Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Консультации
11.05.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реструктуризация налоговых долгов: результаты есть

В последние годы государство предпринимает усилия по сокращению налоговых долгов путем использования такого известного метода как реструктуризация задолженности. Цель такого метода -- пополнить казну и не допустить ухудшения финансового состояния субъектов хозяйствования...

В последние годы государство предпринимает усилия по сокращению налоговых долгов путем использования такого известного метода как реструктуризация задолженности. Цель такого метода -- пополнить казну и не допустить ухудшения финансового состояния субъектов хозяйствования. Те из них, кто своевременно воспользовался предоставленной возможностью, смогли рассчитаться с казной не усугубляя свое положение. Организациям, которые не рискнули п каким-то причинам реструктурировать свои долги, стоит познакомиться с тем, как это происходит и какие результаты дает.

Текущий год характеризуется новым этапом этого процесса, начавшегося с принятием Указа Президента N 36 от 2003-01-23г. "О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей" (далее -- Указ N 36). В 2004 году участникам реструктуризации необходимо помимо уплаты текущих платежей погашать также часть отсроченной задолженности и проценты за пользование рассрочкой. В результате усиления финансовых требований к участникам реструктуризации в течение 1 квартала 2004г. сократилась их численности. Вместе с тем ряд субъектов предпринимательства в течение 1 квартала полностью рассчитались с бюджетом.

Благодаря Указу N 36 в прошлом году от предприятий-участников реструктуризации в бюджет поступило 340,6 млрд.руб. текущих налоговых платежей, что в сопоставимых ценах на 21,9% больше по сравнению с 2002г. (за 1 квартал 2004г. поступило 132,9 млрд.руб. или на 20,8% больше, чем в 1 квартале прошлого года). В итоге за 2003 год -- 1 квартал 2004г. за счет положительной динамики по текущим платежам в бюджет от участников реструктуризации дополнительно поступило 84,2 млрд.руб.

Экономический эффект от реализации Указа N 36 проявился и в погашении части рассроченной задолженности. В частности, уже в первом квартале текущего года сумма погашенной задолженности составила 9,3 млрд.руб. или 5,8% от полной суммы рассрочки, в том числе досрочно погашено 1,6 млрд.руб. или около 1% рассрочки. Кроме того, в бюджет поступили проценты за пользование рассрочкой -- 4,6 млрд. руб.

Подчеркнем, что механизм реструктуризации налоговой задолженности, предусмотренный Указом N 36, обеспечивает защиту интересов бюджета и вовсе не означает автоматического прощения налоговых долгов. О том, что наш подход к решению этих вопросов весьма прагматичен, свидетельствует опыт Украины, где в апреле 2000 года была списана вся задолженность по платежам в бюджет. Указанная мера лишь одномоментно устранила долги, но уже в ближайшее время спровоцировала их лавинообразный рост.

Помимо защиты бюджетных интересов механизм реструктуризации налоговой задолженности, регламентированный Указом N 36, стимулирует соблюдение плательщиками бюджетно-налоговой дисциплины и создает предпосылки к улучшению их общего финансового состояния. Освободившись от мер принудительного взыскания в связи с наличием задолженности, многие предприятия смогли возобновить свою хозяйственную деятельность, пополнили собственные оборотные средства и расширили производство.

В целях оценки влияния реструктуризации налоговой задолженности на экономическое положение предприятий по итогам 2003г. в МНС сделан сравнительный анализ финансового состояния ряда промышленных организаций, сохранивших право на реструктуризацию, и лишившихся такой возможности.

В целом проведенное обследование показало, что Указ N 36 стал действенным экономическим инструментом, способствующим стабилизации и некоторому улучшению финансового состояния предприятий-участников реструктуризации.

В частности, из 19 обследованных субъектов предпринимательства, сохранивших в течение 2003 года право на участие в реструктуризации, у 17 (89% от обследованных) увеличились объемы производства. Положительная динамика по выручке от реализации продукции сложилась на 63% предприятий, при этом у 58% темп роста выручки превысил аналогичный показатель в целом по промышленным предприятиям страны.

Остатки готовой продукции на складах снизились у 63% обследованных предприятий, хотя величина данного показателя по-прежнему остается достаточно высокой(у 47,4% субъектов предпринимательства остатки на складах к среднемесячному объему производства выше, чем в среднем по РБ).

По итогам прошлого года прибыль от реализации получена 79% обследованных предприятий, сохранивших право на реструктуризацию, причем для 47,4% характерна ее положительная динамика. Большей части убыточных предприятий удалось сократить убытки.

Благодаря снятию запрета на распоряжение денежными средствами по расходным операциям на счетах у обследованных субъектах предпринимательства улучшилась расчетно-платежная дисциплина в целом за счет сбалансированности встречных финансовых потоков. В частности, более чем у 50% предприятий сократилась дебиторская задолженность, свыше 30% активизировали погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и банками.

Возможность полноценно использовать денежную форму расчетов способствовала сокращению доли бартерных операций (у 79% предприятий). Но несмотря на снижение у всех предприятий этот показатель пока еще выше норматива по товарообменным операциям (14%), установленного постановлением Совмина от 2002-12-30г. N 1822.

Закономерным результатом финансовой стабилизации обследованных участников реструктуризации является положительная динамика их налоговых платежей. В частности, рост текущих налоговых платежей в бюджет в 2003г. по сравнению с 2002г. характерен для 74% организаций. По оставшимся 26% сокращение налоговых поступлений связано с возвратами входного НДС по нулевой ставке или сокращением выручки.

К сожалению, далеко не все субъекты предпринимательства смогли обеспечить соблюдение требований Указа N 36 и лишились права на участие в реструктуризации.

Финансовое положение таких организаций по итогам работы за 2003 год (по данным обследования 22 предприятий) можно оценить как достаточно сложное. Все они допустили падение объемов производства. Выручка от реализации продукции сократилась у 82% из них, а остатки готовой продукции на складах увеличились у 59%. С прибылью завершили прошлый год 59% обследованных предприятий, однако 2/3 из них ухудшили финансовые результаты.

Ограничение в распоряжении финансовыми ресурсами на счетах значительно осложнило проведение такими организациями расчетных операций и соблюдение платежной дисциплины. У подавляющего большинства (более 80%) наблюдался рост кредиторской и дебиторской задолженностей.

Все изученные предприятия, утратившие право на реструктуризацию, в прошлом году активно использовали товарообменные схемы, причем доля таких операций у них существенно превышает не только установленный правительством норматив бартерных операций, но и величину данного показателя по обследованным участникам реструктуризации.

Что касается уплаты налоговых платежей, то отрицательная динамика наблюдается у 64% организаций, утративших право на реструктуризацию долгов. У оставшихся 36% рост налоговых поступлений связан с уплатой текущих платежей в период участия в реструктуризации.

Объективное следствие ухудшения финансового состояния этих организаций -- ускоренный рост задолженности по платежам в бюджет. Так, более чем у 86% обследованных субъектов предпринимательства, лишившихся в 2003г. права на участие в реструктуризации, налоговая задолженность увеличилась в 1,5 раза, а по отдельным организациям -- в 3--7 раз.

Таким образом, результаты проведенного исследования эффективности применения Указа Президента N 36 свидетельствуют, что предусмотренный в нем механизм реструктуризации стал действенным инструментом финансового оздоровления многих отечественных предприятий, обеспечил поступление текущих налоговых платежей от ряда хронических бюджетных должников, а также создал предпосылки для реального погашения налоговой задолженности без применения мер принудительного взыскания.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений