Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Санкции дважды за неделю: — приняли быстро – играют вдолгую

Фото: Martin Barraud/Getty Images

Евросоюз 24 июня ввел секторальные экономические санкции против Беларуси. Они коснулись в т.ч. нескольких стратегических экспортных отраслей. Однако после публикации официальных решений остается много вопросов.

В ЕС введение самых серьезных за всю историю отношений с официальным Минском ограничений объяснили продолжающимися нарушениями прав человека в стране. Меры уже поддержали США, не исключено, что они к ним присоединятся.

Новые секторальные экономические санкции включают запрет на прямую или косвенную продажу, поставку, передачу или экспорт любому лицу в Беларуси оборудования, технологий или программного обеспечения, предназначенных для использования в мониторинге или перехвате интернета и телефонной связи. Запрещена также передача со стороны Евросоюза товаров и технологий двойного назначения для использования в военных целях.

Санкции ограничивают и торговлю нефтепродуктами, калийными удобрениями и товарами, используемыми для производства табачных изделий. Локализуется доступ на рынки капитала ЕС, запрещается страхование и перестрахование правительства Беларуси и государственных органов и учреждений. Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) запрещено финансировать проекты в государственном секторе, а страны – члены ЕС обязаны ограничить участие в экономике РБ многосторонних банков развития, членами которых являются.

Решение о новых строгих ограничениях было принято всего спустя три дня после введения четвертого пакета персональных санкций и санкций против ряда предприятий (см. статью «Санкции: заход на пятый круг», «ЭГ» № 47 за 25.06.2021).

 

Окно возможностей приоткрыто

Чем последнее решение принципиально отличается от предыдущих? Ограничения, касающиеся не отдельных организаций, а целых значимых отраслей экономики, в отношении Беларуси введены впервые. Ранее подобные шаги применялись в более сложных ситуациях, например, в отношении Ирана или Ливии. Но и масштабы санкций там были серьезнее.

Из опубликованного позднее текста решения стало понятно, что импорт в ЕС запрещается не на все, а на некоторые позиции продукции калийной и нефтеперерабатывающей отраслей. Но при этом контрагентам из стран Евросоюза запрещено предоставлять, прямо или косвенно, техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, включая страхование и перестрахование, связанные с такими поставками.

Список попавшей под запрет товарной номенклатуры уже вызвал двоякое толкование. Отчасти поэтому эксперты пока находятся в затруднительном положении для комментирования возможного негативного эффекта санкций для белорусской экономики. Пока точно ясно одно: ограничения не коснутся действующих контрактов, запрет введен на заключение новых договоров. А поскольку на таких рынках контракты, как правило, заключаются не менее чем на год вперед, в ближайшие полгода эффект от них может быть минимальным.

С другой стороны, логика еврочиновников и по включению в списки не всех экспортных позиций, и по предоставлению некоторого временного лага объяснима. Необходимо принять во внимание их намерение следить за развитием ситуации и в зависимости от него смягчать или ужесточать меры, т.е. оставлять и для себя, и для белорусских властей окно возможностей.

В частности, на минувшей неделе министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что введение санкций по отношению к белорусскому хлоркалию должно быть поэтапным, «чтобы оно не охватило весь сектор сразу».

Белорусская калийная компания (БКК) 25 мая распространила комментарий о том, что после введения санкций продолжит работать в существующих рамках, «прилагая все усилия для выполнения обязательств перед партнерами».

«Из трех кодов продукции, которую мы продаем, в представленном документе присутствуют два. Для нас важен каждый вид товара, вне зависимости от поставляемых объемов», – уточнили в БКК.

 

В надежде на Россию

О том, что новых возможных выпусков еврооблигаций официальный Минск лишится, говорилось еще в минувшем году. Теперь решение принято официально. Напомним, в обращении сейчас находятся белорусские евробонды более чем на 3 млрд USD. Их первый выпуск состоялся в 2010 г.

О поисках альтернативы для европейского рынка капитала также говорилось достаточно давно. Ожидаемо рассматривалось российское направление. Теперь же появилось официальное распоряжение: согласно постановлению Совмина от 24.06.2021 № 358 «О заключении Соглашения об оказании услуг по организации эмиссии государственных облигаций Республики Беларусь» Минфин должен заключить соглашения об эмиссии гособлигаций с десятью банками РФ.

Указ от 13.05.2021 № 183 «О привлечении внешних государственных займов» предполагает, что в течение трех лет на рынке РФ необходимо привлечь займы через гособлигации на сумму до 100 млрд RUB (более 1,38 млрд USD по текущему курсу).

Что касается ЕИБ, получившего мандат на деятельность в Беларуси лишь в 2017 г., о том, что с его стороны финансирование государственных программ приостановлено, стало известно еще в марте.

Представители властных структур пока не озвучивали новых официальных прогнозов о последствиях западных санкций для оте­чественной экономики. Ранее называлась цифра в –3% ВВП. На минувшей неделе на высшем уровне прозвучало требование вовсе не допустить проседания. За счет чего – вопрос пока риторический.

Нет ясности и с возможными ответными мерами. Из ранее сказанного можно сделать вывод, что они могут коснуться как экономики (запрет на импорт определенных товаров, отказ от европейских технологий в пользу российских и китайских), так и общественной сферы.

Но при любом дальнейшем развитии событий репутационные потери от введения санкций уже очевидны. И избавление от них может занять очень много времени.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений