Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самые популярные зарубежные юрисдикции

Фото: freepik.com

В связи с масштабированием деятельности, пересмотром рынков сбыта, санкционными ограничениями белорусский бизнес задумывается об увеличении деловой активности за рубежом. Рассказываем, на какие тренды стоит обратить внимание.

По пути географической экспансии идут успешные белорусские компании. Они покупают зарубежные активы, создают товаропроводящие сети, стремятся диверсифицировать рынки сбыта, в т.ч. открывая новые офисы за рубежом.

Юристы выделяют около 10 иностранных государств, которые пользуются наибольшим интересом у белорусских предпринимателей. Согласно наблюдениям экспертов, в шорт-лист популярных зарубежных юрисдикций входят Россия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Польша, Кипр, Литва, Турция, ОАЭ.

По каким критериям белорусские предприниматели выбирают зарубежные юрисдикции? Какие цели сейчас ставит отечественный бизнес, расширяя деловую активность за рубежом? Сохранится ли интерес к географической экспансии у наших субъектов хозяйствования?

«ЭГ» попросила высказать экспертное мнение по этим и другим вопросам представителей известных компаний, консультирующих предпринимателей по правовым условиям осуществления деятельности за рубежом.

Дмитрий Зикрацкий, руководитель юридической практики B1 Belarus:

dzikratskii_.JPG
      Дмитрий Зикрацкий

– Выбор зарубежной юрисдикции зависит от характера бизнеса и его географической направленности. Психологически легче открыть офис в приграничных странах, поэтому мы наблюдаем рост организаций в Литве и Польше. IТ-компании с белорусскими корнями и ранее были активны на Кипре, а сейчас количество таких фирм увеличилось.

Тем не менее мы наблюдаем рост и в других юрисдикциях. Клиентов интересует, например, Турция, ОАЭ, страны Юго-Восточной Азии, традиционно популярной является РФ.

Изначально дочерние компании создавались для целей масштабирования бизнеса либо упрощения логистических потоков, в т.ч. для реализации своей продукции или осуществления закупок, проведения сертификации.

В последнее время организации за пределами Беларуси создаются также в связи с новыми условиями – субъектам хозяйствования стало сложнее получать денежные средства из-за границы, некоторые зарубежные компании отказываются заключать контракты с белорусскими резидентами.

Еще одна причина – людские ресурсы. Отдельные субъекты хозяйствования были вынуждены открыть юрлицо за рубежом, чтобы не потерять специалистов, сменивших место постоянного пребывания.

Кроме того, для эффективного использования основных средств некоторые белорусские транспортные компании создали аналогичный бизнес в Польше с тем, чтобы продолжать осуществлять международные перевозки в Европе.

Факторы, которые становятся определяющими при выборе юрисдикции, совершенно разные. Компании, ориентирующиеся на новое место пребывания своих сотрудников, нередко выбирают Литву и Польшу.

Фирмы, расширяющие географию бизнеса, смотрят в сторону рынков сбыта. Естественно анализируется стоимость ведения бизнеса в конкретной стране: открытие компании, юридическое, бухгалтерское сопровождение, налоги, миграционные вопросы для сотрудников, возможность нанимать белорусский персонал.

Новая организация должна эффективно встраиваться в существующую группу компаний так, чтобы избежать задваивания функций, дополнительного налогообложения, обеспечить признание документов. Эффективное использование финансовых инструментов и налоговых механизмов (с учетом принципов трансфертного ценообразования, соглашений об избежании двойного налогообложения) – также вопросы, на которые стоит обращать внимание.

Будущий интерес белорусских предпринимателей к развитию деловой активности за рубежом будет зависеть от целей каждого конкретного бизнеса. Одни сумеют масштабировать бизнес в Беларуси, а другие придут к тому, что заинтересованы развиваться и на международном уровне.

Артем Хандрико, соруководитель REVERA Belarus:

изображение_viber_2023-08-22_16-55-02-231 (1).jpg
         Артем Хандрико

– Мы видим интерес белорусских предпринимателей к расширению деловой активности за рубежом. Какой-то одной юрисдикции, которая бы решала все цели и задачи этого расширения, нет.

Цели у бизнеса – самые разнообразные. Одни выстраивают товаропроводящие сети, другие хотят быть поближе к своим клиентам, создавая в т.ч. производство, третьи – решают таким образом трудности с международными расчетами и логистическими проблемами и т.д.

Белорусские предприниматели интересуются такими юрисдикциями, как Казахстан, Узбекистан, Грузия, Азербайджан, ОАЭ, Сербия, страны ЕС. Особо можно выделить Польшу, Кипр, Германию.

Соответственно, клиенты обращаются для консультаций по вопросам корпоративного права, налогообложения, регулирования внешнеэкономической деятельности, специальных режимов, применяемых для отдельных видов бизнеса, миграционного регулирования, вопросов банковского обслуживания в различных юрисдикциях, по сопровождению сделок поглощения и привлечения инвестиций.

При анализе законов и правил, действующих в разных странах, есть и факторы, которые специфичны для конкретного сектора экономики и которые крайне важны при принятии решений.

Так, для IТ-компаний принципиально наличие квалифицированных кадров в зарубежной юрисдикции, а также условий налогообложения, специальных режимов.

Торговые и производственные компании обращают особое внимание на легкость осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие логистической инфраструктуры, емкости рынка страны. Для транспортных компаний важны вопросы регулирования их деятельности.

При этом, поскольку задача любого бизнеса – повышение эффективности и развитие, предполагаю, что интерес белорусских предпринимателей сохранится к расширению деятельности и присутствию в зарубежных юрисдикциях.

Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры»:

sbelyavskii_.JPG
       Сергей Белявский

– По нашим наблюдениям, основанным на коммуникациях с предпринимателями, интерес к зарубежным юрисдикциям зависит от необходимости решения конкретной задачи.

Одна из распространенных целей – обеспечить бесперебойные расчеты с внешним миром. Сейчас, как известно, ситуация в этой части постоянно меняется из-за санкционных ограничений, в разы выросла стоимость трансграничных платежей в долларах и евро, приходится каждый раз проговаривать с банком логистику платежей, чтобы деньги дошли до зарубежного контрагента.

Все это приводит некоторых собственников белорусских компаний к мысли о целесообразности осуществлять международные платежи, открыв расчетный счет своей компании в иностранном банке, например, в Польше, Кыргызстане, Турции или Испании. Это позволяет существенно снизить стоимость международных платежей в иностранных валютах и обеспечить стабильность трансграничных расчетов.

При этом мы предупреждаем клиентов, что данным путем можно идти в том случае, когда компания не торгует подсанкционными товарами и не аффилирована с подсанкционными организациями. Дело в том, что, когда такие факты обнаруживают комплаенс-офицеры зарубежных банков, средства могут быть заблокированы и потом их непросто вернуть.

Другая мотивация белорусских предпринимателей повышать деловую активность в зарубежных юрисдикциях – масштабирование своей деятельности.

Соответственно, в тех случаях, когда стоит задача увеличить продажи на российском рынке, наши бизнесмены проявляют интерес к открытию офиса в России. Это, в частности, необходимо для того, чтобы упростить нашим компаниям процедуру участия в российских закупках либо чтобы наладить работу через известные маркетплейсы.

В то же время та часть белорусских предпринимателей, которая стремится развиваться на других рынках, просит помочь им открыть офис там, откуда можно будет работать и с другими регионами мира. Поскольку названные возможности то появляются, то из-за санкций исчезают, географические предпочтения белорусских компаний меняются.

Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Узбекистан, Польша, Турция, Испания, ОАЭ – вот пул стран, на которые чаще всего обращают внимание наши клиенты (белорусские предприниматели) для развития международного бизнеса.

Выбор конкретной юрисдикции зависит от ее отношения к белорусскому бизнесу, от господдержки определенных видов деятельности, от наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, отсутствия языковых и культурных барьеров.

На государственном уровне в Беларуси поставлена задача увеличивать валютную выручку, а успешный бизнес заинтересован в масштабировании и развитии международных направлений и торговли. Предполагаю, что оба эти фактора будут способствовать тому, что для снижения рисков интерес наших предпринимателей к присутствию в зарубежных юрисдикциях сохранится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений