Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №10(2606) от 03.02.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6752
EUR:
2.9427
RUB:
3.8174
Золото:
168.14
Серебро:
2.1
Платина:
87.3
Палладий:
143.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минэкономики готовит новые форматы для работы с инвесторами

Фото: freepik.com

Регулятор представил на общественное обсуждение законопроект, призванный активизировать инвестиционную деятельность как иностранных инвесторов, так и белорусских предприятий. Сообщается, что разработанный закон получит название «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь», а его обсуждение продлится до 11 декабря 2022 г.

О данной инициативе Минэкономики мы уже писали, однако теперь, когда разрабатываемый проект вынесен на общественное обсуждение, можно более полно оценить предлагаемые новации.

Больше преференций крупным проектам

Одно из ключевых новшеств – создание нескольких видов реализации инвестиционных проектов, что позволит государству и инвесторам более гибко настраивать формат совместной работы. Если раньше законодательство предусматривало один механизм в реализации инвестпроекта – инвестиционный договор, то законопроектом предусмотрено три новых формата – инвестиционный договор для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация проектов с господдержкой, но без заключения инвестиционного договора, специальный инвестиционный договор.

Как следует из названия, первый вариант сотрудничества будет применяться для реализации крупных проектов, имеющих важное значение для РБ. Решения о заключении таких договоров смогут принимать Совмин, Управление делами Президента, а также Оперативно-аналитический центр при Президенте. Главной его особенностью станет предоставление расширенного пакета льгот и преференций. Это могут быть стабилизационная оговорка (подробнее о ней – ниже), освобождение от налога на прибыль, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, изменение целевого назначения земельного участка и функционального состава объекта и др.

Упрощенный формат для местных инициатив

Второй формат предполагает упрощенный порядок взаимодействия государства и инвестора и предназначен в первую очередь для стимулирования инвестиционной активности «местных» субъектов хозяйствования. Авторы законопроекта ожидают, что предлагаемый механизм позволит упростить и сделать более привлекательными условия реализации инвестиционных проектов на региональном уровне, обеспечив более качественное взаимодействие инвесторов с местными органами власти. Отсутствие договора позволит сократить время начала реализации инвестпроекта, снизить финансовые издержки инвестора, в долгосрочной перспективе увеличить поступления в бюджет и содействовать привлечению инвестиций в регионы страны, в т.ч. требующие ускоренного экономического развития, т.к. данные условия не распространяются на реализацию проектов на территории г. Минска.

Кроме того, предполагается, что новый формат взаимодействия с инвестором исключит возложение на государство дополнительных обременительных обязательств (например, закрепление гарантий об обеспечении инвестора сырьем в необходимых ему объемах, предоставление индивидуальных тарифов, введение обязательных условий об обращении в специализированные судебные органы и другое), как это обычно происходит при заключении инвестиционных договоров. Еще одно преимущество для государства – обеспечение реализации проекта строго в рамках условий, установленных проектом закона, и исключение возможности добавления в договор дополнительных условий и оговорок, выгодных для инвестора.

Таким образом, реализация предлагаемого механизма будет способствовать оптимизации сроков ожидания инвестиционных результатов, стимулировать создание новых производств и содействовать уменьшению обязательств государства, что в целом положительно отразиться на социально-экономическом развитии регионов и страны в целом.

Отдельный формат для импортозамещения

Третий формат специальных инвестиционных договоров предназначен для организации производства новой или усовершенствованной продукции на территории Беларуси в рамках программ импортозамещения. Его особенность – установление предельного объема товара, реализуемого в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника, что позволяет государству заместить недостающие комплектующие иностранного производства, а инвестору – получить заранее согласованный объем реализации произведенной продукции.

Для разграничения договоров (специального инвестиционного и простого на государственную закупку) законопроектом предлагаются следующие основные механизмы регулирования: подбор инвестиционных проектов для производства продукции как в формате импортозамещения, так и в рамках создания новой продукции, отсутствующей на данный момент в производстве белорусских субъектов хозяйствования; выбор инвестора для реализации таких проектов на конкурсной основе.

Стабилизационная оговорка

Еще одно новшество законопроекта – предоставление инвесторам, реализующим на территории РБ проекты на основании инвестиционного договора, так называемой стабилизационной оговорки – защиты от возможного неблагоприятного изменения законодательства в период действия инвестиционного договора, но не более пяти лет с даты регистрации инвестдоговора.

Примечательно, что действие стабилизационной оговорки ограничивается только сферой налогообложения и не касается иных изменений, которые могут ухудшить перспективы возврата вложенных средств. Такое сужение гарантий Минэкономики объясняет тем, что более широкое применение данной нормы на сегодня является сложным в части ее дальнейшего администрирования.

***

Проект закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» содержит важные новации, необходимые для дальнейшего совершенствования инвестиционного законодательства и улучшения инвестиционного климата. Однако его принятие приходится на сложный период в отношениях нашей страны с иностранными инвесторами, когда их право свободно распоряжаться своей собственностью на территории Беларуси ограничено на основании прямых указаний главы государства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений