Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2221
EUR:
3.5023
RUB:
3.5068
Золото:
248.89
Серебро:
3.07
Платина:
110.33
Палладий:
102.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На страже комфортного жилья и благоприятной среды

Фото: freepik.com

24 марта 2024 г. свой профессиональный праздник отмечают представители двух разных, но близких с точки зрения профессиональной миссии профессий – работники бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, которые своим каждодневным трудом обеспечивают комфорт и удовлетворение самых разных потребностей жителей нашей страны.

Сегодня в центре нашего внимания – достижения и проблемы отрасли ЖКХ.

Согласно информации, представленной на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства, списочная численность работников отрасли по состоянию на 1 сентяб­ря 2023 г. составляла 106,8 тыс. человек. При этом общая укомплектованность организаций ЖКХ работниками на ту же дату оценивалась на уровне 88,9%, т.е. организации данной отрасли, как и во многих других сферах, испытывают нехватку кадров.

Планы по капремонту притормаживает дефицит средств

Оценить деятельность организаций, входящих в систему ЖКХ, можно по результатам выполнения государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совмина от 28.01.2021 № 50, которая включает 7 подпрограмм, направленных на обеспечение комфортных условий проживания и благоприятной среды обитания. В рамках реализации государственной программы в 2022 г. выполнено 11 из 13 преду­смотренных целевых показателей, а также 2 сводных целевых показателя. Отчета о реализации программы за 2023 год пока еще нет, однако известны отдельные показатели. Так, с отклонением от запланированных значений выполнен план по капитальному ремонту: в 2023 г. объем общей площади жилья, введенного в эксплуатацию после капитального ремонта, составил почти 3,5 млн кв. м общей площади жилых домов – 95,1% от плана.

В 2022 г. по республике капремонт был проведен на 3375,4 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что составило 93,2% от плана. Основная причина невыполнения – дефицит бюджетных средств. Именно такое обоснование указано в отчете о реализации программы по итогам 2022 г.

Однако по отдельным направлениям план был выполнен с запасом, например, по ремонту подъездов и замене лифтов. В 2022 г. было отремонтировано 6303 подъезда, произведена замена 2566 лифтов, задание было выполнено всеми областями и г. Минском. А в феврале 2024 г. на заседании коллегии министр ЖКХ Геннадий Трубило сообщил о замене в 2023 г. более тысячи лифтов, что привело к тому, что в стране практически не осталось лифтов со сверхнормативным сроком эксплуатации.

Кроме того, были отремонтированы 1350 тыс. кв. м кровли жилых домов и более 4000 подъездов. Заменено более 95 тысяч устаревшего осветительного оборудования и 391,89 км тепловых сетей. Задача министерства на 2024 год – не допустить падения достигнутых показателей, а также продолжить оказывать качественные услуги населению.

Сдерживание роста ЖКУ и экономия средств

Одно из основных направлений работы министерства – сдерживание роста затрат на оказание ЖКУ. Учитывая, что существенный удельный вес в данных затратах занимают энергоресурсы с немалой их стоимостью, основной упор делается на снижение расходов топливно-энергетических ресурсов, выполнение энергосберегающих мероприятий, снижение потерь тепловой энергии и воды при транспортировке. Оптимизируются накладные расходы, численность сотрудников за счет внедрения процессов автоматизации и передовых технологий.

Благодаря принимаемым мерам в 2023 г. обеспечено выполнение запланированного уровня по снижению затрат на оказание ЖКУ населению не менее чем на 5% в сопоставимых условиях. Кроме того, по оценке работы за этот период по организациям ЖКХ экономия составит 117,69 млн руб., что равно 104,3% к заданию на 2023 год.

Но следует отметить, что несмот­ря на проделанную работу ЖКУ стали одними из лидеров по росту цен в 2023 г. (годовой прирост в декабре 2023 г. – 8,5% при инфляции 5,8%). Ситуацию сглаживает социально-ориентированный подход к тарифной политике в сфере ЖКУ: калькуляция стоимости коммунальных услуг тесно увязана с ростом доходов граждан. Законодательно определены четкие подходы по изменению тарифов – они могут повышаться два раза в год с 1 января и 1 июня и не должны превышать 0,5 базовой величины в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Результат применения данного подхода – оплата ЖКУ в Беларуси значительно ниже, чем в сопредельных странах, и занимает относительно невысокий удельный вес в доходах белорусских семей. В 2023 г. на эти цели из семейного бюджета было потрачено в среднем до 4,9% (при двух работающих, получающих среднереспубликанскую заработную плату и проживающих в типовой квартире). Что касается семьи из двух пенсионеров, получающих среднереспубликанскую пенсию, то здесь доля расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи немногим выше 11%. Как сообщил Геннадий Трубило, Министерство ЖКХ будет ориентироваться на эти цифры и в 2024 г.

Цифровизация и принцип «одного окна»

Министерство ЖКХ не стоит на месте и активно внедряет новые технологии. Например, создание службы 115 позволило осуществить учет поступающих претензий и заявок граждан в единой республиканской системе «Диспетчерская служба». Ситуация, столь характерная в прошлом для диспетчерских ЖЭСов, когда обращение жителя могло остаться без внимания, в настоящий момент невозможна. Каждый звонок по вопросам в сфере ЖКХ, в какое бы время суток он ни поступил, фиксируется в системе специалистами контакт-центров и незамедлительно в автоматическом режиме передается исполнителю для дальнейшей работы. Наличие общереспубликанской информационной базы позволяет не только регистрировать заявки граждан из любого уголка страны, но и контролировать их выполнение.

Ежегодно в службу 115 поступает более 4,5 млн звонков граждан со всей республики. За 11 месяцев 2023 г. в автоматизированной системе «Диспетчерская служба» зарегистрировано порядка 4,3 млн заявок, их них 1,8 млн (более 40%) решено путем разъяснений и консультаций. Больше всего граждане в текущем году обращались по вопросам уборки подъездов многоквартирных жилых домов, несоответствия температуры горячей воды санитарным нормам, отсутствия света в квартире, уборки придомовой территории. По итогам 2023 г. количество претензий на качество оказываемых ЖКУ снизилось на 3,7% (задание было 1,5%).

Зеленая повестка

Еще одно направление работы, которое курируют коммунальщики, – переработка мусора и сбор вторсырья. За январь-декабрь 2023 г. в Беларуси заготовлено 822,9 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов, что в пересчете на душу населения дает около 89 кг вторсырья на каждого жителя республики. Лидер в этом плане – Минск (105,5 кг на каждого жителя столицы). Второе место у Гродненской области (93,5 кг). На третьем месте находится Могилевская область с результатом 92,9 кг собранных вторичных ресурсов на каждого жителя. В Витебской области этот показатель составляет 92,5 кг на душу населения, в Брестской – 83 кг, в Гомельской – 82,2 кг, а в Минской – 72,4 кг. В целом же доля перерабатываемого мусора (твердых коммунальных отходов) в Беларуси составляет 35,5% (январь-сентябрь 2023 г.).

***

Таким образом, сегодня коммунальные службы, несмотря на нехватку работников и некоторый дефицит бюджетных средств, вполне эффективно выполняют показатели в рамках государственной программы, обеспечивая комфортное жилье и благоприятную среду в полном соответствии с поставленными задачами. Конечно, не все намеченное выполняется в полном объеме и есть над чем работать, однако следует признать, что в целом со своими задачами министерство ЖКХ и его подведомственные службы справляются неплохо.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by