Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Региональная политика: привлечение инвестиций и ставка на города 80-тысячники

Фото: freepik.com

Правительство продолжает работать над совершенствованием региональной политики. Основные направления давно обозначены: ставка на привлечение инвестиций, жилищное строительство и рост зарплат. Как стало известно во время выездного заседания Президиума Совмина в Пинске, ключевую роль в создании точек роста в регионах должны сыграть города 80-тысячники и привлечение инвестиций для высвобождения «скрытых» резервов роста.

Времени на «подумать» больше нет

В августе 2022 г. мы рассказывали о том, с какими сложностями столкнулось руководство страны при реализации региональной политики. Это снижение объемов инвестиций в основной капитал, замедление темпов жилищного строительства, сохраняющийся разрыв в уровне оплаты труда между регионами и столицей. Еще одна проблема, озвученная премьер-министром Романом Головченко, – недостаточная исполнительская инициатива и формальный подход местных властей при формировании портфелей инвестпроектов, которые по замыслу правительства должны придать новый импульс развитию регионов.

В итоге Совмин решил не ждать наполнения портфеля «снизу», а взял инициативу в свои руки. Одной из форм стимулирования инвестиционной активности «сверху» станет включение инвестпроектов, запланированных к реализации на базе действующих региональных предприятий, в кооперационные цепочки с участием крупнейших республиканских производителей и их участие в программах по импортозамещению. Так, ранее сообщалось, что одним из проектов, который будет профинансирован за счет средств российского кредита в 105 млрд RUR, станет организация кольцераскатного производства в г. Орше. При этом вряд ли эта инициатива стала единственным региональным проектом, предложенным белорусской стороной российским кредитодателям. Думаем, что как минимум 10 из представленных 15 разработок предполагают создание производств в регионах, некоторые из них могут быть анонсированы уже в ближайшее время.

СЭЗ и новый закон о стимулировании инвестиций

Важную роль в привлечении инвестиций в регионы должны сыграть свободные экономические зоны. Как отметил первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь во время конференции «Вызовы современности и новые подходы в работе СЭЗ», правительство понимает важность специальных правовых режимов и на системной основе принимает меры для их развития.

По состоянию на 4 октября 2022 г. в белорусских СЭЗ зарегистрировано 425 резидентов из 35 стран мира, реализующих проекты в химической промышленности, электронике, деревообработке, машиностроении, металлообработке. За время существования СЭЗ их резидентами в белорусскую экономику было вложено более 12 млрд USD инвестиций.

При этом эффективность работы предприятий-резидентов в разы превышает средние показатели по стране, что подтверждается более высокими показателями объема иностранных финансовых вложений, экспорта товаров и промышленного производства на одного занятого. Обладая невысокой долей в численности работников (5% от среднесписочной численности организаций по стране), в 1-м полугодии 2022 г. резиденты СЭЗ произвели пятую часть промышленной продукции, обеспечили четверть экспорта и ПИИ на чистой основе. Традиционно более 70% промышленной продукции, произведенной резидентами, отгружается на экспорт, география которого охватывает сотню стран мира.

Какие меры предпринимает правительство для развития экономических зон? Только в текущем году по предложениям облисполкомов в границы СЭЗ включены новые территории для реализации новых инвестпроектов. Для наращивания инвестиционного потенциала за счет бюджета (в рамках статьи общегосударственных расходов и государственной инвестиционной программы) выделяются средства для дальнейшего развития необходимой инфраструктуры. Значительно расширены компетенции администраций в области использования и охраны земель.

В ближайшей перспективе планируется реализовать в СЭЗ новые инициативы по совершенствованию условий инвестирования. Возможно, речь идет о новшествах, включенных в проект закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь», которым предлагается создание трех новых форматов реализации инвестиционных проектов и введение института стабилизационной оговорки.

Ставка на региональные центры

Важной составляющей региональной политики должно стать развитие городов с численностью населения от 80 тыс. человек. В стране насчитывается 11 таких городов, суммарно в них проживают более 1,5 млн человек, а объем производства составляет треть всей промышленной продукции страны. В правительстве считают, что ставку нужно делать на развитие этих территориальных центров.

В Совмине уверены, что такие регионы обладают необходимыми производственными и трудовыми ресурсами. В Минэкономики отмечают, что данные территориальные центры обладают высоким потенциалом, который в настоящее время используется не полностью и имеет резервы для дальнейшего развития. В первую очередь эти резервы Мин­экономики видит в кооперационных связях предприятий, которые находятся на этих территориях, и в развитии новых производств по увеличению локализации импортозамещения. Второе направление – повышение производительности труда в организациях, где она еще достаточно низкая. Третье – переработка местного сырья, прежде всего агропромышленного комплекса, для чего необходимо развитие сельского хозяйства.

Если направления кооперации и импортозамещения являются относительно новыми, то остальные меры хорошо известны и по сути представляют собой старые песни, которым Минэкономики пытается придать новое звучание. В итоге все сводится к получению инвестиций – именно от возможности привлечения финансирования зависит раскрытие «скрытого» потенциала региональных центров.

Такими источниками могут стать собственные средства предприятий, на базе которых будут запускаться инвестпроекты, долгосрочные банковские кредиты, выделяемые через государственные предприятия, кредиты от иностранных государств, выделяемые под гарантии правительства. То есть в качестве основы для запуска нового инвестиционного цикла предполагается широкое заимствование средств. Но в условиях, когда иностранные инвесторы ранжированы правительством в зависимости от дружественности страны резидентства, Беларусь не может рассчитывать на существенный рост прямых иностранных инвестиций.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений