Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Торговля. Общепит
16.07.2002 30 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сдадим ли нормы ВТО?

Совет Республики по инициативе комиссии по экономике, бюджету и финансам провел слушания, посвященные проблемам вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию...

Совет Республики по инициативе комиссии по экономике, бюджету и финансам провел слушания, посвященные проблемам вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию и создания в связи с этим механизма защиты отечественного товаропроизводителя.
 
Как отметил председатель верхней палаты парламента Александр Войтович, мировая экономика все в большей степени приобретает характер единой системы, которая определяет развитие каждого из входящих в нее национальных хозяйств и в значительной мере диктует им "правила игры". Так, с 1996 по 2000 год мировой экспорт в сопоставимых ценах ежегодно возрастал в среднем почти на 7% по товарам и на 4% по услугам, а прирост объема прямых зарубежных капиталовложений в мире достигал 15% в год. Беларусь не должна остаться в стороне от этих процессов, иначе страна обречена на застой и экономическое отставание.
 
К тому же Россия, наш главный торговый партнер, в последнее время форсирует присоединение к ВТО. А при большом разрыве во времени между вступлением двух стран в эту организацию могут возникнуть проблемы в эффективном функционировании таможенного союза. Поэтому вопрос состоит не в том, присоединяться нам к Всемирной торговой организации или нет, а в том, когда и на каких условия присоединяться.
 
Почти все выступающие акцентировали внимание на том, как повысить конкурентоспособность и активность белорусских предприятий на мировом рынке, как использовать ВТО для отстаивания интересов перспективных отраслей нашей экономики. Участие в ВТО не препятствует проведению агрессивной промышленной политики, но она должна выражаться не в распределении государством льгот и привилегий, а в создании привлекательных условий для предпринимательства и благоприятного инвестиционного климата.
 
Даже если снижение пошлин затронет белорусские предприятия, в нашем распоряжении останется разрешенный арсенал антидемпинговых и других мер для их защиты. Бояться ВТО не стоит еще и потому, что из этой международной организации можно выйти через шесть месяцев с момента уведомления ее об этом. Правда, за 50 лет ни одна из 144 стран этим правом не воспользовалась.

Перемены, которые нас ожидают

Замминистра иностранных дел Александр МИХНЕВИЧ подчеркнул, почему необходимо активизировать вступление Беларуси в ВТО. Во-первых, сама эта организация не стоит на месте, а постоянно совершенствуется и развивается. Например, напомнил он, в текущем году в рамках ВТО открыт новый раунд многосторонних переговоров, где предполагается впервые установить международные торговые правила в важнейших для нас областях, таких как инвестиции, экология, политика в области конкуренции. Если Беларусь по-прежнему будет оставаться вне рамок организации, то и эти правила будут вырабатываться без ее участия, что в будущем неизбежно отразится на отечественной экономике, в том числе на экспорте. А он уже сегодня несет значительные потери в результате применения ограничительных, а иногда и явно дискриминационных мер. Данные меры применяются Евросоюзом, США, Украиной, Литвой, Польшей, Турцией в отношении 13 наименований белорусских товаров и являются серьезным сдерживающим фактором в развитии экспортного потенциала республики. Потери оцениваются минимум в 100 млн.USD.

Во-вторых, может сложиться ситуация, когда все наши основные торговые партнеры-соседи, и прежде всего Российская Федерация, получат статус членов ВТО. В таком случае неизбежны негативные последствия для нашей экономики, так как, имея прозрачные границы и фактически единое таможенное пространство с Россией, мы рискуем уже в 2004 г. оказаться на территории ВТО. Что означает взять вместе с Москвой на себя все обязательства члена этой организации, не имея при этом никаких прав и выигрыша как ее участник.

Какие задачи предстоит решить? Привести законодательство Беларуси в соответствие с правилами ВТО, став ее членом, предоставить поставщикам товаров и услуг четкие условия доступа на белорусский рынок по конкретным товарным группам и секторам услуг.

Основным и наиболее сложным направлением является работа над законодательством. Ее выполнение не только ускорит вхождение Беларуси в ВТО, но и устранит неблагоприятные тенденции в экономике республики.

Настало время, считает А.Михневич, разработать программу мер по адаптации механизмов регулирования экономики к условиям ВТО, нацеленную на либерализацию экономических отношений. В первую очередь необходимо изменить подходы к государственному регулированию и отделить его от государственного управления во внешнеторговой сфере. Здесь решение вопроса во многом зависит от парламента. Чем полнее инструменты торговой политики будут прописаны именно в законах, а не в ведомственных актах, тем меньше места останется для нарушения международных правил в угоду сиюминутным ведомственным интересам. Это касается таких важнейших институтов, как льготы и дотации, налогообложение и особенно меры по защите внутреннего рынка.

Сегодняшняя практика в торговле, когда для защиты рынка предпочтение отдается административным мерам, не только нарушает требования Всемирной торговой организации, но и зачастую идет вразрез с нашими договоренностями в рамках союзного государства с Россией, которая уже действует и строит свое законодательство в соответствии с ВТО. Пример такого подхода -- регулирование рынка табачных изделий. Еще одну проблему создало Министерство торговли, обязавшее российских экспортеров пива вывозить из республики стеклотару, что является явно ограничительной мерой. И претензии россиян МИД считает обоснованными, поскольку в данном случае налицо вмешательство правительства в вопросы, которые относятся к договорным отношениям между хозяйствующими субъектами двух стран.

Да, эти меры можно было предпринять, но на уровне закона, а не нормативного акта. Недавно принято постановление Совета Министров N 440, регулирующее нетарифные меры, которое по инициативе министерств и ведомств уже начинает обрастать различными дополнениями, иногда совершенно нелогичными и непонятными в современных условиях.

Единым подходом к применению всего спектра нетарифных мер должна стать только защита безопасности жизни и здоровья людей и ни в коем случае не защита потребительского рынка, под чем у нас обычно подразумевается протекционизм в пользу отечественных товаропроизводителей.

Другое дело -- грамотная политика по устранению дискриминационных мер против белорусских товаров на зарубежных рынках. До сих пор существует очень сложная бюрократическая процедура, позволяющая нашим предприятиям инициировать введение антидемпинговых компенсационных и защитных мер через правительство. Для ее упрощения Министерство иностранных дел разработало и внесло в Совет Министров проект специального постановления.

Опыт проведения таких расследований есть. Недавно принято постановление правительства в отношении ввоза корсетных изделий, аналогичных выпускаемым ОАО "Мiлавiца".

Необходимы кардинальные изменения в сфере стандартизации. Обязательные технические требования, затрагивающие, как уже говорилось выше, только безопасность потребителей, следует поднять на уровень законов либо постановлений правительства. При этом отраслевые ведомства должны быть лишены права издавать нормативные акты, обязательные для производителей товаров с точки зрения стандартов.

Нынешняя система, когда действует несколько десятков тысяч обязательных стандартов, охватывающих почти всю номенклатуру товаров, неэффективна и обременительна для производителей. На деле большинство стандартов ими не выполняется.

Проект нового закона о стандартизации уже проходит согласование в министерствах. Он предусматривает не только обязательную, но и добровольную стандартизацию.

Это же касается вопросов таможенного оформления и таможенной оценки, где основные принципы и процедурные правила должны регулироваться законами, а не постановлениями и приказами ГТК.

Фискальная функция таможни сегодня превалирует над здравым смыслом. А.Михневич привел пример, когда директор предприятия долго искал и купил в Югославии ткань значительно дешевле, чем она стоит в других странах, однако наши таможенники потребовали заплатить пошлину не с 50 центов, а с доллара за метр. Якобы за 50 центов купить такой товар невозможно.

Настойчивые обращения МИДа заставили ГТК включить вопрос о переходе на специфическую ставку сбора за таможенное оформление в планы по корректировке законодательства. Это поможет ликвидировать питательную среду для бизнеса и монополизации таможенных услуг.

Необходимо упростить процедуру таможенного оформления и оформления других разрешительных документов, понимая, что даже небольшие шаги в данном направлении дадут колоссальный эффект в масштабах всей страны. В первую очередь это касается услуг по переработке давальческого сырья, на которых сегодня практически держится наша легкая промышленность.

Опыт последних лет показывает, что практика введения дополнительных сборов (чем особенно грешат местные органы власти), взимаемых с международных автоперевозчиков, приводит к потере привлекательности республики как важного транзитного государства, ухудшению позиций белорусских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг и, следовательно, лишает страну дополнительных валютных поступлений.

Важное значение имеет отказ от льготирования отдельных предприятий, который вступил в действие в форме декрета Президента с 1 июля.

Возможность налогового кредитования остается. Однако ключевое значение будет иметь унификация этих подходов с Россией. Наши соседи применяют налоговое кредитование чрезвычайно редко -- лишь для поддержки развивающихся высокотехнологичных производств. По этому пути следует идти и нам.

Вокруг таможенных пошлин на импорт

Беларусь ведет полномасштабные переговоры с ВТО. Уже проанализированы все товарные группы, выявлены наиболее чувствительные позиции. Идет работа по определению предельных максимальных уровней ввозных таможенных пошлин и условий доступа иностранных поставщиков на белорусский рынок услуг. С 10--15% до 5--10% планируется снизить пошлины на технологическое оборудование и сырье, не выпускаемое в Беларуси, закупки которого необходимы для проведения техперевооружения предприятий промышленности.

Сходные по своим качественным параметрам, внешнему виду и потребительским свойствам товары будут облагаться одинаковой пошлиной. В частности, ранее колебания ставок по группе микросхем составляли 5--20%, сейчас введена единая ставка в 10%.

Выступавшие в ходе парламентских слушаний подчеркивали, что вступление в ВТО не предполагает автоматического снижения ввозных пошлин по всем товарным группам. Например, по медицинскому оборудованию при существующих ставках пошлин в основном в 10% планируется зафиксировать обязательства перед ВТО на уровне 15%. То есть в будущем пошлины можно поднять, хотя сегодня в этом нет необходимости. Но по отдельным позициям -- например по частям для инвалидных колясок и техники, которая у нас не производится и имеет большую социальную значимость, -- скорее всего, будет зафиксирован беспошлинный ввоз.

Правда, есть товары, которые мы непонятно почему защищаем, -- это вино, хлопок, шерсть. В ходе переговоров чиновники из ВТО не понимают, почему планируются высокие ставки, ведь производить такую продукцию Беларусь не будет.

Большие споры во время переговорного процесса вызывает доступ иностранных инвесторов на рынок услуг, прежде всего финансовых и услуг связи. Сложно объяснить, почему наше законодательство не допускает иностранного участника на рынок. Ведь смотрите: появился МТС -- цена услуг Vеlkоm сразу пошла вниз.

То же самое в области фиксированной связи. Минсвязи считает, что монополия Белтелекома будет сохраняться, дескать, мы не позволим его разгосударствить. Но речь идет о другом -- о допуске конкурента-оператора на рынок фиксированной связи.

Поэтому так важно, считает А.Михневич, завершить формирование специальной комиссии при правительстве по внешней торговле, которая призвана обеспечить реальный учет интересов как предприятий-производителей, так и потребителей, в том числе предприятий-потребителей критического импорта.

Обязательно вместе с Россией

Да, Беларусь должна стать частью мировой торговой системы, однако надо серьезно подойти к формированию механизмов защиты отечественного товаропроизводителя, -- такое мнение разделяют первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Анатолий ДОЗОРОВ и директор департамента внешнеэкономических связей Минпрома Петр ЗЕЛЕНЦОВ. Не имея статуса страны с рыночной экономикой, Беларусь, даже став членом ВТО, будет подвергаться дискриминации. Отрабатывать механизмы мониторинга внешних рынков, овладевать методами упреждения антидемпинговых расследований по отношению к белорусским товарам следует уже сегодня.

Однако в этих выступлениях на первый план выдвигалось государство, призванное директивно определить, какие отрасли следует развивать, а затем создать программу по укреплению их конкурентных позиций. Поэтому, считает П.Зеленцов, следует жестко контролировать расходование бюджетных средств, снижать издержки, а "при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем производителям, которые обеспечивают выход на мировые рынки высококонкурентной продукции". К сожалению, руководители белорусских ведомств почему-то забывают, что в условиях рыночной экономики это делает сама жизнь, точнее, рынок производит отбор лучших товаров и формирует "самые перспективные" отрасли. В качестве примера называли Южную Корею, которой сейчас принадлежит 70% мирового производства судов, хотя до вступления в ВТО там судостроение не развивалось.

Наряду с жесткой экономией материальных ресурсов, сокращением накладных расходов, модернизацией оборудования и совершенствованием технологических процессов Минпром пытается обеспечить конкурентоспособность предприятий через внедрение системного подхода к управлению качеством и сертификации продукции и производства. Доля сертифицированной продукции составляет в отрасли 65,3%.

И законодатели и чиновники уверены, что сегодня сформировались условия для одновременного присоединения России и Беларуси к ВТО. И на переговорах оба государства должны выступать с общих позиций.

На необходимости усиления взаимодействия в этой области с Москвой остановился начальник департамента МИДа Антон КУДАСОВ. Впервые с 1995 г. ВТО начала наконец формулировать конкретные условия, на которых планируется принять Россию в эту международную организацию.

В переговорах по таможенному тарифу наши соседи продвинулись дальше, чем в других вопросах. Уже согласована почти половина от всей номенклатуры таможенного тарифа, и в принципе эти переговоры с некоторыми странами могут завершиться даже в текущем году.

Здесь проблемными вопросами по-прежнему остаются вся сельскохозяйственная продукция, пошлины на гражданскую авиатехнику, легковые автомобили, фармацевтические товары и мебель. В этой связи, подчеркнул А.Кудасов, необходимо по-новому посмотреть на проблему тарифной защиты нашего рынка как такового. Реальная защита таможенными пошлинами в этой связи практически отсутствует, ведь более половины продаж приходится на беспошлинную торговлю с РФ. Поскольку белорусские производители уже работают в условиях конкуренции с российскими, то не стоит рассматривать присоединение к ВТО как серьезное снижение тарифной защиты нашей экономики. Уже есть договоренность с Россией по действующим ставкам импортных таможенных пошлин. Из 12 тыс. тарифных позиций остались расхождения по 1127 позициям, это в основном текстильные товары. Единственная возможность для Беларуси в такой ситуации -- это завершать переговоры с ВТО с идентичными обязательствами по тарифам, иначе наш общий тариф с Россией невозможен.

Позиция нашей союзницы такова: никакого снижения тарифной защиты с даты присоединения к ВТО, будет оговорен переходный период (речь идет о 2006--2010 годах). Снижение ставок планируется только на 10% номенклатуры в год, на 3--5-процентных пунктов, в основном на товары информационных технологий. Приоритеты защиты отраслей выстроены таким образом: легкая, пищевая, текстильная промышленность, металлургия, сельское хозяйство. Они в целом соответствуют белорусским приоритетам.

Что касается переговоров в области доступа зарубежных фирм на внутренний рынок услуг, то здесь ситуация иная. В России налицо более серьезное присутствие в страховании и телекоммуникациях иностранного капитала. Нашей стране выгодно иметь более открытый инвестиционный режим и таким образом стать для западных фирм своего рода трамплином на российский рынок. Следовательно, мы можем вести переговоры по услугам отдельно. Единственно, следует обеспечить взаимные изъятия, то есть возможность в будущем предоставлять друг другу более благоприятные условия, чем условия для других стран -- членов ВТО.

Особенно сложно идут переговоры по сельскому хозяйству. Российская делегация была разочарована жесткостью требований. Предлагая зафиксировать государственную поддержку села на уровне 16 млрд. USD в год, она услышала требование сделать ее ниже действующей (на федеральном уровне она составляет 1,5--2 млрд. USD в год) и вообще отказаться от поддержки экспорта сельхозпродукции. Москва делает упор на то, что многие члены ВТО сохранили большой резерв ограничительных мер, которыми они не всегда пользуются на практике.

Беларусь надеется зафиксировать ныне существующую поддержку сельского хозяйства примерно в 500 млн. USD и в соответствии с требованиями снизить ее на 20% в течение шести лет.

Беларусь и Россия стремятся присоединиться к Всемирной торговой организации на обычных условиях -- на тех нормах, которые содержатся в 56 правовых документах ВТО, то есть без дополнительных обязательств, которых нет у самих стран -- членов. Потому что иначе страна не сможет воспользоваться правовыми механизмами ВТО для устранения дискриминационных мер, которые сегодня за рубежом применяют против нашего экспорта.

От России требуют унифицировать внутренние и внешние тарифы на энергоносители (как решится этот вопрос, чрезвычайно актуально и для Беларуси), зафиксировать нулевые пошлины на ввоз гражданской авиатехники и запчастей к ней. Среди других требований -- принять обязательства в отношении регионов, которые выходят за рамки конституционных полномочий федерального центра.

Внимания заслуживает то, как Москва организовала всю эту работу. Во многом благодаря максимальной открытости, широкому освещению в прессе переговорного процесса правительству удалось добиться понимания в обществе необходимости вступления в эту международную организацию.

И там сегодня практически нет резких выступлений против присоединения вообще, все говорят: да, Россия должна стать частью мировой торговой системы, вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Присоединение к ВТО следует в первую очередь согласовать с нашими внутренними реформами, а уж затем с РФ, подчеркнул А.Кудасов. Именно такая расстановка приоритетов имеет место нынче в России. Специалисты считают, что для реализации на переговорах с ВТО единой позиции необходимо, чтобы представитель Беларуси входил в российскую делегацию. Однако формальное согласие Москвы на такое предложение пока не получено.

Кстати, россияне провели 15 раундов переговоров с ВТО, белорусы -- 3. Но почему-то в ходе парламентских слушаний не был затронут такой вопрос: захочет ли РФ, проводящая нынче прагматичную политику при решении экономических и финансовых проблем, брать на себя дополнительные обязательства, чтобы помочь нам вступить в ВТО? Наш главный торговый партнер многое делает для интеграции в ведущие международные структуры, быстро меняет налоговое и таможенное законодательство, инвестиционный климат. Ее экономика получила статус рыночной. В Беларуси же приватизация фактически застыла на месте, о либерализации экономики много говорится, но практически ничего не делается. К тому же в Москве утверждают, что условия для функционирования российского бизнеса в Беларуси хуже, чем в других странах СНГ.

                       *       *      *

НАША СПРАВКА

-- Правила Всемирной торговой организации, единые для всех государств-членов, устанавливают следующие общие принципы участия национальных экономик в системе международной торговли.

Во-первых, равенство и взаимная недискриминация государств и интеграционных группировок в международной торговле товарами и услугами, во-вторых, прозрачность и предсказуемость национальных механизмов регулирования экономики, отказ от применения индивидуальных льгот и административных мер регулирования при активном использовании тарифных, антидемпинговых, технических, санитарных и других предусмотренных ВТО мер для эффективной защиты конкурентоспособных отраслей и потребителей. Наконец, гарантии правовой защиты на всех рынках ВТО для участников внешнеэкономических связей независимо от страны происхождения, в том числе для экспортеров, импортеров, разработчиков технологий, инвесторов, изобретателей и других.

Необходимо также отметить, что пакет соглашений, к которым государство присоединяется, предоставляет собой своего рода коллективный договор со 144 странами. Таким образом ВТО заменяет тысячи отдельных двусторонних соглашений в торгово-экономической области.

-- В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами -- учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений. В настоящее время полноправными членами ВТО являются 144 государства, причем только 16 из них -- (в хронологическом порядке) Эквадор, Монголия, Болгария, Панама, Киргизия, Грузия, Латвия, Эстония, Иордания, Албания, Хорватия, Оман, Литва, Молдова, Китай и Тайвань -- стали новыми членами, остальные имеют статус стран-учредителей.

Около 30 государств имеют статус наблюдателей в ВТО, 28 находятся на различных стадиях процесса присоединения к организации, включая Беларусь, Россию и другие государства бывшего СССР. Кроме того, имеют также статус наблюдателя свыше 60 международных организаций, в том числе МВФ, Мировой банк, ОЭСР, ВОИС, специализированные учреждения ООН, региональные группировки, товарные ассоциации и другие.

-- Процедура присоединения к ВТО достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Сначала в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение торгово-экономического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства. Переговоры прежде всего касаются "коммерчески значимых" уступок, которые страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по соглашениям.

Взамен страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Последним этапом (после оформления ряда соглашений, протоколов, списков, обязательств по тарифным уступкам и т.д.) становится ратификация парламентом присоединяющейся страны пакета документов.

                     *    *    *

По итогам парламентских слушаний Совет Республики принял рекомендации правительству по ускорению подготовки страны к вступлению в ВТО. На первый план выдвинута необходимость разработки и принятия законодательства, направленного на обеспечение стабильности, предсказуемости и прозрачности внешнеторгового режима нашей страны.

Акцентировано внимание на том, что форсирование сроков присоединения к ВТО может привести к деградации не только отдельных предприятий, но и целых отраслей. Главной задачей должно стать, с одной стороны, формирование защитных мер, обеспечивающих возможность постепенной адаптации хозяйствующих субъектов к условиям открытой конкуренции, а с другой -- выработка обоснованной экспортной стратегии и программы соответствующих структурных преобразований и модернизации экономики Беларуси.

Участники слушаний советуют осуществлять последовательный отказ от практики предоставления индивидуальных льгот субъектам хозяйствования и других мер нетарифного регулирования. Следует провести комплексное межотраслевое исследование возможных социально-экономических последствий этого процесса, в том числе определить наиболее перспективные отрасли отечественной промышленности и выработать методы их защиты. Предложено также принять меры по занятости высвобождаемых трудовых ресурсов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений