Ремонт и замена кассового аппарата с СКНО
Торговая организация использует кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО).
Изменился ли порядок действий владельцев этого оборудования с центром техобслуживания? Как правильно действовать субъекту хозяйствования при замене кассового аппарата на кассовое оборудование из подменного фонда центра техобслуживания на время ремонта принадлежащего субъекту хозяйствования кассового аппарата с установленным CКНО?
Субъекты хозяйствования используют кассовое оборудование с установленным СКНО в порядке, определенном постановлением Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» и утвержденным этим постановлением Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение № 924/16).
Согласно п. 11 Положения № 924/16 кассовое оборудование подлежит техобслуживанию и ремонту в центрах технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее – ЦТО). Техобслуживание и ремонт кассовых аппаратов осуществляются ЦТО, с которым у субъекта хозяйствования заключен соответствующий договор. Данные договоры заключаются до заключения возмездных гражданско-правовых договоров между РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – Центр) и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями на установку СКНО.
Порядок и требования к техобслуживанию и ремонту кассового оборудования установлены в госстандарте СТБ 1350-2002 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту». При возникновении неисправности кассового оборудования субъект хозяйствования – владелец кассового аппарата уведомляет о неисправности ЦТО, с которым у него заключен договор на техобслуживание и ремонт кассового оборудования, или самостоятельно доставляет неисправное кассовое оборудование в ЦТО.
Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, в отношении кассового оборудования, подключенного к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), порядок действий и отношений ЦТО с владельцами кассового оборудования не изменился. При получении уведомления от владельца кассового оборудования о его неисправности работник ЦТО должен выявить возникшую неисправность по месту нахождения кассового оборудования либо непосредственно в ЦТО (согласно условиям заключенного с ним договора). Если в ходе диагностики выявится, что неработоспособность кассового оборудования связана с неисправностью устройства СКНО, работник ЦТО должен проинформировать Центр для устранения неисправности либо замены СКНО.
В соответствии с п. 16 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утв. постановлением МНС от 2.03.2012 № 9 (в ред. постановления МНС от 9.04.2015 № 7), в случае выявления факта неисправности СКНО, установленного в кассовое оборудование, Центр не позднее следующего дня уведомляет субъекта хозяйствования о необходимости устранения неисправности СКНО либо его замены. При необходимости Центр согласовывает сроки устранения неисправности СКНО либо его замены с ЦТО, с которым субъектом хозяйствования заключен соответствующий договор, для проведения работ по устранению неисправности либо замены СКНО на исправное.
При получении информации о неисправности СКНО Центр устраняет неисправность или меняет СКНО на исправное в срок, не превышающий 3 дней со дня получения информации о неисправности.
Как правило, в договорах на техобслуживание и ремонт кассового оборудования, заключенных между его владельцами и ЦТО, предусмотрена обязанность ЦТО предоставлять владельцу на время ремонта аналогичное ремонтируемому кассовое оборудование (подменное кассовое оборудование). Поэтому в СККО реализован функционал для осуществления временной замены и использования субъектами хозяйствования подменного кассового оборудования из резерва ЦТО. Для этого ЦТО должен:
– иметь определенное количество кассового оборудования, которое используется только для замены на время ремонта используемого субъектами хозяйствования кассового оборудования;
– заключить договор с Центром, в рамках которого подменное кассовое оборудование будет зарегистрировано (присвоен регистрационный номер) в СККО со статусом «подменное» и оснащено устройством СКНО;
– при возникновении необходимости замены (установки у субъекта хозяйствования подменного кассового оборудования на время ремонта его кассового оборудования) ЦТО должен до начала эксплуатации подменного кассового оборудования обеспечить внесение в СККО данных о производимой замене.
Ввод в СККО данных о замене (регистрационного номера подменного кассового оборудования и указания регистрационного номера заменяемого кассового аппарата) может осуществляться самостоятельно работником ЦТО при наличии у него электронной цифровой подписи (ЭЦП) либо Центра после получения уведомления от ЦТО одним из способов: по электронной почте, по факсимильной связи, письменно, с использованием электронного журнала.
Как отметили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, внесение данных о подменном кассовом оборудовании в СККО должно быть выполнено до его ввода у субъекта хозяйствования в эксплуатацию, чтобы денежные средства (выручка), проводимые через подменное кассовое оборудование, регистрировались в отношении субъекта хозяйствования, а не ЦТО. После завершения ремонта и установки у субъекта хозяйствования отремонтированного кассового оборудования необходимо выполнить обратную операцию.