$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Регулирование сферы госзакупок в Беларуси изменится

06.07.2018

Длительное время в Беларуси ведется работа по подготовке новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). Корректировка действующего с 2013 г. законодательства вызвана желанием законодателя учесть наработанную за этот период практику регулирования сферы госзакупок и необходимостью обеспечить соответствие Закона обязательствам, принятым нашей страной в рамках Договора о ЕАЭС.

Новая редакция Закона принята обеими палатами Национального собрания Республики Беларусь. При этом ее нормы приводятся в соответствие с положениями Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г.).

Ни для кого не секрет, что вопросы предотвращения коррупционных проявлений в сфере госзакупок считаются одним из приоритетных направлений государственной политики. Принятие новой редакции Закона является одной из мер, направленных на реализацию данных положений.

В частности, предполагается осуществить практически полный перевод поведения всех процедур госзакупок в электронный формат.

Для достижения этих целей законопроектом предусмотрено создание государственной информационно-аналитической системы (ГИАС). Планируется, что данная система начнет работать с 1 июля 2019 г. В системе будет сохраняться вся информация о проводимых госзакупках, ссылки на процедуры и их результаты, а также условия проведения процедур и заключенных договоров на госзакупки.

ГИАС будет сопряжена со всеми информационными ресурсами, которые находятся в системе госуправления, а также с торговыми и биржевыми площадками. Как ожидается, данная информационная система позволит обеспечить контроль и анализ процедур госзакупок, а также исполнения заключенных договоров. Любое заинтересованное лицо будет иметь возможность на безвозмездной основе получить доступ к имеющейся в ГИАС информации, что, в свою очередь, создает условия для противодействия коррупции.

Кроме того, проект Закона предусматривает возможность заключения договоров на госзакупку в электронном виде. Планируется, что такие договоры будут сразу же передаваться в систему госказначейства. Это позволит исключить возможности незаконного внесения изменений в договоры на госзакупку и совершения излишних бюджетных трат.

Законопроект более детально регламентирует порядок подготовки и проведения процедур госзакупок. Также предполагается сокращение сроков, которые отводятся на подготовку участниками своих предложений для участия в закупках – они будут составлять от 5 до 15 дней, что позволит осуществлять государственные закупки более оперативно.

Отметим, что вопрос о необходимости сокращения сроков проведения госзакупок неоднократно поднимался при обсуждении внесения необходимых изменений в Закон. Особенно актуален этот вопрос в сфере госзакупок продуктов питания для учреждений образования и здравоохранения.

Важным изменением действующего порядка проведения госзакупок является отнесение определения порядка проведения процедур закупок стоимостью от 50 до 300 базовых величин к компетенции Совмина.

Опубликованные МАРТ статистические данные показывают, что в настоящее время в Беларуси более 70% денежных средств, выделяемых на проведение госзакупок, приходится на договоры, заключенные с применением процедуры закупки из одного источника. Разумеется, проведение закупок посредством таких процедур не способствует обеспечению конкурентности и, соответственно, эффективности проводимых закупок. Законопроектом предусмотрены меры, нацеленные на стимулирование снижения доли госзакупок, осуществляемых посредством процедуры закупки из одного источника.

Также новая редакция Закона предусматривает электронную процедуру подачи жалоб. При этом срок рассмотрения жалоб уменьшается с 30 до 10 дней.

Кроме того, уточняются нормы, регулирующие порядок формирования спи­ска поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, и порядок формирования конкурсной комиссии.

Автор публикации: Максим БЕНСМАН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры», www.lcb.by