВАННЫЙ ОТДЫХ

Валютный кризис мгновенно сказался на рынке выездного туризма: по оценкам, продажи здесь упали почти вдвое. Прошлогодний рост в этой сфере был напрямую связан с повышением благосостояния белорусов, которые все больше могли себе позволять поездки за рубеж. Теперь девальвация, дефицит валюты, рост цен и стремление к сбережениям на «черный день» безжалостно сокращают объем рынка туристических услуг. По просьбе «ЭГ» ситуацию комментирует директор туристического предприятия «Solvex» Оксана БИЧУН.

Валютный кризис мгновенно сказался на рынке выездного туризма: по оценкам, продажи здесь упали почти вдвое. Прошлогодний рост в этой сфере был напрямую связан с повышением благосостояния белорусов, которые все больше могли себе позволять поездки за рубеж. Теперь девальвация, дефицит валюты, рост цен и стремление к сбережениям на «черный день» безжалостно сокращают объем рынка туристических услуг. По просьбе «ЭГ» ситуацию комментирует директор туристического предприятия «Solvex» Оксана БИЧУН.

— Как вы оцениваете ситуацию с выездным туризмом, сложившуюся для наших граждан?

— Возможно, только сейчас белорусский туризм увидел последствия неуправляемого кризиса. Сложно ставить диагноз ситуации. Несмотря на то что туризм — это особо уязвимая отрасль во время кризиса, наше предприятие по-прежнему предлагает белорусам любой отдых за рубежом: как экономичный, так и элитный. Вопрос в том, готов ли клиент сегодня расстаться с деньгами, которые он копил на отдых, или отложит поездку, а сбережения оставит на «черный день»? Для многих сегодня это дилемма. Между тем, например, отдых на Черноморском побережье Болгарии в двухместном номере без питания на 13 дней с проездом в автобусе обойдется в 183 евро, а стоимость одного койко-дня на курортах Краснодарского края (Анапа, Сочи, Геленджик) — от 20 до 35 USD с питанием и проживанием. Это экономично, а качество сервиса соответствует ожиданиям клиентов. Но многие ли сегодня готовы и на такие расходы при существующей нестабильности? Некоторые скупают продукты, другие снизили планку потребления, третьи, заботясь о здоровье, пытаются найти приемлемые варианты, четвертые, не поддаваясь панике, едут отдыхать. Сохранилась небольшая категория клиентов, которые ценят и покупают дорогой, элитный отдых в Греции, Хорватии, Иордании, Израиле. Есть спрос на детский отдых и оздоровление, образовательные программы как в Беларуси, так и за рубежом. Привлекают белорусов страны с облегченной визовой процедурой: Турция, Болгария, Иордания. Пользуется спросом и отдых в Абхазии, Краснодарском крае.

— Как чувствуют себя турфирмы в связи с ситуацией на валютном рынке?

— Серьезные проблемы возникли у крупных туроператоров, которые несут ответственность за организацию и качество тура перед клиентами и партнерами. Дело в том, что принимающая сторона на основе гарантированного финансирования ее услуг обеспечивает качество туроператорам. Именно они рискуют, прежде всего своими деньгами, даже если тур еще не начался (оплата чартерных рейсов, оплата гарантированных мест для проживания). К тому же нам необходимо сохранить высококвалифицированный персонал, своевременно платить зарплату. А продажи сегодня во многих туристических компаниях приостановлены. И самое главное — как эффективно управлять своими валютными средствами, если ситуация становится неуправляемой. Например, туроператор, принимающий иностранных граждан в РБ, получает валютную выручку и обязан продать 30% от нее государству по курсу Нацбанка. Сегодня — это заведомый убыток! Или туроператор имеет разрешение Нацбанка на проведение валютных операций с физическими лицами. Казалось бы, это значительное преимущество (не у всех оно есть)! Но теперь оно тоже «девальвировано»: клиент вносит оплату за тур в валюте в кассу, она сдается на расчетный счет туроператора.

Но ему нужно рассчитаться за услуги принимающей стороны: перевозчиков, отельеров, гидов. А та же обязательная 30-процентная продажа лишает его такой возможности. Приходится искать недостающую валюту на внебиржевом рынке по немыслимо высокому курсу, да и то вряд ли удастся ее найти. Ведь туроператоров банки и государство не считают приоритетными клиентами, нуждающихся в валюте! Кому это выгодно? Кто возместит турфирмам понесенные убытки убытки? Задумался ли кто-нибудь о потребностях и проблемах национального туризма, интересах белорусов, имеющих право на отдых?..

Конституционное право на равные условия хозяйствования остаются только на бумаге. Из-за отсутствия общей государственной стратегии сегодня на белорусском рынке комфортно чувствуют себя «иноземные» туроператоры. Принято думать, что они «кормят» валютой отечественные санатории и гостиницы. Но на самом деле значительная часть доходов от въездного туризма остается за рубежом. Еще 3 года назад именно местные туроператоры открыли Беларусь для внешнего рынка, позиционировали различные виды отдыха в стране, ее имидж, организовывали рекламно-информационные программы. Теперь оказалось, что Беларуси ни к чему собственные туроператоры по приему иностранных граждан — все двери учреждения распахнули для нерезидентов? Желающие принимать иностранных граждан открыли валютные счета. Для них льготы по квотированию и иным условиям: можно обходиться без предоплаты, не беспокоиться в межсезонье над показателем «заполнения мест». Лишь бы платили валютой — тогда получат места в «горячий сезон». Белорусам — ни физлицам, ни туроператорам — ничего не досталось. Между тем с белорусскими поставщиками производится только нетто-расчет: за проживание, питание, оздоровление. Весь доход от реализации путевок остается у иностранных туроператоров отправляющей стороны. А должно быть наоборот: хотите приехать в Беларусь — пользуйтесь услугами местного туроператора! Оплатите ему услуги за организацию приема. Тогда весь доход от этого туризма останется в нашей стране. Хватит на налоги, зарплату, аренду офиса, рекламу и т.д. Так работают наши соседи, да и весь мир: попробуйте выехать без поддержки туроператора принимающей стороны, без его ваучера в европейские страны! Этим государство защищает национальный туризм, местный бизнес. Поэтому мы ждем соответствующих шагов и от наших госорганов.

— Как складываются сегодня отношения с вашими зарубежными партнерами?

— Реакция толерантная. Как говорят: «Дай, Бог, нам силы принять ситуацию такой, какая она есть, если ее нельзя изменить». Зарубежные партнеры не понаслышке знают, что такое экономический кризис. Они ждут, что и у нас реформы будут проведены по общим правилам, что в результате одинаково будут защищены интересы всех субъектов хозяйствования. Но интересы частного бизнеса экономические власти игнорируют. Хочется спросить, где наши общественные объединения предпринимателей, профсоюзы?

— Если в ближайшее время не произойдет стабилизации на валютном рынке, что будет с выездным туризмом?

— Может исчезнуть не только он. Сильно пострадает отрасль в целом, возможно, за исключением туристических компаний с иностранным капиталом. Последними с рынка уйдут наиболее сильные игроки. Именно они сегодня все еще предоставляют соотечественникам качественные туристические услуги и доступный ассортимент.

— Что бы вы порекомендовали гражданам, которые хотят отдохнуть за рубежом, но не успели заранее обзавестить валютой?

— В первую очередь, не отчаиваться. Безвыходных ситуаций не бывает. Сложившаяся ситуация сплотила даже конкурентов. Поэтому сначала нужно определиться в выборе тура, затем выбрать компанию, прийти в офис и начать переговоры о покупке тура за белорусские рубли. Серьезная компания всегда будет на стороне своего клиента. Будем помнить о том, что отдых необходим каждому из нас.

— Можно ли ожидать, что большинство белорусов «переключится» на отдых в родных пенатах? Обеспечит ли нынешняя инфраструктура всех желающих?

— К сожалению, нет. Во-первых, весь летний сезон выкуплен иностранными туроператорами — нерезидентами РБ. Во-вторых, наших субъектов хозяйствования, организующих отдых и оздоровление внутри страны, совсем не интересуют белорусы, поскольку цены для иностранных граждан в санаториях и домах отдыха установлены с повышающим коэффициентом. Конечно же, выгоднее принимать иностранцев. К тому же приходится признать, что с ростом цен качество и сервис в наших учреждениях не стали лучше. Питание для иностранных граждан предоставляется то же, что и для белорусов, мыло и туалетная бумага — не из золота и серебра. Так в чем же разница между приемом иностранцев и белорусов? Эти вопросы дискутируются на протяжении последних пяти лет, не находя ответа...

Беседовала
Оксана КУЗНЕЦОВА
 
CПРАВКА «ЭГ»
 В 2010 г. на отдых за рубеж в качестве организованных туристов выехало 414,7 тыс. белорусов — на 31% больше, чем в 2009 г. Из них выехали с оформлением тура 391,2 тыс. человек. В странах СНГ отдохнули 158,1 тыс. наших граждан, в т.ч. в России — 25,8 тыс., в Украине — 132,3 тыс., в дальнем зарубежье — 233,1 тыс. белорусских туристов. Из них в Турции побывали 83 266 чел., Египте — 50 786, Болгарии — 30 364, Греции — 4 282 тыс., Испании — 3 985 чел., Италии — 5807, на Кипре — 1919, в Литве — 6895, Польше — 7407 тыс., Франции — 5060 чел, ОАЭ — 1835, в Тунисе — 1672. На приобретение зарубежных туров соотечественники израсходовали 616,57 млрд. Br (также на 31% больше, чем в 2009 г.), в т.ч. внутри Беларуси они оплатили 446,02 млрд. Br (+37,5%). Надолго за рубежом наши люди не задерживаются: средняя продолжительность пребывания туриста за границей в прошлом году составила 9 дней, подсчитал Белстат. Туристические услуги на белорусском рынке предлагали 97 туроператоров, 188 турагентов и 498 компаний, обладающих лицензиями одновременно операторов и агентов, в которых работают 3682 сотрудника. Объем выручки (за вычетом налогов и сборов) турфирм вырос в прошлом году на 31% по сравнению с 2009 г., до 156,656 млрд. Br. А вот их совокупная прибыль от оказания туристических услуг снизилась на 2,1%, до 9,448 млрд. Br.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by