$

2.0819 руб.

2.3235 руб.

Р (100)

3.2268 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Компании и рынки

Работаем и учимся. Делать и продавать

15.02.2002
Многие предприятия вступили в рынок, как на ринг. Кто-то оказался в глубоком нокауте, кто-то обошелся нокдаутом. А некоторые не только устояли на ногах, но и освоились с новой ситуацией. В числе последних -- УП "Минскагропроммаш". Этот государственный по форме собственности завод закалился за последнее десятилетие. Как это удалось? Об этом мы попросили рассказать его директора Владимира СУЗЬКО.

-- Из создавшейся экономической ситуации мы сумели извлечь ряд преимуществ и реализовать их на практике. К примеру, даже тот факт, что на предприятии всего 121 человек, работает на нас. Благодаря оптимальной численности завод является достаточно мобильной и управляемой структурой. Знаешь каждого работника в лицо, его возможности, проблемы, знаешь, кого -- учить, о ком -- "делать выводы". За последние 10 лет мы не увеличили количество работающих, лишь качественно изменили их состав, набрав нужных специалистов. Загрузили оборудование. Ни в цехах, ни в отделах завода вы не увидите курящих -- все заняты делом. За такими, как наше предприятие, -- будущее. Это подтверждает опыт Запада, где основу экономики составляют коллективы численностью 100--200 человек.

В 2001 году предприятие увеличило объем товарной продукции в 2 раза по сравнению с 1995 годом. Экономия используемых видов энергии выросла в 1,8 раза. Мы продали лишние станки. Отрегулировали режим работы душевых, бытовых помещений. Установили счетчики.

Учитывая требования покупателей, расширили свою нишу на рынке сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Создали более широкую материальную базу: прибавили к своему статусу предприятия-изготовителя и статус предприятия-разработчика. Раньше необходимую документацию заказывали в проектных институтах. Конструкторы только сопровождали изготовление и ремонт той или иной машины. Сегодня мы ее разрабатываем с нуля сами -- на предприятии освоен полный технологический цикл -- от проекта до изготовления. Сами делаем опытные образцы, проводим испытания и запускаем в серийное производство. Как показывает опыт, так работать выгоднее.

Мы оценили и все преимущества компьютеризации. Плановый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, другие подразделения переведены на компьютерные технологии. Не говоря уже о конструкторском отделе.

-- И что такого "солидного" в последнее время удалось вашим конструкторам?

-- Конструкторы заканчивают разработку мусороуборочного агрегата нового поколения. Он интересен тем, что перед уборкой орошает убираемую территорию, потом подметает и при помощи элеватора подбирает собранный мусор. Модель предназначена для Сибири, в готовом виде появится уже в мае.

-- Заинтересовались ли местные власти вашим уборочным комбайном?

-- Нет. Ни в Мингорисполкоме, ни в тресте "Гордормеханизация" мы не нашли понимания. Готов поспорить с местными властями, что наша машина по многим параметрам не уступает зарубежным аналогам. А еще она значительно дешевле.

-- Думаю, вы не обидитесь, если скажу, что "Минскагропроммаш" -- предприятие менее известное, чем "Гомсельмаш" и "Лидсельмаш". Как удается конкурировать с более известными производителями аналогичной продукции?

-- В хозяйствах нас знают хорошо. Время от времени делаем централизованную республиканскую рассылку предложений по более чем 3,5 тыс. колхозов и других сельхозпредприятий. Через дилеров собираем рекомендации пользователей продукции, исходя из которых приходим к оптимальным конструкторско-технологическим решениям. Более того, с 1996 года гарантируем сервисное обслуживание.

С зарубежным покупателем неплохо работает отдел маркетинга. Сайт "Белагропроммаша" есть и в Интернете. Маркетологи активно рекламируют возможности предприятия через обмен баннерами с владельцами других сайтов. Они же изготавливают и рекламные буклеты, рассказывающие о нашей продукции.

Хороший "улов" заказчиков попадает в "сети" предприятия на республиканских выставках. К примеру, на последней "Белагро" получили заказ из Северо-Западного региона России на проектирование и производство партии навесок для уборочных машин, работающих в паре с липецкими тракторами Т-25. Рассчитываем, что это только "пробный шар". Как показывает практика, наша техника, расходясь кругами по региону, инициирует появление новых заказов. Тем более что в центре региона -- Санкт-Петербурге -- есть дилерский центр МТЗ со складом, который так же, как и наш, одновременно и дилер, и сервисный центр.

Полагаю, завод знают постоянные и потенциальные покупатели не столько по масштабам размаха нашей деятельности, сколько по качеству и соответствию нашей продукции лучшим иностранным образцам.

-- Много находится покупателей на вашу основную продукцию -- бороны?

-- Много, но платить могут не все. Иногда доходит до абсурда: просят, дай борону, а я буду 5 лет рассчитываться за нее картошкой! Правда, бывает от сельхозпродукции не отказываемся, особенно тогда, когда в столовой нет мяса да когда ежегодно обеспечиваем работников картофелем, капустой, морковкой. А в целом в кредит хозяйствам не продаем. Уже "обожглись": до сих пор не рассчитались с нами Мядельская птицефабрика, Барановичский райагроснаб. Так что главная задача не нова -- найти платежеспособного купца, который мог бы оплатить товар, а через неделю-две забрать его.

-- Говорят, что ваши бороны дороговаты...

-- У нас нет цели заработать на небогатых белорусских сельхозпроизводителях. Основную долю в стоимости продукции составляет цена металла. Стоимость комплектующих -- минских подшипников, бобруйской "резины", жлобинского металла -- за год растет в 2,5--3 раза. Наша же продукция в цене в среднем растет в 1,5--1,8 раза. Что поделаешь -- условия диктуют монополисты. Так как "Минскагропроммаш" -- госпредприятие, отказаться от их услуг не сможем, несмотря на то что российская комплектация -- резина и сварочная проволока, в частности -- намного дешевле. К примеру, для того чтобы самостоятельно закупать резину за рубежом, нужно взять разрешение в концерне "Белнефтехим", в котором концерн подтверждает, что не против этого.

С этим документом идем в МИД, чтобы взять еще одно разрешение. Далее следует таможня, и она должна дать "добро".

Отходив однажды неделю по инстанциям, мы предпочли покупать все это дома, но в 1,5 раза дороже.

-- А как у "Минскагропроммаша" дела с экспортом?

-- Экспорт постепенно растет. Правда, наиболее удачным был для нас 1997 год, когда его уровень доходил до 427,5 тыс.USD. В 1998--1999гг. зарубежные поставки немного упали. С 2000г. опять пошел рост. За прошлый год экспорт составил 180,3 тыс.USD. В числе наиболее перспективных партнеров -- германская фирма "Валентин и партнер". Мы им продаем бороны. В декабре с немцами заключили контракт на 100 тыс.DEM. Первая партия продукции будет отправлена -- 15 февраля, вторая -- в конце месяца. Есть и обратное движение -- компания по бартеру поставляет "Минскагропроммашу" французские диски для борон.

В процессе адаптации борон "Минскагропроммаша" под западный рынок научились работать качественно, применив рекомендации иностранных специалистов при производстве продукции на отечественный и российский рынки. Даже пошли дальше -- по западной технологии научились делать собственные. По мнению пользователей, они лучше тех, которые производят другие предприятия республики.

Активно поставляем бороны и на российский рынок. Продаем туда и пресс-подборщики, и прицепы-роспуски. С россиянами работать хорошо: им -- товар, на наш счет -- деньги. Голова не болит от бартерных схем.

Вот уже 6 лет предприятие стабильно наращивает объемы производства -- практически удвоило его (не считая запасных частей, которые производятся для комплектации). Тем не менее заводу продолжают "спускать" цифры. При этом отсутствие либо присутствие благоприятных условий не учитывается.

-- Ощущаете ли проблему с кадрами?

-- Безусловно. Молодые люди ныне после вузов, техникумов и ПТУ предпочитают работать на "Ждановичах" и "Динамо". Есть на заводе много способных работников, "смотрящих в рюмку". Мы таким выдаем зарплату по пятницам -- для "снятия напряжения": впереди два выходных... Останавливаясь перед выбором: или брать неспособного, но непьющего, или спеца с золотыми руками, но пьющего -- выбираем последнего. А что делать?..Так или иначе текучесть кадров составляет 30--35%. Много хороших спецов сманили частные предприятия (однако там, видимо, не мед: пятеро уже вернулись). Другие нашли лучшие места. Основу коллектива составляет команда, состоящая из начальников цехов, замов, -- мы хорошо понимаем друг друга. Однако чувствуется дефицит хороших специалистов: станочников, сварщиков.

-- Хорошие станочники хотят хорошей зарплаты.

-- Зарплата не ниже средней по республике. Выплачиваем вовремя. В январе -- выдавали даже трижды. Однако значительно увеличить ее у нас нет возможности: растет себестоимость продукции, снижается рентабельность (1997г. -- 30,6%, 1998г. -- 24,5%, 1999г. -- 18,6%, 2000г. -- 10,7% и 2001г. -- 7,9%).

-- Пользуетесь ли кредитами для выплаты зарплаты?

-- Кредиты на зарплату не берем. Лишь на закупку металла. В 2001 году на это брали 50 млн.руб. В позапрошлом -- еще меньше.

-- Многие предприятия тянет на дно социальная сфера. Есть ли она у вас?

-- Больше других "тянет" заводская столовая -- 2--3 млн. убытков ежемесячно. Есть баня, но ее ежегодно на зиму прикрываем -- в целях экономии воды и электроэнергии. От строительства жилья отказались вовсе: одному работнику построили квартиру -- вышло слишком накладно.

-- Часто ли вас проверяют?

-- Только что ушел инспектор Республиканского комитета по охране труда. До него была инспектор городского комитета по охране труда. Приходили пожарники, санстанция, экологи. Однажды наведались проверяющие из 5 организаций сразу. Правда, налоговики ходят по графику.

-- Более желанным гостем на заводе был бы, наверное, инвестор?

-- Конечно. Деньги нужны -- основные средства обновления требуют. К сожалению, об инвесторе пока только можно мечтать...

Автор публикации: Тамара МАРКИНА


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях